Алексей Толстой
Персона

Алексей Толстой

Годы жизни:
05 сентября 1817 — 10 октября 1875
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Писатель
,
Поэт
Содержание

Алексей Толстой вошел в историю русской литературы как поэт и прозаик. Его лирика легла в основу знаменитых романсов Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и других композиторов. Вместе с братьями Жемчужниковыми он создал одну из самых известных литературных мистификаций — вымышленного писателя Козьму Пруткова, чьи афоризмы известны и сегодня.

Егор Ботман. Портрет Александра II (фрагмент). 1856. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Граф Алексей Толстой родился в Санкт-Петербурге 5 сентября 1817 года. Его отец Константин Толстой служил советником в Государственном ассигнационном банке. Он происходил из старинного дворянского рода: его родным братом был художник Федор Толстой, а дальним родственником — писатель Лев Толстой.

Мать будущего писателя, Анна Перовская, была внебрачной дочерью государственного деятеля Алексея Разумовского. Брак Толстых распался, когда их сыну исполнилось полтора месяца: Анна Толстая покинула мужа и уехала в имение в Черниговской губернии. В поездке ее сопровождал брат Алексей Перовский — писатель, известный под псевдонимом Антоний Погорельский.

Все детство Толстого прошло в Малороссии. После развода отец не виделся с сыном, и воспитывал его дядя, который всячески поощрял любовь племянника к искусству и словесности. Он написал для него повесть «Черная курица, или Подземные жители», в которой главный герой, мальчик Алеша, попадает в волшебное подземное царство. Погорельский заботился об образовании племянника, оплачивал для него учителей. Уже в шесть лет Толстой писал и говорил на немецком, английском и французском языках. В детстве он увлекся поэзией и вспоминал об этом позже: «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи — настолько поразили мое воображение некоторые произведения лучших поэтов, найденные мною в каком-то толстом, плохо отпечатанном и плохо сброшюрованном сборнике в обложке грязновато-красного цвета».

В 1826 году Антоний Погорельский с сестрой и племянником переехал в Санкт-Петербург. Он был знаком с поэтом Василием Жуковским, наставником цесаревича — будущего императора Александра II. По протекции Жуковского Алексея Толстого представили наследнику престола, и он вошел в число детей, с которыми Александр играл по воскресеньям.

В 1827 году Погорельский с сестрой и ее сыном отправился в Европу. Они посетили немецкий Дрезден, осматривали памятники архитектуры. В Веймаре Антоний Погорельский и Алексей Толстой побывали у писателя Иоганна Гёте. В 1831 году они отправились в Италию и почти три месяца провели переезжая из города в город. В Италии 14-летний Толстой познакомился с живописцем Карлом Брюлловым.

Карл Брюллов. Портрет поэта и драматурга графа Алексея Толстого в юности (фрагмент). 1836. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В конце 1830-х годов Алексей Толстой поступил на службу: его причислили к Русской миссии в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Назначение было формальным, он часто бывал в России или путешествовал по Европе. В 1840 году Толстой вернулся на родину, где поступил в чиновники и быстро продвигался по службе. В 1842 году его возвели в титулярные советники, а к 1846 году — в надворные советники. Толстой, однако, не слишком дорожил карьерой и хотел вовсе ее оставить: его больше увлекала литература. Он часто сочинял по ночам, писал стихи, но не считал нужным их публиковать.

Писатель Василий Инсарский, современник Толстого, в воспоминаниях описывал его как красивого молодого человека с белокурыми волосами, отмечал его физическую силу. Граф, как и многие юноши его возраста, любил балы и танцы, был щеголем и пользовался популярностью у женщин. Он посещал музыкальные и танцевальные вечера, бывал в опере, держал лошадей. Его шутки часто бывали резкими, а проделки оставались безнаказанными благодаря давнему знакомству с цесаревичем Александром. Толстой любил охотиться: именно поэтому на портрете кисти Карла Брюллова граф запечатлен с ружьем и охотничьей сумкой.

Илья Репин. Портрет Алексея Толстого (фрагмент). 1896. Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля, Москва

Алексей Толстой начал писать прозу в конце 1830-х годов. Первые его рассказы были фантастическими и полными мистики, интерес к которой он унаследовал от дяди Антония Погорельского.

Рассказ «Семья вурдалака», который Толстой написал на французском языке, при жизни автора не был опубликован. Первым его изданным произведением стала повесть «Упырь», она вышла в 1841 году. В ней продолжилась мистическая тема: героями произведения стали вампиры, обитающие в дворянской усадьбе. Толстой подписал повесть не своей фамилией, а псевдонимом Краснорогский — от названия усадьбы Красный Рог, в которой он бывал в детстве. Критики приняли «Упыря» благосклонно и в рецензиях отзывались о таланте молодого автора.

В 1843 году Толстого пожаловали в камер-юнкеры, он должен был участвовать в официальных церемониях при дворе и сопровождать членов императорской семьи. В 1851 году он вместе с цесаревичем Александром поехал на маскарад в Большом театре. На балу Толстой встретил девушку, лицо которой скрывала маска. Он не узнал ее имени, но их знакомство вскоре продолжилось. Незнакомку звали Софья Миллер, она была замужем за военным. Через некоторое время она покинула мужа ради Алексея Толстого, но официально пожениться они смогли только спустя много лет, в 1863 году: бывший супруг не давал Миллер развода, а мать Толстого была против этого союза.

Встреча с Софьей Миллер вдохновила Толстого на стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Позднее Петр Чайковский написал романс на эти стихи.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал…

Во время Крымской войны Толстой по своему желанию поступил в армию. В 1855 году его зачислили в стрелковый полк, который располагался неподалеку от Одессы. В тех местах разразилась эпидемия тифа, и вскоре писатель заразился им. Болел он тяжело, но смог полностью восстановиться. После войны к нему в Крым приехала жена, и они вместе отправились в путешествие по полуострову. Под впечатлением от красот крымской природы он написал цикл стихотворений «Крымские очерки». Толстой показывал супруге свои стихи: он прислушивался к ее мнению и называл свои строгим критиком. Софья Миллер разбиралась в искусстве и литературе, была образованной и эрудированной женщиной для того времени.

Козьма Прутков — фантастический портрет к псевдониму братьев Жемчужниковых и Алексея Толстого. 1850-е. Государственный исторический музей, Москва

В начале 1850-х годов в литературных журналах появились басни, стихи и афоризмы Козьмы Пруткова. Мало кто из читателей знал, что за этим вымышленным именем скрываются четыре автора: братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы и Толстой, который приходился им родственником. Они были дружны и часто собирались в квартире братьев в Петербурге, писали шуточные стихи и рассказы.

Вымышленному писателю Пруткову придумали биографию, политические взгляды, семью и чиновничью службу. Жемчужниковы и Толстой писали пьесы, басни, эпиграммы, стихи и пародии от его имени. Прутков стал собирательным образом самовлюбленного бюрократа: его напыщенные изречения вызывали смех у образованной публики.

Прутков «прожил» 12 лет. После его «смерти» в журнале «Современник» вышел некролог, в котором говорилось, что писатель скончался на своем рабочем месте от инсульта. Несмотря на столь недолгую жизнь, его афоризмы стали крылатыми и воспринимались многими как народная мудрость:

Если хочешь быть счастливым, будь им.
Бди!
Лучше скажи мало, да хорошо.
Никто не обнимет необъятного.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

В 1850-е годы Алексей Толстой начал публиковать свои стихи, которые написал еще в юности. Его лирические произведения вдохновляли композиторов на романсы. Большую часть его поэзии положили на музыку Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Толстой знал и любил народные русские песни: фольклорные мотивы звучали в его стихотворении «Кабы знала я, кабы ведала» о тоске девушки по молодцу. Любовная лирика в его творчестве перекликалась со стихами о природе, о любви к всему живому:

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Толстой в совершенстве владел немецким, английским, французским и итальянским языками. Он переводил шотландские баллады, стихи Гете, Байрона. Поэт долго и тщательно работал над переводами, много писал и переписывал: сохранилось множество его черновиков с разными вариантами стихотворений.

В 1856 году на престол вступил Александр II. В год его коронации Толстого назначили флигель-адъютантом — так называли офицеров для особых поручений, которые находились при императоре. Но Толстой не хотел служить ни придворным, ни военным, ни чиновником. В письмах к жене он сожалел, что служба занимает так много времени и меньше его остается на литературу. В 1861 году писатель вышел в долгожданную отставку, стал жить с супругой в имении Пустынька в окрестностях Санкт-Петербурга и редко бывал в столице.

Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный (фрагмент). 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Толстой задумал роман «Князь Серебряный» еще в 1840-х годах, тогда же сделал первые наброски. Личность царя Ивана Грозного всегда его интересовала, он изучал старинные письменные источники, исторические труды и фольклор. Толстой закончил роман в 1861 году и опубликовал спустя год. В произведении писатель изобразил государство времен Грозного: интриги боярства, казни и жестокость опричников. Главный герой романа, князь Никита Серебряный, — вымышленный персонаж, но многие действующие лица романа были реальными историческими личностями, например Малюта Скуратов, один из предводителей опричников. Сам автор выразил свое отношение к Ивану Грозному и его эпохе в послесловии к роману:

Простим грешной тени царя Иоанна, ибо не он один несет ответственность за свое царствованье; не он один создал свой произвол, и пытки, и казни, и наушничество, вошедшее в обязанность и в обычай. Эти возмутительные явления были подготовлены предыдущими временами, и земля, упавшая так низко, что могла смотреть на них без негодования, сама создала и усовершенствовала Иоанна, подобно тому, как раболепные римляне времен упадка создавали Тивериев, Неронов и Калигул.

Во второй половине 1860-х Алексей Толстой вернулся к поэзии, стал писать баллады и притчи по фольклорным мотивам. Литературовед Исаак Ямпольский отмечал, что былины и баллады Толстого — это прежде всего поэтические представления автора об истории Руси. Сам писатель считал, что автор в произведении может отойти от исторических фактов, если того требует замысел.

С возрастом здоровье Алексея Толстого ухудшалось, он страдал от головных болей и вынужден был часто ездить на лечение в Европу. В 1875 году писатель скончался в своем имении в Черниговской губернии. Детей у него не было, и все свое имущество он завещал жене Софье.