Демьян Бедный

Годы жизни: 13 апреля 1883 - 25 мая 1945
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Писатель, Поэт
Содержание
Демьян Бедный быстро завоевал авторитет в большевистских кругах и получил неофициальное звание классика пролетарской поэзии. С приходом партии к власти книги поэта стали издавать внушительными тиражами, а сам литератор переехал в Большой Кремлевский дворец. Бедный стал первым советским писателем — обладателем ордена Красного Знамени. Однако в конце жизни он столкнулся с жесткой критикой, его произведения перестали печатать, а имя вычеркнули из рядов советских поэтов.

Из фельдшера в литераторы

Ефим Придворов — будущий поэт Демьян Бедный — родился 13 апреля 1883 года в деревне Губовка Херсонской губернии. Когда ему было три года, отец забрал его в Елисаветград, где работал сторожем при церковном училище. Они жили вдвоем в подвальной комнате на скромное жалованье отца. Мать лишь изредка навещала сына, но мальчика эти визиты мало радовали: «Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское».
В духовном училище отец прослужил несколько лет, но в 1890 году лишился работы. Семилетнему Ефиму Придворову пришлось переехать к матери и деду в Губовку. Мать мало заботилась о сыне. Мальчик сравнивал эти годы с каторгой: «Если я остался жильцом на этом свете, она [мать] менее всего в этом повинна. Держала она меня в черном теле и била смертным боем». Дед же, «удивительно душевный старик», сочувственно относился к внуку и жалел его. Он любил рассказывать ему об аракчеевщине в деревне и барских наказаниях. Эти суровые воспоминания деда надолго запомнились Ефиму Придворову, а позже легли в основу его стихотворений.
О многом мне поведал дед.
Суровы были и несложны
Его рассказы и ясны,
И были после них тревожны
Мои младенческие сны.
Демьян Бедный
В Губовке Придворов поступил в сельскую школу. Больше всего его увлекало чтение. Он выучил наизусть сказку Петра Ершова
«Конек-горбунок» и не расставался с романом «Разбойник Чуркин» Николая Пастухова. Еще школьником он начал подрабатывать: сочинял прошения как сельский писарь, читал псалтырь по усопшим и выполнял разные поручения. Большую часть заработка забирала мать, остальное он тратил на книги. Придворов закончил четыре класса школы с похвальным листом.
Осенью 1896 года Ефим Придворов поступил в военно-фельдшерскую школу в Киеве в качестве «казеннокоштного» воспитанника: учился он за государственный счет. Оставив нелюбимую мать, он с жадностью приступил к учебе.
Когда мне предлагают написать об «ужасах» военного воспитания в военно-фельдшерской школе, то мне становится просто неловко. Какие там ужасы, когда я в школе впервые почувствовал себя на свободе. Высокие белые стены, паркетные полы, ежедневно горячие обеды — да мне такое и во сне не снилось никогда. Я был на десятом небе от блаженства.
Демьян Бедный
Здесь он впервые написал стихи. Патриотические строки были посвящены императору Николаю II
и его миротворческому выступлению 1899 года, на котором монарх говорил о необходимости разоружения.
В 1900 году Ефим Придворов окончил школу и отправился на военную службу в Елисаветград. Работа в лазарете была нетрудной, но тяготила юношу: его все больше увлекала поэзия. В 1901 году он написал два стихотворения — «Ответ издалека» и «Лебеди», и опубликовал их в петербургском «Сборнике русских поэтов и поэтесс». Все четыре года в армии он продолжал учиться сам, чтобы получить аттестат зрелости — так он мог попасть в высшее учебное заведение.
В 1904 году Придворов экстерном сдал экзамен за полный курс мужской классической гимназии и поступил в Петербургский императорский университет. Однако юноша выбрал не медицинский факультет, а историко-филологический: он видел свое призвание в гуманитарных науках. Подрабатывал на жизнь Придворов частными уроками.
В 1905 году страну охватила волна крестьянский восстаний. После восьми лет военного воспитания революционные настроения пугали Ефима Придворова: он сторонился студенческих беспорядков и стремился сосредоточиться на учебе. Однако оградить себя от духа революции Придворов не смог — он стал задумываться над справедливостью существующего строя, а трагический исход революции и полицейский террор 1907–1909 годов показали жестокость правящей власти. Придворов перешел на сторону бунтующих.
В стихотворении 1908 года «Письмо из деревни» он называет себя «природным мужиком» и рассказывает о крестьянских бедах, о смерти родных, о всеобщем разорении и нужде. В стихотворении «Не примирился — нет!..»
он сокрушается, что ему не хватает смелости присоединиться к освободительному движению. А в сочинении «Песнь моя в плену…» — терзается, что не может опубликовать свои стихи. Придворов прислал произведения в журнал «Русское богатство». Эти сочинения не напечатали, но зато студент-филолог попал в литературную среду столицы, стал посещать заседания Литературного общества. Наконец, в 1909–1910 годах четыре стихотворения Придворова появились на страницах «Русского богатства».

Свободолюбивые стихи

В 1910 году Ефим Придворов познакомился с большевиком Владимиром Бонч-Бруевичем, редактором сборника «Избранные произведения русской поэзии». Поначалу молодой поэт просто присылал ему свои стихи, ища поддержки своему творчеству. Убедившись в том, что Придворов искренне сочувствует революционным идеям, Бонч-Бруевич ввел студента в круг своих постоянных гостей-большевиков. В квартире редактора планировали действия партии в Думе, обсуждали литературные проекты и новые издания. Постепенно студент втянулся в дела большевистской партии, стал лучше разбираться в общественной жизни и существующих проблемах.
В 1911 году он опубликовал в социал-демократической газете «Звезда» несколько своих произведений: «Сонет»
, «Праздник», «Сыпок» (первоначальное названное «Memento!»). Также в свет вышло стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном»
о борце за права крестьян. Прототипом персонажа стал дядя поэта, Демьян Придворов, по прозвищу Бедный. В родном селе его знали как атеиста и критика власти.
Резко политические стихотворения Придворова нравились большевикам. Поэта сделали сотрудником редакции газеты «Звезда». Специально для издания литератор начал писать стихи на злободневные темы: об обмане народа на выборах в Думу, о лицемерной буржуазной прессе, о продажных царских министрах. Помимо новых произведений, на страницах стали появляться стихотворения, накопившиеся за годы вынужденного молчания: «Не стало пламенных бойцов…», «Бывает час…»
, «Тщетно рвется мысль…», «Молчи!». Все эти сочинения могли навлечь гнев властей, поэтому подписывать их поэт решил псевдонимом Демьян Бедный. Так он подписал свою первую басню «Кукушка», которая вышла в 1912 году.
Как только появились первые стихотворения, а потом басни Демьяна Бедного в нашей «Звезде», от Владимира Ильича [Ленина] пришло к нам в редакцию письмо, в котором он запрашивал, кто такой Демьян Бедный, обращал наше внимание на этого молодого даровитого поэта и советовал нам как можно ближе привлечь его в нашу среду, к нам в газету. Он характеризовал его произведения как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель. И с тех пор он неизменно относился самым внимательным образом к творчеству Демьяна Бедного.
Владимир Бонч-Бруевич
К 1912 году репрессии властей против «Звезды» усилились: номера изымали из продажи, некоторые материалы облагали штрафами, редакторов сажали в тюрьмы. Работать в пролетарской газете стало опасно, к тому же эти труды почти не приносили денег. «Измытарился. Дьявольски тяжелая роль — быть литературным пролетарием», — вспоминал Бедный. Несмотря на постоянную угрозу ареста, в 1912 году поэт вступил в партию.
В 1913 году Демьян Бедный выпустил свою первую книгу — «Басни». Критики встретили издание радушно, хотя и усомнились в удачном выборе жанра. Рецензент Владимир Кранихфельд написал в «Современном мире»: «Того значения, какое басня имела в доброе старое время, она уже не возвратит себе. Для этого слишком разнообразны формы, которые имеет в своем распоряжении современная литература». Но Демьяна Бедного интересовали подобные «устаревшие» жанры: вскоре он взялся за сказки и написал «Диво дивное»
, «Пирог да блин», «Сказки», «Куры».

Певец пролетарской революции

С началом Первой мировой войны
Ефим Придворов отправился на фронт. В армии он прослужил один год. Это спасло его от неприятностей в столице: как раз в это время газету «Правда» ликвидировали, а многих ее сотрудников арестовали. Придворову приходилось скрывать свою литературную деятельность и псевдоним. Писал он урывками: единственная сохранившаяся фронтовая рукопись поэта — наброски сказки «Скупой черт». Большинство законченных произведений Придворов отправлял в Петроград: стихотворение «Птицы», басни «Пушка и соха»
, «Ловля гусей», «Бог богатства».
Вернувшись с фронта, Ефиму Придворову для прикрытия пришлось поступить на службу в Центральный военно-промышленный комитет. Здесь он встретился со своими товарищами, Владимиром Бонч-Бруевичем и Александром Серафимовичем, и возобновил подпольную партийную работу. С помощью большевиков Придворов издал свою вторую книгу — «Диво дивное и другие сказки».
После Февральской революции
Демьян Бедный печатался в большевистской газете «Известия», а позднее — в воссозданной «Правде». Сочинения писателя нравились Ленину, он считал их «действительно пролетарским творчеством» и не раз цитировал их в своих выступлениях. Близкое общение с лидером партии выдвинуло Демьяна Бедного в авангард пролетарского искусства.
С приходом к власти большевиков Демьян Бедный оказался среди литературной элиты. В начале 1918 года вместе с лидерами партии он переехал из Петрограда в Москву и получил квартиру в Большом Кремлевском дворце
. Поэт жил насыщенной жизнью: он выступал на митингах, солдатских собраниях и концертах. Во время Гражданской войны Бедный вел агитационную работу среди красноармейцев. В эти годы стало популярным его стихотворение «Проводы»
, больше известное как военная песня «Как родная меня мать провожала».
В 1923 году Демьян Бедный получил орден Красного Знамени — он первым из литераторов РСФСР удостоился этой боевой награды. В сопроводительной грамоте говорилось, что произведения писателя «простые и понятные каждому, а потому и необыкновенно сильные, — зажигали революционным огнем сердца трудящихся и укрепляли бодрость духа в труднейшие минуты борьбы». В 1925 году вышло первое Полное собрание сочинений поэта. Общий тираж всех его книг в 1920-е годы превышал миллион экземпляров.
Наверное, я удивлю вас, если скажу, что предпочитаю Демьяна Бедного большинству советских поэтов. <…> Он без остатка растворяется в естественности своего призвания, чего нельзя сказать, например, о Маяковском, для которого это было только точкой приложения части его сил. На такие явления, как Демьян Бедный, нужно смотреть не под углом зрения эстетической техники, а под углом истории.
Однако не все отзывались о творчестве Демьяна Бедного благосклонно. Некоторые литераторы были против засилья «демьянов бедных». А теоретик имажинизма Вадим Шершеневич писал, что пролетарские поэты, подобные Демьяну Бедному, «не несут никаких завоеваний ни в области формы, ни в области идеологии». Даже большевикам не всегда нравились сочинения Бедного. Писатель сам признавался, что иногда брал темы «с маху» и «хватал сгоряча мимо слов Ильича».

Опала на Демьяна Бедного. Смерть поэта

После смерти Владимира Ленина в партии началась борьба за главенствующее место в ней. В этом противостоянии Демьян Бедный поддержал Иосифа Сталина. Это помогло поэту остаться на литературной передовой. В этот период он писал стихи на острые политические темы: о победе Советской армии над китайскими милитаристами, строительстве колхозов, антирелигиозной пропаганде. Среди произведений того времени — стихотворения «Нас побить, побить хотели!»
, «Черта с два!»
, атеистическое Евангелие «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна».
Однако вскоре отношение властей поменялось. В 1930 году фельетоны Демьяна Бедного «Перерва», «Слезай с печки» и «Без пощады» жестко раскритиковал секретариат ЦК КПСС. Сталин, прежде благосклонно относившийся к работе писателя, назвал эти сочинения «клеветой на СССР, клеветой на наш народ». В 1935 году Народный комиссариат внутренних дел обнаружил дерзкие записи Демьяна Бедного о деятелях партии. Через год оперу «Богатыри» по либретто поэта сняли с показа и запретили.
В чем существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее. <…> И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.
Иосиф Сталин
В этот период в творческой жизни Демьяна Бедного наступило затишье: Полное собрание сочинений поэта больше не печатали, его произведения в изданиях не публиковали, имя поэта убрали из учебных программ. В 1938 году Бедного исключили из партии и Союза писателей.
Владимир Айвазян. Смерть детоубийцам. Текст Демьяна Бедного. Окно ТАСС №570. 1942. Изображение: goslitmuz.ru
Павел Соколов-Скаля. Вояка-раскаряка. Текст Демьяна Бедного. Окно ТАСС №594. 1943. Изображение: goslitmuz.ru
Перч Саркисян. Фашистские «искусствоведы». Текст Демьяна Бедного. Окно ТАСС №612. 1943. Изображение: goslitmuz.ru
Только с началом Великой Отечественной войны
произведения Бедного стали вновь печатать. В патриотических стихах и баснях поэт призывал соотечественников бороться за независимость, превозносил Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. Также в эти годы вместе с другими поэтами и художниками он создавал агитационные плакаты «Окна ТАСС». Однако завоевать прежнее расположение властей литератору так и не удалось.
25 мая 1945 года Демьян Бедный умер. Похоронили поэта в Москве на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

1. Демьян Бедный — не единственный псевдоним Ефима Придворова. В начале творческой карьеры за поэтом следили, поэтому ему постоянно приходилось искать новые способы законспирировать свою работу. Так он начал писать под другими вымышленными именами — Мужик Вредный, Друг Сердечный, Шило, Кастерный, Покойник. Это позволило литератору спокойно печатать свои произведения в нелегальных изданиях. В начале Великой Отечественной войны Бедному снова пришлось сменить псевдоним — он подписывал свои сочинения «Д. Боевой».
2. Несмотря на то что в 1930-е годы Демьян Бедный остался в стороне от культурной жизни страны, в 1937 году творческий коллектив Кукрыниксы пригласил поэта поучаствовать в создании альбома «Кого мы били», посвященного 20-летию Октябрьской революции
. Литератор сочинил 13 сатирических стихотворений на белогвардейских военачальников, среди которых — Лавр Корнилов, Петр Краснов, Антон Деникин, Константин Мамонтов, Александр Колчак.
Кукрыниксы. Константин Мамонтов. Иллюстрация к альбому «Кого мы били». Текст Демьяна Бедного. 1937. Изображение: fishki.net
Кукрыниксы. Антон Деникин. Иллюстрация к альбому «Кого мы били». Текст Демьяна Бедного. 1937. Изображение: fishki.net
Кукрыниксы. Петр Краснов. Иллюстрация к альбому «Кого мы били». Текст Демьяна Бедного. 1937. Изображение: fishki.net
3. Современники часто сравнивали Демьяна Бедного и Владимира Маяковского
, ведь они стояли у истоков советской поэзии. После Гражданской войны литераторы вместе работали над серией плакатов «Окна РОСТА». Демьян Бедный вспоминал: «Мы с Маяковским так работали, что временами казалось — нас только двое».
Маяковский хоть и невысоко ценил художественную значимость творчества Бедного, но уважал его поэтический труд. На выступлении 1927 года в Праге Маяковский сказал: «Революционное государство оценивает развитие искусства… по тому, как искусству удается проникнуть в массы. Демьян Бедный, вероятно, с прежней точки зрения, не является поэтом, но для советского общества, если красноармейцы с его стихами на устах бросались против танков, его поэзия имеет огромное значение».
4. Демьян Бедный пользовался расположением властей. Среди подарков правительства, которые получил поэт, — квартира в Кремле, дача в поселке Мамонтовке с большим садом и персональный вагон для комфортных путешествий по стране. Также писателю удалось собрать одну из крупнейших частных библиотек в СССР, которая насчитывала более 30 тысяч томов.
5. Михаил Булгаков
внимательно следил за литературным богоборчеством Демьяна Бедного и даже собирал газетные вырезки его произведений. Некоторые исследователи считают, что диалог Берлиоза и Ивана Бездомного в первой части «Мастера и Маргариты»
основан на антирелигиозных высказываниях Бедного. Так, о своей поэме «Новый завет без изъяна от евангелиста Демьяна» поэт писал: «Я взял канонические евангелия, какие они есть, и попытался… показать, что Иисус выглядит совсем иначе, чем принято изображать. <…> Это — первый этап антирелигиозной работы. — «Посмотри, сколь твой бог жалок и омерзителен!» Второй этап. «Ни хорошего, ни плохого бога не было. Выдумка!»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна