Публикации раздела Музеи

Самые культурные городки и деревни России

Самая красивая деревня России, центр паблик-арта и деревенский ретрит: «Культура.РФ» рассказывает шесть историй о том, как искусство изменило судьбы опустевших поселений.

Вятское, Ярославская область

Впервые село Вятское упоминается в «Летописи ярославских сел и деревень» 1502 года. Тогда на его территории находились митрополичий двор и 11 крестьянских домов. Спустя 60 лет село разрослось: за рекой Ухтомкой появилась слобода торговцев и ремесленников. Вятское богатело, по четвергам в селе устраивали ярмарки. Помимо торговли, деньги деревне приносили и отходники — так называли крестьян, которые уезжали на заработки в другие поселения и города.

Вятское славилось штукатурами, лепщиками, кровельщиками, печниками. Например, местный крестьянин Петр Телушкин уехал на лето в Петербург и без лесов отремонтировал шпиль Петропавловского собора. Его считают основоположником отечественного промышленного альпинизма.

Разбогатев, предприимчивые крестьяне построили в Вятском вычурные дома на манер столичных, декорируя фасады лепниной и кружевными водостоками. Здесь появились мощеные улицы, богадельни, библиотека и школа, гостиницы, постоялые дворы, трактиры и множество торговых лавок. Главным товаром были знаменитые соленые огурцы: вятские соленья даже подавали к императорскому столу и продавали за границу.

После революции в Вятском началась разруха. Почти век деревня медленно разрушалась, пока в 2006 году благодаря инициативе ярославского предпринимателя Олега Жарова не начались реставрационные работы. Градообразующим предприятием стал историко-культурный комплекс «Вятское», который объединил 32 восстановленных культурных памятника. Здесь можно покататься на каруселях в Музее русских забав, изучить историю развития бытовой техники в Музее кухонной машинерии, узнать о традициях банной культуры в музее «Банька по-черному», увидеть, как работали станки начала XX века, в музее «Удивительный мир механизмов и машин».

В 2020 году в Вятском открылась штаб-квартира ассоциации «Самые красивые деревни и городки России». О деревне начали писать СМИ, ее включили в предварительный Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Половина жителей села так или иначе участвует в работе музейного комплекса. Сотрудники восстанавливают местные промыслы, например готовят к открытию огуречный цех. Каждый год Вятское посещают около 300 тысяч туристов.

Никола-Ленивец, Калужская область

В III тысячелетии до нашей эры на левом берегу реки Угры появилось поселение древних вятичей. В 1480 году именно в этой местности произошло знаменитое стояние на Угре, положившее конец татаро-монгольскому нашествию на Русь.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска захватили эти территории без боя. Отступая в 1943 году, нацисты сожгли все жилые дома, оставив в Никола-Ленивце только церковь. После войны в деревне построили несколько домов, но жизнь там практически замерла.

В 1989 году на Угру приехал московский архитектор Владимир Щетинин, который мечтал построить дом вдали от цивилизации. В Никола-Ленивце, где в XIX веке обитало более двух тысяч человек, он застал лишь трех жителей и семь разрушающихся домов — и решил возродить это красивое место. Архитектора поддержали друзья — врач Александр Горячев и художник Николай Полисский. Последний и предложил превратить село и его окрестности в арт-парк. Несколько лет Полисский занимался живописью, а затем захотел, по его собственному выражению, «войти в пейзаж». Вместе с местными жителями художник начал возводить арт-объекты из снега, веток, дров и сена. Так, в 2004 году на берегу Угры появился новый символ Никола-Ленивца — 18-метровая скульптура из древесины вяза под названием «Маяк».

Чтобы посмотреть на объекты в жанре лэнд-арт, в Никола-Ленивец начали приезжать туристы и журналисты. В 2006 году в деревне прошел первый фестиваль «Архстояние». С тех пор каждый год сюда прибывают архитекторы со всего мира и создают арт-объекты из природных материалов, которые становятся частью ландшафтного парка.

Еще одной традицией Никола-Ленивца стали ежегодные гулянья на Масленицу, в финале которых сжигается гигантская скульптура. Что только не горело в арт-парке за последние годы: 20-метровые «Медиабашня», «Жар-птица», «Байконур», «Бастилия», готический замок.

Благодаря фестивалям пустующая территория превратилась в модное арт-пространство с туристической инфраструктурой, готовое принять огромное количество гостей. Так, только за три дня «Архстояния» в июне 2021 года Никола-Ленивец посетили 11 тысяч человек.

Учма, Ярославская область

В XV веке святой преподобный Кассиан Грек основал на берегу Волги монастырь — Кассианову пустынь. Храмы простояли до середины XX века. На месте монастыря жили заключенные сталинского Волголага и участники стройки «Большая Волга». Храмы снесли, а затем изменился и сам ландшафт. Из-за создания Рыбинского водохранилища к месту бывшего монастыря — деревне Учма — можно подплыть только на лодке.

В Учме живут всего 20 человек. Один из них, лесник Василий Смирнов, в 1999 году открыл местный музей. Сначала о нем знали только сами жители, а в 2020 году Учемский музей истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни оказался в шорт-листе престижной премии «Европейский музей года».

В музее работает несколько экспозиций. Одна рассказывает о монахе Кассиане Учемском, который в миру был князем Константином из византийской императорской династии. Другая выставка посвящена феномену «русской Атлантиды». С исчезнувшей цивилизацией сравнивают русские деревни, подобные Учме, жизнь из которых практически ушла. Третья экспозиция — «Своя лодка. Старухи о любви» — стала известной на всю Россию. Ее концепция максимально проста, но производит сильное впечатление: в каждой комнате избы звучат голоса пожилых женщин, они рассказывают свои истории любви. Вспоминают, как встречались с избранниками, расставались, выходили замуж и хоронили мужей. В закрытой деревенской школе расположилась еще одна экспозиция — «Музей дыр и заплат», посвященная времени, когда люди дорожили вещами и старались продлить им жизнь.

Василий Смирнов и его жена Елена называют свой музей «психотерапевтическим», не рассчитанным на коммерческий успех. Однако в наши дни в Учму все чаще приезжают туристы, а местные жители начали работу по благоустройству села.

Выкса, Нижегородская область

История Выксы неразрывно связана с металлургическим заводом, основанным в 1757 году братьями Баташёвыми — выходцами из Тульской оружейной слободы. Когда императрица Елизавета издала указ о закрытии всех заводов в радиусе 200 верст вокруг Москвы, братьям пришлось искать новое место для своего предприятия. Приокский район привлек их залежами богатой железной руды, и вскоре на берегу реки Выксун появились завод и поселение вокруг него. В советское время это предприятие оставалось одной из главных металлургических баз России.

Выксунский завод входит в группу Объединенной металлургической компании. Она и стала инициатором и организатором главного местного культурного события. Фестиваль «Арт-овраг» получил свое название по первому месту проведения — оврагу Выксунского парка, который образовался на месте высохшего пруда.

На фестиваль приглашают скейтеров и велосипедистов с мастер-классами, в городе появляются объекты в жанре лэнд-арт, а также проходят спектакли. За 10 лет «Арт-оврага» стрит-арт-художники создали в Выксе более 100 работ, большую часть которых составляют муралы — масштабные настенные росписи (от испанского muro — «стена»). Так, в 2017 году наружные стены одного из цехов завода расписал Миша Most и тем самым создал самый большой мурал в Европе площадью 10 800 квадратных метров.

За время существования фестиваля в Выксе построили 85 арт-объектов и семь арт-дворов. Каждый год в город приезжают знаменитые художники и артисты, например в 2020 году в Выксе открыли настенную роспись знаменитого мастера современного искусства Эрика Булатова.

Арт-инициативы местные жители приняли не сразу. Работу американского скульптора Джона Пауэрса «Большой Джинни» они, например, сожгли. Однако организаторам фестиваля удалось увлечь выксунцев своим проектом. Художники приезжают в город не на несколько дней: они живут в Выксе некоторое время и привлекают к своей работе местных.

Со временем обитатели Выксы полюбили арт-объекты. Так, когда граффити «Сказка о потерянном времени» художника Паши 183 закрыли на ремонт, местные жители сами собрали деньги на его восстановление.

Организаторы фестиваля стремятся сделать город комфортным для жизни и интересным для молодежи, которая до этого стремилась уехать из Выксы. Например, вокруг пруда появилась новая набережная, беседки и павильоны, бывшая танцплощадка в парке стала современной эстрадой, а зимой там заливают каток. А еще в городе работает программа «Арт-двор»: все желающие обустроить пространство у своего дома могут подать заявку, а организаторы приглашают архитекторов — и они разрабатывают игровые площадки и зоны отдыха.

Мышкин, Ярославская область

Этот город на берегу Волги известен еще с XI века. Легенда гласит, что проезжавший в этих местах князь Федор Мстиславский прилег отдохнуть на берегу. Его разбудила мышь, которая забралась князю на лицо. Тот разгневался, но в ту же минуту увидел рядом змею и понял, что мышка сохранила ему жизнь. В честь чудесного спасения князь повелел воздвигнуть на этом месте храм имени святых Бориса и Глеба. А разросшийся вокруг собора город стали называть Мышкином.

В середине XII века Мышкин сильно пострадал во время междоусобных войн владимирских и суздальских князей, а в 1238 году город практически стерли с лица земли войска хана Батыя, но со временем его отстроили заново. В XVIII–XIX веках благодаря активной речной торговле по Волге Мышкин расцвел и превратился в крупный купеческий центр. Здесь работали картинная галерея, большая библиотека, известный театр. Существовали они до революции 1917 года. Вскоре местные заводы закрылись, в городе не осталось работы, количество жителей уменьшилось почти на 90%, и в 1927 году Мышкин превратился в село.

Все изменилось в 1966 году, когда писатель-краевед Владимир Гречухин основал в Мышкине этнографический музей, который со временем стал частью большого выставочного комплекса. Гречухину помогали местные школьники: ездили в небольшие экспедиции по соседним областям, находили брошенные подлинные предметы деревенского быта — прялки, корчаги, светцы. Об энтузиастах начали писать в газетах, сначала в местных, а потом и в крупных изданиях — «Известиях», «Правде», «Советской культуре». Это принесло свои плоды: на Волге появилась пристань для круизных теплоходов, в город снова потянулись туристы, и в 1991 году селу, количество гостей которого стало в десятки раз превышать число местных жителей, вернули статус города.

В том же 1991 году в городе появился знаменитый Музей мыши. В нем выставлены многочисленные фигурки и работают концептуальные экспозиции: «Мышь в сказке», «Мышь в музыке», «Мышь в изобразительном искусстве» и другие. В выставочный комплекс также входят Музей столицы лоцманов, Музей льна, Музей валенка и Музей водочника Петра Смирнова. На территории музея под открытым небом можно увидеть деревянное зодчество XIX века, в Музее уникальной техники — необычные средства передвижения, от телеги до моторных катеров. А еще в городе работают целых четыре театра на шесть с половиной тысяч жителей: «Столбовский дом», Домашний театр Опочининской библиотеки, Театр-студия Дома культуры и Театр мыши.

Сеп, Удмуртская Республика

В маленькой удмуртской деревне Сеп на 450 жителей нет сотовой связи, интернета и газа. Недалеко расположено еще несколько поселений, где живут около 900 человек, а дальше — населенные пункты, которые существуют только на карте. Лужаны, Ыжнюк, Николаевка, Митроки, Бисар, Палым, Верхний Пежвай и многие другие поселения давно заброшены. В 2012 году жители Сепа, куда часто приезжают бывшие обитатели этих поселений, решили устроить праздник — День деревень. На него собралось 700 человек, и организаторы сделали это событие ежегодным. Так, на второй праздник прибыло уже полторы тысячи гостей, чтобы увидеться друг с другом, поделиться воспоминаниями и новостями, рассказать детям о семейной истории.

Вдохновившись успехом праздника, жители Сепа захотели создать Музей исчезнувших деревень, чтобы сохранить историю этих мест. Они подали заявку на грант Фонда Владимира Потанина и разработали концепцию музея при поддержке нижегородского творческого объединения «Рыба Морзе — Кама рекордз» во главе с Александром и Ольгой Юминовыми.

Музей исчезнувших деревень разделен на несколько зон. Во временном отделе выставлены архивные и современные фотографии, в экспедиционном — старинные предметы быта, а в мультимедийном гости могут посмотреть на экранах живые воспоминания местных жителей. В центре музея студенты-архитекторы создали открытую площадку для чтения и отдыха в форме цветка италмас — символа Удмуртии. Также в музее работают интерактивные зоны: посетители могут сесть за гончарный круг и создать изделие из глины, а еще попробовать настоящие табани — традиционные удмуртские лепешки.

После появления музея Сеп получил новый грант — на развитие проекта «Культурный квартал». Студенты-архитекторы уже создали два из девяти запланированных объектов — площадку «7 деревень» на центральной площади, где проходят ярмарки, и экспозицию под открытым небом «Двор». В ближайшем будущем жители собираются превратить местный ДК в современный культурный центр и построить гостевые дома для туристов.


Автор: Полина Пендина

Смотрите также