16+

Дом Островского

Драма
1974
176 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 серии

В фильм-спектакль, посвященный памяти Александра Николаевича Островского, вошли фрагменты постановок по пьесам драматурга: «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Волки и овцы», «Пучина», «Снегурочка», «Сердце не камень», «Светит, да не греет», «Бешеные деньги», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».

Вступительное слово главного режиссера театра народного артиста СССР Бориса Равенских.

Фильм снимали в павильонах «Мосфильма» в 1974 году. Элина Быстрицкая до сих пор помнит, как в начале семидесятых ее вводили в спектакль «Волки и овцы». Фрагмент из этой постановки потом вошел в фильм «Дом Островского». Партнерами Быстрицкой были Николай Рыжов и Михаил Жаров. Разные по темпераменту и характеру. «Я с каждым играла по-своему», — говорит актриса.

Съемки на «Мосфильме» шли параллельно с репертуарными спектаклями. В павильонах были установлены декорации, свет. Наготове стояли гримеры и костюмеры… Многие сцены снимали в черно-белом варианте. Поэтому пришлось на ходу менять костюмы. Но Быстрицкая все же настояла на платье пурпурного цвета. Модель шили по французским лекалам. И хотя на экране зрители так и не увидели этих оттенков, вкус актрисы оценили.

Писатель Петр Вайль о фильме-спектакле «Дом Островского»:

«Александру Островскому в русской культуре уготована была, с одной стороны, почетная, с другой, скромная участь — ответчика за оживление общественных тенденций. На всем протяжении ХХ века, в периоды социального безвременья, которые заметно преобладали, Островского теснил более обобщенный и всемирный Чехов. Реалист Островский выходил на первый план, когда его коллизии можно было хоть как-то соотнести с окружающей жизнью.

Первый раз такое произошло в 60-е годы прошлого века, когда коллектив чуть отодвинулся перед личностью, инструкция — перед инициативой. Когда чуть реабилитировался быт и семейные страсти встали едва ли не в один ряд с общественными.

И уж совсем Островский оказался живым и актуальным в 90-е, с появлением реальных, а не сценических дельцов и предпринимателей, с возвращением терминов, давно снабженных в словарях пометкой «устар.», — «вексель», «закладная». Само понятие «деньги» обрело ту роль, которое оно играет в пьесах Островского. Богач, его манеры и нравы загуляли по просторам страны и тут же — по театральным подмосткам. Если чеховские персонажи заставляют задуматься об экзистенциальных проблемах, то герои Островского вызывают чувства более приземленные и ярко окрашенные: жалость, смех, презрение, омерзение.

Надо надеяться, придет время Островского самодостаточного, не привязанного к веяниям времени. В его великолепной драматургии все для этого есть — остро выстроенные сюжеты, незабываемые портреты, блистательный юмор». <…>

В ролях: Николай Анненков, Иван Любезнов, Галина Кирюшина, Пров Садовский, Элина Быстрицкая, Николай Рыжов, Ирина Ликсо, Борис Телегин, Лилия Юдина, Михаил Жаров, Юрий Соломин, Елена Гоголева, Никита Подгорный, Михаил Царёв, Сергей Харченко и другие
Режиссеры: Феликс Глямшин, Владимир Монахов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна