Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Марк Антокольский

Марк Антокольский

  • 2 ноября 1843–14 июля 1902 |
  • Страна рождения: Литва |
  • Скульптор

Работы Марка Антокольского — неоднозначные и новаторские для своего времени — критика принимала не всегда. Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения. Антокольский стал известен еще до 30 лет, когда скульптуру его авторства купил для Эрмитажа Александр II.

СЛИШКОМ СМЕЛЫЙ ДЛЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Марк Антокольский родился 26 июня 1843 года в Вильне (сегодня — Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно. Кроме Марка у Антокольских было еще шестеро детей — он был самым младшим.

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве. За первый художественный опыт — мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь — его наказали, да и в целом родители не поощряли увлечение сына. В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех».

Когда Антокольский подрос, его отдали подмастерьем к резчику по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка Антокольского взяли в Академию художеств — в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.

Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским, Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора. В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев». Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи.


«Из всего созданного Антокольским не было у него задачи более великой, сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, о несчастной участи целого племени, затоптанного и мучимого, и сверх того Антокольский пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто совершенно новое и небывалое».

Владимир Стасов, критик


Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило — слишком смело. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене. Чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин.

«...ЗАСНУЛ БЕДНЫМ, ВСТАЛ БОГАТЫМ»

«Даль всегда заманчива… Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство... О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский. В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм. Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию.

«Мое положение с каждым днем становилось все хуже и хуже, моя бодрость была надломлена, по временам я падал духом: у меня не было ни настоящего, ни будущего — оставаться в Академии было невозможно и добиться от нее я ничего не мог».

Марк Антокольский


Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Он создал статую Иоанна Грозного. Автору предоставили скульптурные классы, но вскоре ему пришлось менять помещение: из канцелярии Академии пришел приказ немедленно освободить мастерскую. Антокольский переезжал на другой этаж, и, чтобы перенести глиняную фигуру, ее пришлось разрезать на части. На ноябрьскую выставку скульптор не попал: он успел закончить работу только в феврале 1871 года. Зато Антокольский пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну — президента Академии. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II. Он же и приобрел бронзовую статую для Эрмитажа за 8000 рублей — по тем временам это были очень большие деньги. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика.

«Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», — вспоминал скульптор. В это время он познакомился с Иваном Тургеневым, Константином Кавелиным, Сергеем Боткиным и другими. Вскоре его имя стало известно и за границей: гипсовую копию «Иоанна Грозного» приобрел Кенсингтонский музей.

АНТОКОЛЬСКИЙ — ПОЧЕТНЫЙ ЧЛЕН ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ АКАДЕМИЙ

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение — статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного. Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».


Впервые готовую работу увидели посетители Всероссийской политехнической выставки в Москве. Критики не оценили статую, и ее вернули автору в Рим. А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже — и это был успех. По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир, а позже на ее основе были созданы памятники царю в Таганроге и Архангельске.

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу». Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — разрушили традиционный облик Христа. К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов.

В 1876 году Антокольский перебрался в Париж, где прожил почти безвыездно до конца жизни. В Рим он возвращался, только чтобы завершить скульптуру «Сократ», создать надгробный памятник княгини Марии Оболенской, барельеф «Безвозвратная потеря» и другие работы. В 1878 году в Париже на Всемирной выставке ему присудили высшую награду и орден Почетного легиона. Вскоре Антокольского избрали почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской академий. В 1880 году в Петербурге скульптору присвоили звание профессора.


Парижская жизнь кипела. Антокольский вместе с Иваном Тургеневым и Алексеем Боголюбовым образовал «Художественный кружок». В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель».

В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней — бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды был вынужден распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году (по другим версиям во Франкфурте-на-Майне). Похоронили скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть