Вера Холодная
Персона

Вера Холодная

Годы жизни:
05 августа 1893 — 16 февраля 1919
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер кино

В детстве и юности Веры Левченко ничто не предвещало яркой артистической славы. Она была дочерью гимназического учителя. Жили Левченко сначала в Полтаве (там и родилась Вера), потом в Москве. Вера недолго училась в балетном училище Большого театра, но оттуда ее забрали по настоянию бабушки. Однако заглушить артистические устремления девочки не удалось. Они нашли выход позже — уже после того, как Вера окончила гимназию, вышла замуж за юриста Владимира Холодного, стала матерью двух дочерей. Молодая дама вращалась в богемных кругах, и однажды ее заметил кинорежиссер Евгений Бауэр. Он работал в фирме «А. Ханжонков и Ко». Вера Холодная попалась ему на глаза как раз в тот момент, когда он готовился к постановке фильма «Песнь торжествующей любви». Красивая и совершенно неопытная актриса сыграла в нем девушку-сомнамбулу. И «Песнь», и Холодную ждал огромный успех!

«Красота Веры — женский идеал начала XX века: тонкий профиль под копной черных кудрей, нежная девичья шея, густая тень от длинных ресниц. Миниатюрная, изящная, с точеными плечами и «японской» ножкой в туфельке 33-го размера. Восхищала грациозная пластика актрисы, какая-то милая застенчивость. И почему-то всегда грустно глядели с экрана большие, глубокие, серые глаза Веры Холодной».
Киновед Нея Зоркая

Карьера Холодной развивалась стремительно, но, увы, недолго. С 1915 по 1919 год актриса снялась во множестве фильмов (кто-то из историков называет цифру 40, кто-то — 50, но надо принимать в расчет, что сохранились всего восемь картин с участием актрисы), работала с самыми знаменитыми режиссерами раннего русского кино: Евгением Бауэром, Петром Чардыниным; ее партнерами были актеры-звезды: Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. «Вера Холодная играла девушек и женщин разных званий и слоев: курсисток и модисток, аристократок и дам полусвета, — пишет Нея Зоркая. — Но судьбы ее героинь всегда были несчастными, в финале фильма соблазненную ждали обман и расплата, покинутую — пуля в сердце или в висок, петля или воды реки».

Финал жизни самой Веры Васильевны Холодной тоже вышел трагическим. В 1918 году она снималась в Одессе, в тамошнем ателье Дмитрия Харитонова (новый киноделец увел у Ханжонкова двух главных звезд — Веру Холодную и Витольда Полонского). Жить и работать в голодной, революционной Москве уже не было возможности. Уезжать из России Холодная не хотела, о чем даже сообщала в прессе. Умерла она на родине, внезапно — от осложнения после гриппа-испанки. В феврале 1919-го смерть всеобщей любимицы Веры Холодной поразила не только Одессу, но всю страну. Тело актрисы набальзамировали и в стеклянном гробу положили в специальную часовню у моря — чтобы люди могли по-прежнему видеть ее и приносить цветы…

Обстоятельства смерти и похорон Холодной вызвали немало толков, версий. Вообще, ее жизнь во многом остается загадкой, а секрет успеха и неизбывного интереса публики так до конца и не разгадан. Она была больше чем актриса. Вера Холодная — первая русская кинозвезда. «Королева экрана» — так была она представлена на афишах и в заголовках. Образ большеглазой красавицы до сих пор манит исследователей. Не секрет, что Вера Холодная стала прообразом героини фильма «Раба любви». Конечно, не только она. Сценарий Фридриха Горенштейна и Андрея Кончаловского, по которому снял фильм Никита Михалков, представляет собирательный портрет пионеров русского кинематографа, отступающих на юг, подальше от революционных столиц и поближе к кораблям на Ниццу и Константинополь. Но в образе Ольги Вознесенской ясно просматривается именно Вера Холодная. «Нам хотелось, чтобы это была не просто мелодрама, чтобы все персонажи были людьми «с биографиями», — вспоминает художник картины Александр Адабашьян в книге «Павел Лебешев. Хочется сделать праздник», — чтобы чувствовалась эта неустойчивая революционная атмосфера, в которой люди снимают «немую фильму» про «рабу любви»». Елена Соловей, сыгравшая кинозвезду Вознесенскую, не очень похожа на Веру Холодную. Но лицо актрисы — с тонкими, аристократическими чертами, — чуть нарочитая, изломанная пластика идеально вписали ее в образ кинодивы 1910-х годов.

Главные красавицы отечественного кино
Самые чувственные и манящие женские роли.

Смотрите также

Евгений Евстигнеев
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1992
Анна Павлова
Актер кино
Танцор
Россия
1881–1931
Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1994
Михаил Чехов
Актер кино
Режиссер
Актер театра
Россия
1891–1955