Не просто монументы: сплетни о 10 русских скульпторах

О том, как истопник стал дворянином, скотник превратился в ректора, пожилой скульптор женился из-за пощечины, сын трактирщика загнал императора на антресоли, а ученица Родена угодила в психиатрическую клинику. Сплетни собирала Софья Багдасарова.
Федот Шубин. Портрет Екатерины II. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Гордеев. Барельеф «Свадебный поезд Амура и Психеи. Изнеможденный Амур». 1794. Музей-усадьба «Останкино», Москва. Фотография: Nikve / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103075461" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Федор Толстой. Бегство Наполеона за Неман. 1812. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Истопник стал дворянином

Федот Шубин, пожалуй, самый важный русский скульптор XVIII века.
Помор и соотечественник Ломоносова добрался до Петербурга с рыбным обозом. За пазухой — своя резьба по перламутру и кости: крестики, гребни, иконки. По знакомству попал во дворец истопником.
Смог показать работы кому надо — и талантливого юношу отправили учиться в Академию художеств. Закончил ее с аттестатом 1-й степени — получил личное дворянство.
Истопник стал дворянином. А потом еще Екатерина Великая крестила его дочь.

Скотник превратился в ректора

Федор Гордеев — другой значительный мастер XVIII века, родился в семье скотника, который служил на дворцовой Сарской мызе (сейчас Царское Село).
Дарование мальчика заметили, и уже в 15 лет его приняли в Академию художеств. Удивительно, как работали социальные лифты в то время. Гордеев оказался не только талантливым ваятелем и преподавателем — но и администратором. В итоге он стал ректором Императорской Академии художеств.

Граф Толстой себя опозорил

Федор Толстой — самый изящный и тонкий скульптор эпохи ампира.
Карьера представителю графского рода светила другая: он закончил полоцкое Иезуитское училище, затем Морской корпус — чтобы пойти по флотской стезе.
Стал адъютантом товарища министра морских сил вице-адмирала Чичагова. Родные ждали, что он сам дорастет до адмирала. Но граф все бросил и отдался страсти к рисованию и лепке — в общем, опозорил себя.

Пожилой скульптор женился из-за пощечины

Иван Мартос — один из столпов классицизма, сделал карьеру и был богат. Немолодой вдовец, отец восьмерых детей, кормил множество приживалок и бедных родственников, в том числе неимущую девицу Авдотью Спиридонову. Дочери Мартоса обращались с этой дворянкой плохо, как-то одна из них даже влепила ей пощечину. Авдотья, плача, начала собирать пожитки, чтобы покинуть дом. Мартос, услышав об этом, надел вицмундир с орденами и на глазах у дочерей попросил у Авдотьи руки и сердца. Так он и женился из-за пощечины, а то бы никогда и не собрался.
Иван Мартос. Хронос. 1792. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Марк Антокольский. Скульптура «Царь Иоанн Васильевич Грозный». 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр Клодт. Одна из 4-х скульптур «Укротители коней» на Аничковом мосту, Санкт-Петербург. Фотография: Kora27 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28696677" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>

Сын трактирщика загнал императора на антресоли

Марк Антокольский — великий мастер исторической скульптуры. В молодости пытался добиться успеха, но не смог: в Академии художеств бедного юношу из Вильно обижали и задвигали. Стал ваять Ивана Грозного — едва добился помещения, небольшой каморки на 4-м этаже. Закончил и захотел отдать на выставку — отказывались смотреть.
Чудом сумел заманить к себе президента Академии — великую княгиню Марию Николаевну, а той вдруг понравилось. И она рекомендовала своему брату, императору Александру II, обязательно взглянуть на работу.
Ох, как испугалось академическое начальство: захотели перетащить «Ивана Грозного» в приличную залу, а он тяжелый, не пролезает, и времени в обрез. Пришлось в спешке покрасить узкую лестничку, постелить на ней ковры и даже газовое освещение провести. Император приехал, забрался на антресоли и одобрил Антокольского.

Повелитель лошадей изящно отомстил

Петр Клодт — создатель анималистического жанра в русской скульптуре, бросив в молодости армию ради искусств, сперва был беден и жил на продажу статуэток. Он влюбился в дочь Мартоса — от второго брака с той самой девицей Авдотьей. Попросил у матери ее руки и получил жесткий отказ. Мол, девица балованная, дочь ректора, нельзя ей жить с Клодтом в нужде.
«Будь моя дочь бедная, трудолюбивая девушка, как племянница моя Улинька, например, да посватайтесь вы за нее, я бы вам слова поперек не сказала!» — отчитывала Авдотья. Клодт вспылил и тотчас попросил руки этой племянницы Ульяны. Брак состоялся. Как же кусала локти Авдотья Мартос, когда Клодт сделал карьеру, разбогател и стал заваливать жену богатыми подарками! Так он изящно отомстил, хотя уже и не думал об этом.

Ученица Родена угодила в психиатрическую клинику

Анна Голубкина
 — первая русская женщина-скульптор.
Кроме таланта обладала и неустойчивой психикой — успела полежать в клинике профессора Корсакова и в других лечебницах. Какой-то нехороший глаз, видимо, был у ее учителя Родена — ведь его другая знаменитая ученица, Камилла Клодель, вообще страдала шизофренией и умерла взаперти.
Впрочем, с Голубкиной еще много чего было интересного: в Сену с моста бросалась, казацкого коня на скаку останавливала, превращала бильярдные шары в произведения искусства.
Сергей Коненков. Скульптурная композиция «Атланты». Усадьба Кузнецовых, Москва. Фотография: Dmitrijsh / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21375066" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY 3.0</a>
Анна Голубкина. Скульптура «Старость». 1898. Музей-мастерская А. Голубкиной, Москва. Фотография: shakko / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31013065" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>
Вера Мухина. Скульптура «Мир» на волгоградском планетарии. Фотография: Mark Levisay / <a href="https://www.flickr.com/photos/mlevisay/5154311751/in/album-72157624565298183/" target="_blank" rel="noopener">flickr.com</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/" target="_blank" rel="noopener">CC BY 2.0</a>

Мастер сожительствует с профессором Преображенским

Вера Мухина — автор знаковых советских скульптур. Ее мужем был профессор медицины Алексей Замков, изобретатель легендарного фантастического препарата «Гравидан». А еще его считают одним из прототипов булгаковского профессора Преображенского.
Увы, в отличие от литературного персонажа, спастись от неприятностей одним звонком «наверх» он не смог: из Института экспериментальной медицины его уволили в 1930-м, осудили на три года с конфискацией, потом опять вытащили и создали под него новый институт, который следом опять разгромили. В общем, довели человека до инфаркта. На могиле Мухина поставила мужу памятник своей работы с надписью «Я сделал для людей все, что мог».

Придворный портретист Сталина подозревается в эротическом искусстве

Сергей Меркуров — создатель бесчисленных скульптур и бюстов Сталина и Ленина.
А еще, поговаривают, — автор «советской» эротической азбуки, в которой каждая буква изображена с помощью людей в непристойных позах. Версия распространенная, но недоказанная.
А внук скульптора Антон Меркуров на частые вопросы о подтверждении авторства с неизменным достоинством отвечает, что его подтвердить потомки не могут, но их предок, безусловно, в аналогичных событиях участие принимал.

Лауреат Ленинской премии служил прикрытием советской шпионки

Сергей Коненков — знаменитый русский и советский скульптор.
Как уехал в 1923 году «открывать выставку» за границу, так и не возвращался в СССР до 1945 года, когда Сталин за ним и его скульптурами специально прислал целый пароход «Смольный».
Жил он в эти годы в США и лепил знаменитостей, а переводила ему жена Маргарита, умница и красавица. Кстати, и Альберт Эйнштейн считал ее необыкновенной. Он и познакомил Маргариту со многими американскими физиками-ядерщиками, в том числе руководителем проекта «Манхэттен» Оппенгеймером.
Вот и думай, а за кем Сталин-то пароход на самом деле присылал в 1945-м? Действительно ли скульптор был женат на шпионке?
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна