Владимир Щуко

Годы жизни: 05 июля 1878 - 17 января 1939
Страна: Германия
Сфера деятельности: Архитектор
Содержание
Владимир Щуко начал интересоваться рисованием еще в ранней юности. Он поступил в Академию художеств на архитектурное отделение, но параллельно учился скульптуре и рисунку, живописи и гравюре. Однако в историю русской культуры Владимир Щуко вошел как архитектор — создатель величественных неоклассических зданий и монументальных проектов молодого Советского государства.

Архитектура, скульптура, живопись: обучение в Академии художеств

Владимир Щуко родился 5 июля 1878 года в Берлине, в семье отставного военного. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в Тамбове. Там Щуко окончил реальное училище. Уже в детстве он интересовался рисованием, поэтому после окончания учебы будущий архитектор переехал в Петербург и поступил на архитектурное отделение Академии художеств
, в мастерскую Леонтия Бенуа.
На рубеже XIX и ХХ веков Бенуа был одним из наиболее знаменитых российских архитекторов, а его мастерская считалась ведущей мастерской Академии художеств. Попасть к нему в класс было большой удачей. Бенуа учил студентов самостоятельно мыслить и развивать свои творческие способности. При этом своих вкусов и убеждений педагог ученикам не навязывал.
Кроме архитектуры Владимир Щуко всерьез увлекался живописью и скульптурой. Он брал дополнительные уроки: живописи его обучал Илья Репин
, рисунку — Лев Бруни
, занятия по гравюре вел Василий Матэ, а скульптуре молодой архитектор учился в мастерской Владимира Беклемишева. Кроме этого, Владимир Щуко интересовался театральным искусством и даже некоторое время играл в Художественном театре. Он также создавал декорации и костюмы к постановкам: оформил спектакли в Большом драматическом театре
, «Привале комедиантов» и «Старинном театре» в Петербурге, Малом театре
в Москве. Однако большая часть его эскизов до наших дней не сохранилась.
Несмотря на широкий круг интересов, главным делом Владимира Щуко оставалась архитектура. В 1904 году он окончил Академию и представил в качестве дипломной работы проект дворца наместника на Дальнем Востоке. Стиль проекта был заявлен как русский ампир, однако в нем уже прослеживалась концепция петербургской неоклассики — направления, в котором Щуко работал значительную часть жизни.
За дипломный проект Щуко получил звание художника и право поездки за границу — ее полностью оплачивали из государственной казны. Во время путешествия он побывал в Афинах, Стамбуле и Риме. Владимир Щуко создал целую серию рисунков, которые уже в России представил на собственной выставке.
В 1906 году архитектор снова выехал за границу, но на этот раз побывал только в Италии. Он прожил там почти год, особенно подолгу задерживался в Мантуе, Риме и Венеции. Вернувшись в 1907 году в Петербург, он вновь организовал выставку, которая имела колоссальный успех.
Доходный дом К.В. Маркова. Фотография: Yokki / wikimedia.org
Пропилеи Смольного института. Фотография: Ирина Борсученко / фотобанк «Лори»
Дом губернского земства (Здание штаб-квартиры СБУ в Киеве, Украина). Фотография: Lavana / wikimedia.org

Мастер петербургской неоклассики

Первыми крупными архитектурными проектами Владимира Щуко стали два доходных дома. Он построил их для военного инженера Маркова в 1907 году на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Оба здания выполнены в неоклассическом стиле. Архитектор воплотил в них необычный замысел: продлил колонны во всю высоту фасада, а между ними расположил эркеры. Такая конструкция должна была выглядеть громоздкой и тяжеловесной, однако оба здания получились строгими и элегантными. В одном из этих домов располагалась квартира самого Щуко. Там же находилась творческая мастерская, где он проводил занятия для молодых архитекторов. Одновременно он преподавал декоративную композицию и архитектурное рисование в Женском политехническом институте. С 1913 года Щуко возглавил Женские архитектурные курсы, которые в дальнейшем были преобразованы в Архитектурный институт.
В 1911 году Щуко спроектировал русские павильоны для Выставки изящных искусств в Риме и Международной торгово-экономической выставки в Турине. Эти проекты принесли ему международную славу и звание академика архитектуры, благодаря чему Владимир Щуко стал одним из самых востребованных архитекторов своего времени. По его проектам строились Памятный зал Академии художеств
в Петербурге, Дом губернского земства в Киеве (сейчас в этом здании находится штаб-квартира СБУ), загородные усадьбы петербургской знати.
Революция 1917 года мало повлияла на деятельность Владимира Щуко: он принял новую власть, по-прежнему работал над проектами и преподавал в Архитектурном институте, ректором которого был с 1913 года. Также художник рисовал политические карикатуры для различных изданий, создавал памятники вождям революции в Одессе и Петрограде, работал театральным художником-оформителем.
Российская государственная библиотека имени В.И. Ленина. Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Проект Дворца Советов. Фотография: stroi.mos.ru
Ростовский театр драмы имени М. Горького. Фотография: Борис Панасюк / фотобанк «Лори»

Ленинка и Дворец советов: сотрудничество с Владимиром Гельфрейхом

С 1918 года Щуко стал работать в соавторстве со своим бывшим студентом — архитектором Владимиром Гельфрейхом. Первой их совместной работой стал павильон иностранного отдела Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве 1923 года. По другому их проекту в том же году были сооружены пропилеи Смольного — парадный подъезд, образованный двумя пятиколонными портиками в римско-дорическом стиле. Это было первое монументальное сооружение, возведенное в Петрограде после прихода советской власти.
Один из самых известных памятников, разработанных Щуко и Гельфрейхом, — фигура Ленина у Финляндского вокзала, установленная в 1926 году.
С середины 1920-х годов Щуко и Гельфрейх стали работать в манере советского конструктивизма. В этом архитектурном стиле они спроектировали Дворец труда в Иванове, Драматический театр имени Горького в Ростове-на-Дону и самую масштабную работу — здание Библиотеки имени Ленина
в Москве.
Последние годы своей жизни Владимир Щуко посвятил работе над проектом Дворца Советов в Москве. Его соавтором вновь был Владимир Гельфрейх. В двух открытых конкурсах проектов Щуко и Гельфрейх не участвовали. Они представили свой вариант лишь на третий, закрытый отбор, проходивший в 1932 году. Утверждена была работа Бориса Иофана
, однако правительство решило объединить усилия всех трех архитекторов. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, но реализовать проект не удалось: началась война. Конструкции здания использовали для более важных строек, например мостов. После войны все силы и средства были направлены на восстановление страны, а проект Щуко, Гельфрейха и Иофана заморозили.
Кроме Дворца Советов Владимир Щуко в 1930-е годы разработал проекты Мацестинского виадука в Сочи, Большого Каменного моста в Москве и станции московского метро «Электрозаводская». В 1939 году архитектора не стало. Владимира Щуко похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна