​Нижегородская ​ярмарка

Всероссийское торжище начиналось на Волге еще в ХIII веке. Спустя 300 лет торги получили постоянную прописку у стен монастыря Святого Макария, а после пожара переехали в Нижний Новгород. Днем рождения Нижегородской ярмарки стало 15 июля 1822 года, когда был отстроен главный торговый центр царской России.
С насиженного места — на Стрелку. На слияние двух рек — Оки и Волги — ярмарку погнал пожар. Учитывая государственное значение Всероссийского торжища, император Александр I
отложил строительство Зимнего дворца, пустив дворцовые деньги на экономически важную стройку. В основе проекта — план архитектора Андреяна Захарова, который впоследствии станет автором Адмиралтейства
.
По последнему слову техники. Одна из первых канализационных систем в России, обводной канал стометровой ширины и уникальные гидротехнические сооружения. Ярмарочный комплекс строил инженер Августин Бетанкур. Бетанкуровский канал создавался по подобию «водных артерий» Царского Села 
и Петергофа
. Мост через Оку длиной 510 метров стал самым длинным наплавным мостом своего времени.
Павильон Нижегородской ярмарки. Нижний Новгород, 1900-е годы. Фотография: Максим Дмитриев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Главный ярмарочный дом. Нижний Новгород, 1890–1909 годы. Фотография: Максим Дмитриев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород, 1900-е годы. Фотография: Максим Дмитриев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
От стихов Пушкина до романа-эпопеи Горького. В 1833 году в Нижнем Новгороде побывал Александр Сергеевич Пушкин
. Еще до поездки молва о большом торжище стала фрагментом «Евгения Онегина»
. Впечатление от путешествия Онегина: «Сюда жемчуг привез индеец / Поддельны вины европеец / Табун бракованных коней / Пригнал заводчик из степей». Коренной нижегородец Максим Горький в романе «Жизнь Клима Самгина» отмечал, что Макарьевская ярмарка «убедительно кричала о богатстве страны».
Все флаги в гости. А точнее, по делам торговым. Ярмарка в середине XIX века получила международное признание. Товары везли со всего света: армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы. Много в Нижнем было европейских купцов. Весь будущий Евросоюз — от Франции до Испании, да еще и с колониями. Из-за обилия среди торговцев выходцев из Азии ярмарку называли русским караван-сараем.

И чай, и ситец. И парфюмерия от «Брокар и Ко», и украшения от Фаберже
. Но самый популярный товар начала XIX века — чай. Эталон, стоимость которого влияла на ярмарочные цены. Ценились меха, металл, фарфор, шелк. Ситцы — качественные московские и шуйско-ивановских фабрик для азиатского рынка «съ драконами, змеями — или вернее: «зміями» — и подобными ужасами, весьма легко, однако, побеждаемыми первымъ кипяткомъ».
Павильон речного судоходства на Нижегородской промышленной выставке. Нижний Новгород, 1896 год. Фотография: Максим Дмитриев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка в Нижнем Новгороде. Воздухоплавательный парк. Нижний Новгород, 1896 год. Фотография: Максим Дмитриев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Павильон на Нижегородской промышленной выставке. Нижний Новгород, 1896 год. Фотография: Максим Дмитриев / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Ярмарка для всех конфессий. Архитектурная доминанта нижегородской ярмарки — Спасский Староярмарочный собор
. По архитектору Огюсту Монферрану — родной брат Исаакия
. На ярмарке величие соседствовало с практицизмом. И 50-метровая колокольня собора служила еще и ориентиром для ярмарочных судов. Построили в Нижнем культовые сооружения и для гостей других религий: армяно-григорианскую церковь и мечеть.
Ярмарочный театр. Где гости — там культурная программа. Был и театр. Изначально с труппой из крепостных князя Шаховского. Наведывались и лучшие столичные артисты, в том числе Михаил Щепкин
. А драматург Александр Островский
, побывав на ярмарке, отметил, что театр местный не уступает московскому. Среди выступавших был молодой нижегородец Милий Балакирев — будущий композитор и глава «Могучей кучки»
.

«Веселая самокатная» . Целая улица — как одна большая культурно-развлекательная площадка. Балаганы и цирк, чудеса-новинки: механические и электрические театры — первые русские кинотеатры. Вторая половина ХIХ века принесла новые традиции — гастрольные. На ярмарке появились опера и балет. Получает развитие новый вид искусства — фотография, и в Нижнем открывается первый русский фотомузей
.
Колокольный ряд. Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород, 1911 год. Фотография: Максим Дмитриев / Государственный исторический музей, Москва
Лубочные ряды. Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород, 1911 год. Фотография: Максим Дмитриев / Государственный исторический музей, Москва
Бразильский пассаж. Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород, 1911 год. Фотография: Максим Дмитриев / Государственный исторический музей, Москва
Все ремесленное многообразие России. . Да и сам Нижний Новгород славился ремеслами, которые стали экспонатами музея
: семеновские матрешки
, золотая хохлома
, городецкая роспись
по дереву.

Из нэпа в новый век. Век Нижегородской ярмарки закончился с революцией. Новая экономическая политика превратила «карман России» в рынок кустарных изделий, куда стекались товары со всего Советского Союза. Но второго дыхания хватило ненадолго. В 30-е годы ХХ века в Главном ярмарочном доме заседал Горсовет, несколько десятилетий были городские трущобы, а в 90-х началась новейшая история Нижегородской ярмарки — на сегодняшний день одной из пяти крупнейших в России.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна