Публикации раздела Музеи

Александр III: миротворец и коллекционер

В Государственном историческом музее работает выставка, посвященная 175-летию со дня рождения императора Александра III. При его правлении Россия ни разу не участвовала в вооруженных конфликтах, началось строительство Транссибирской магистрали, он стоял у истоков создания Исторического музея. Один из самых известных портретов императора кисти Валентина Серова, портсигар из чистейшего родонита, пулемет «Максим», из которого стрелял Александр III, — «Культура.РФ» рассказывает о семи экспонатах выставки «Александр III Миротворец».

Портрет Александра III с рапортом в руках (1900)

Валентин Серов. Портрет Александра III с рапортом в руках. 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Этот один из самых известных живописных образов императора создал художник-портретист Валентин Серов. Но Александр III никогда не позировал для Серова: в годы его царствования тот был еще молодым, начинающим художником. Единственный раз, когда он видел императора воочию — на лестнице Гатчинского дворца. Портрет исполнен по заказу 12-го гренадерского Астраханского полка. В тот же день, когда великий князь Александр Александрович родился на свет, он был назначен шефом этого полка и оставался им вплоть до своей смерти. После кончины императора полк носил его имя до своего упразднения в 1918 году.

Пулемет (1887–1888)

Фирма Maxim Gun Company Limited. Пулемет. 1887–1888. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

В начале 1880-х годов британский изобретатель и оружейник Хайрем Стивенс Максим предложил правительству США принять на вооружение пулемет его конструкции, но американские военные отнеслись к нему как к остроумной механической диковинке. В 1883 году Максим эмигрировал в Великобританию, где открыл собственную мастерскую, а через год представил образец «автоматического орудия» под 11,4-миллиметровый винтовочный патрон, штатный тогда в британской армии. Это была первая модель в будущем знаменитого пулемета «Максим». Оружие получилось не совсем удачным: конструкция была слишком сложной и требовала многочисленных регулировок, патроны с дымным порохом быстро загрязняли механизмы. И хотя эту модель нигде не приняли на вооружение, в 1885 году на Международной выставке изобретений она получила золотую медаль, а британское правительство заказало три экземпляра для дальнейших испытаний. Через два года, в 1887-м, изобретатель представил усовершенствованную конструкцию. Система оказалась настолько удачной, что Максим получил небольшой заказ от британского флота.

В 1887 году в Петербург доставили первые три пулемета Максима нового типа на треножных станках. Военный министр Российской империи Петр Ванновский приказал заказать британскому оружейнику несколько экземпляров под русский 4,2-линейный патрон и провести испытания — в них лично участвовал император Александр III. Из пулемета, представленного на выставке в Государственном историческом музее, император стрелял 8 марта 1888 года в манеже Аничкова дворца.

Письма министров иностранных дел Франции Александра Рибо и Российской империи Николая Гирса (1891)

Письмо министра иностранных дел России Н.К. Гирса послу России во
Франции А.П. Моренгейму. 1891. Архив внешней политики Российской империи, Москва

В начале 1890-х годов сложилась особая политическая обстановка: на престол Германской империи взошел молодой кайзер Вильгельм II, а это привело к тому, что система союзов, которую выстраивал Отто фон Бисмарк, разрушилась. В 1890 году Германия отказалась продлевать договор перестраховки с Российской империей. В центре Европы складывался враждебный как для России, так и для Франции военно-политический блок — Тройственный союз, к которому в те годы тяготела и Великобритания.

Союз между Россией и Францией оказался единственной альтернативой политической изоляции. Первоначально он был заключен тайно. В 1891 году министры иностранных дел Франции Александр Рибо и Российской империи Николай Гирс обменялись письмами. Стороны обязались совещаться «по каждому вопросу, способному угрожать всеобщему миру» и договариваться о совместных мерах в случае угрозы нападения на одну из них. Публично русско-французский союз подтвердили в 1897 году во время визита в Россию президента Франции Феликса-Франсуа Фора.

Сувенирный молоточек (1896)

Л. Фализ. Сувенирный молоточек. 1896. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франция была заинтересована в публичном признании русско-французского союза — такое политическое решение снижало вероятность агрессии со стороны Германии. На этом фоне 1 августа (20 июля по старому стилю) 1896 года президент Феликс-Франсуа Фор направил Николаю II личное письмо, в котором пригласил царскую чету посетить Францию. Первый официальный визит молодого императора в эту страну состоялся в октябре 1896 года. 7 октября в Париже Александр III заложил мост, соединяющий Елисейские Поля и эспланаду перед Домом инвалидов. Этот мост символизировал русско-французскую дружбу, его назвали в честь российского императора. В ходе торжественной церемонии Фор преподнес Николаю II этот сувенирный закладной молоточек.

Диптих с изображением Страстей Христовых из коллекции А.П. Базилевского (1-я треть XIV века)

Автор неизвестен. Диптих с изображением Страстей Христовых. Первая треть XIV века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Состоятельный русский дворянин Александр Базилевский покинул Российскую империю в качестве дипломата в 1856 году, но вскоре вышел в отставку и решил полностью посвятить себя любимому делу — изучению и коллекционированию памятников западноевропейского Средневековья. В начале 1860-х годов его собрание стало одним из самых значительных в Европе. По каталогу, который Базилевский написал в соавторстве с другом, хранителем Лувра Альфредом Дарселем, коллекция насчитывала 561 предмет. В 1867 году цесаревич Александр Александрович побывал в Париже по приглашению Наполеона III, тогда же, как одну из достопримечательностей города, художник Алексей Боголюбов представил собрание будущему императору.

В 1884 году Базилевский решил расстаться со своим детищем, и государственный секретарь Александр Половцев убедил императора приобрести коллекцию для Эрмитажа. Отменив аукцион, которого с волнением ждал весь антикварный мир, Базилевский продал собрание Александру III за пять с половиной миллионов франков. «Цена коллекции стала так высока, что теперь она достойна одного императора, а я — всего лишь его скромный подданный» — так прокомментировал он сенсационную сделку корреспонденту «Фигаро». В 1885 году коллекция прибыла в Петербург и положила начало созданию Отделения Средних веков и эпохи Возрождения Императорского Эрмитажа.

В XIV веке Париж занимал место главного художественного центра, диктующего свою эстетику остальной Европе. Самым популярным материалом в прикладном искусстве в то время была резная слоновая кость. Именно из этого материала выполнен диптих из собрания Базилевского. Миниатюрные складни повторяли в уменьшенном виде большие церковные алтари и чаще всего посвящались теме Страстей Христовых — на этом экземпляре представлен почти полный цикл, от «Предательства Иуды» до «Явления Христа Марии Магдалине».

Портсигар императора Александра III (1891–1894)

Э. Коллин. Портсигар императора Александра III. 1891–1894. Музеи Московского Кремля, Москва

Александр III курил по большей части папиросы, иногда сигары. В отношении последних, по воспоминаниям современников, он был бережлив и почти никогда сигарами не угощал. Граф Сергей Шереметев в своих мемуарах отметил любопытный факт: на письменном столе императора стояла фигура пожарного, держащего факел — об этот факел правитель обычно и закуривал свою папиросу.

Этот портсигар вырезали из родонита с вишнево-розовой поверхностью, почти без темных пятен, на Екатеринбургской гранильной фабрике. Замок, шарнир и сдержанную золотую оправу для него выполнил знаменитый ювелир, специалист «по матовому золоту» Эрик Коллин. Одно время он работал главным мастером в прославленной царской фирме Карла Фаберже.

Подносное блюдо (1883)

Фирма П.А. Овчинникова. Подносное блюдо. 1883. Российский этнографический музей, Санкт-Петербург

Это блюдо преподнесла императору Александру III и императрице Марии Федоровне депутация донских калмыков в честь коронации. Край блюда оформлен лепестками лотоса, на которых располагаются 15 буддийских символов: восемь благих эмблем, их еще называют аштамангала, и семь драгоценностей чакравартина — идеального правителя в буддизме. Вместе они несут завуалированное послание. Драгоценный зонт — символ правителя, он дает защиту от болезней, злых духов и страданий. Золотые рыбы в движении символизируют способность противостоять невзгодам; бумба — драгоценный сосуд, наполненный нектаром бессмертия, дарует здоровье и долголетие; цветок лотоса олицетворяет чистоту учения. Громкий звук спиральной закрученной вправо раковины пробуждает от неведения, а бесконечный узел — паньчан — символ неразрывной связи и цепи перерождений; знамя — знак победы учения над невежеством и смертью.

Колесо учения — дхармачакра — несет учение Будды и вытесняет зло из человеческих сердец. Семь драгоценностей, по преданию, представляют то, от чего отказался Сиддхартха Гаутама, став Буддой. Это чакра — колесо закона с тысячью спиц — символ симметрии и совершенства; исполняющий желания драгоценный камень чандмань; верная и преданная жена, заботящаяся о своем муже; белый слон — символ самостоятельности правителя; мудрый министр, от которого зависит порядок в государстве; конь — знак солнечной колесницы, а также генерал, победивший всех врагов.


Фотографии предоставлены организаторами выставки «Александр III Миротворец».

Смотрите также