Списки для чтения: от дореволюционных до современных

Еще до революции
в школах появились списки книг, которые дети должны были изучать на уроках. Существовали они и в советское время, но уже в измененном виде. Эти перечни повлияли на современное представление о том, какие произведения стоит называть классикой. Рассказываем, что включали в первые списки для чтения, как они менялись в разные годы и кто составлял программы по литературе.

Первые хрестоматии по литературе

Алексей Корин. За книгой (фрагмент). 1900. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Александр Куренной. В школе (фрагмент). 1897. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Николай Богданов-Бельский. Сочинение (фрагмент). Около 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Долгое время в России не было единой учебной программы по литературе. Министерство народного просвещения не составляло списков книг для чтения. И русский язык
, и литературу проходили на одних предметах — словесности и риторике, а программу каждый педагог составлял сам. В духовных училищах упор делали на древнерусскую литературу, летописи, жития святых. А гимназисты подробно изучали творчество иностранных писателей — французских, английских, немецких.
В 1804 году вышел «Устав учебных заведений, подведомых университетам». В этом документе впервые появился термин «хрестоматия» — так называли сборники текстов, которые рекомендовалось использовать на уроках. Журналист и издатель Николай Греч в 1812 году составил хрестоматию «Избранные места из русских сочинений и переводов в прозе». Эта книга стала первым сборником, в который вошли произведения только российских авторов. Через 10 лет, в 1822 году, Греч выпустил новую хрестоматию — «Учебную книгу российской словесности». В ней уже появилась теория: правила русского языка. Критик Виссарион Белинский
писал о сборнике: «Хрестоматия… если не отличается строгостью в выборе пьес, зато знакомит почти со всеми писателями, игравшими сколько-нибудь значительную роль в нашей литературе». В «Учебную книгу» вошли произведения писателей XVIII века — Михаила Ломоносова
, Дениса Фонвизина
, Гавриила Державина
, а также современников Греча — Александра Пушкина
, Василия Жуковского
, Константина Батюшкова. Но раздел современной литературы был совсем небольшим: из всех работ Пушкина поместили туда только небольшой отрывок из «Руслана и Людмилы»
.
В 1830–40-е появились и другие хрестоматии — Василия Эртеля, Василия Рклицкого. В 1843 году «Русскую хрестоматию» составил педагог и критик Алексей Галахов. От других подобных книг она отличалась содержанием. Галахов убрал из сборника многие тексты XVIII века, а взамен добавил произведения современных ему авторов — Михаила Лермонтова
, Николая Гоголя
, Алексея Кольцова.

Официальные рекомендации от Министерства народного просвещения

Николай Пимоненко. Портрет дочери художника за чтением (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
Елена Поленова. За чтением. Нельшевка. На даче Антиповых (фрагмент). 1889. Ярославский художественный музей, Ярославль
Григорий Шегаль. Девочка с книгой. 1935. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
В 1852 году Галахов вместе с профессором Московского университета
Федором Буслаевым написал учебную программу по словесности — «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях». В него включили рекомендации для педагогов и первый список книг для детей разных возрастов — произведения, которые чаще всего упоминались в хрестоматиях. Галахов и Буслаев предлагали изучать литературу по их историческому методу: определять жанр, а затем сравнивать с другими похожими трудами.
В 1850-е Министерство народного просвещения утвердило «Конспект» как программу для всех учебных заведений Российской империи.
Многие преподаватели сами дополняли список литературы, обновление программы обсуждали на съездах учителей в 1860-х. Педагоги предлагали изучать творчество Ивана Тургенева
, Федора Достоевского
, Николая Некрасова
. Буслаев об этом писал: «Пристрастие и личность навсегда должны быть изгнаны из школьного чтения. Потому-то нет ничего несообразнее, как знакомить детей в гимназии с новейшими современными произведениями, место которым еще не обозначено в истории русской литературы».
В 1871 году министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой провел в стране образовательную реформу. Он боролся с революционными идеями в современной ему отечественной литературе. Поэтому часть уроков словесности после реформы заменили на греческий язык и математику. А список книг для чтения так и остался старым: произведения Тургенева, Толстого
, Достоевского в него не добавили.
Назначение большего числа уроков собственно на русскую словесность признается излишним, ибо из истории русской литературы должны быть сообщаемы в гимназиях лишь важнейшие и притом наиболее твердо установившиеся в науке сведения, относящиеся к замечательнейшим произведениям, число которых ограниченно… …Учители находят возможность тратить эти уроки… на самые разнородные рассуждения, не только бесполезные, но иногда и положительно вредные…
Из постановлений Министерства народного просвещения за 1877 год (по книге «Сборник постановлений по Министерству народного просвещения»)
По такой программе дети учились до начала XX века. Литературовед Владимир Каллаш писал: «То, что обычный курс обрывается на Гоголе и Кольцове, всегда было самым печальным и ненормальным явлением нашей школьной жизни». Списки для чтения наконец-то изменились лишь в 1905 году. Тогда в России собрали специальный комитет, в который вошли поэт Иннокентий Анненский
, филологи Василий Сиповский и Илья Шляпкин. Они опросили преподавателей словесности, узнали их мнение о старой программе. Почти все педагоги просили сократить раздел древнерусской литературы и добавить в списки для чтения новых авторов. Так в программе появились произведения Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Островского
, Ивана Тургенева.
Однако некоторые учителя были недовольны новыми списками, так как считали, что они содержат по-прежнему мало актуальных, злободневных произведений.
Если в 1860-е годы и даже в 1872 году Тургенев, Гончаров
, Островский и прочие были действительно актуальными писателями, то к 1903 году из всех вновь включенных в программу писателей активно писал лишь Лев Толстой, поздние произведения которого, разумеется, в гимназиях не преподавались. <…> Если, например, последователи Добролюбова
могли видеть в «Грозе»
или в «Обломове»
актуальные высказывания на «больные» темы русского общества 1860-х годов, такие как влияние крепостничества на мировоззрение и этику общественных элит, то к 1900-м годам эти произведения никак нельзя было прямо соотнести с остро стоявшими вопросами дня.
Филологи Алексей Вдовин, Кирилл Зубков, из статьи «Генеалогия школьного историзма: литературная критика, историческая наука и изучение словесности в гимназии 1860–1900-х годов»
В 1910-е годы программу собирались дополнить вновь. Однако вновь не самыми современными работами писателей Серебряного века, а поздними произведениями Достоевского, Тургенева, романом Алексея Толстого
«Князь Серебряный»
и повестями Николая Лескова
. Изменить списки для чтения помешала революция. И проект 1905 года стал основой для советских и современных программ по литературе.

Списки книг из советских программ по литературе

Илья Галкин. За чтением. 1890. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Исаак Аскназий. С книгой (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск
Анатолий Кувин. За чтением (фрагмент). 1957. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
В СССР списки для чтения редактировали несколько раз. Программу по литературе 1920-х годов разработал литературовед Павел Сакулин. Он почти не менял дореволюционного переченя книг для школьников, добавив в него лишь несколько новых произведений — например, рассказы Антона Чехова
и Максима Горького
, стихотворения Константина Бальмонта
, Валерия Брюсова
, Александра Блока
. Для каждого класса Сакулин составил не один список, а четыре. Чтобы у учителей и детей был выбор, какие книги читать.
В 1930-х в списки для чтения попали новые книги — произведения советских писателей Константина Федина, Лидии Сейфуллиной, Дмитрия Фурманова, Александра Фадеева
и других. А вот выбирать из нескольких перечней педагоги и школьники теперь не могли. Филолог Михаил Павловец писал, что в те годы программа по литературе почти полностью совпадала с дореволюционными образцами. А книги советских писателей занимали в ней лишь 20 процентов. Однако учителям предлагали разбирать произведения иначе: объяснять детям, какой тяжелой была жизнь до революции
и как все изменила советская власть. Филолог Владимир Литвинов в статье для журнала «Литература в школе» писал в 1938 году, как рассказывать биографии писателей: «История жизни писателя — это не только история его роста как личности, его писательской деятельности, но и его общественной деятельности, его борьбы против темных сил эпохи».
Программа по литературе изменилась вновь в 1960 году. Новые списки для чтения составили сотрудники Главного управления школ Министерства просвещения РСФСР. Раздел древнерусской литературы в очередной раз сократили. Теперь в восьмом классе школьники изучали только «Слово о полку Игореве»
. Зато в перечни попало еще больше советской литературы: «Как закалялась сталь»
Николая Островского
, «Поднятая целина»
Михаила Шолохова
, «Молодая гвардия» Александр Фадеева. Дети начали подробнее изучать творчество Александра Пушкина, Владимира Маяковского
, Льва Толстого и Максима Горького. Из-за этого списки литературы стали очень объемными. Учителя жаловались, что пройти все книги просто не получалось: например, на четыре тома «Войны и мира»
Толстого выделяли только шесть уроков.
В 1970-х списки для чтения стали еще больше. Именно тогда в программу по литературе впервые в СССР попал роман Достоевского «Преступление и наказание»
. А еще в перечень рекомендуемых книг вошли стихотворения Сергея Есенина
и Александра Блока.
Во время перестройки в списках появилось несколько разделов: для обязательного изучения, для самостоятельного чтения, для бесед на уроках. Кроме того, и дети, и учителя теперь снова могли выбирать, какие произведения изучать в школе. Филолог Евгений Пономарев писал: «К 1989 году практика учителей-новаторов, которые стали героями дня… не была ограничена ничем. Они преподавали по собственным программам; сами решали, какие произведения будут пройдены на уроке, а какие упомянуты в обзорных лекциях, по каким текстам будут писаться сочинения и работы для городских олимпиад».
В наше время программы по литературе постоянно обновляют. А в 2012 году Министерство образования и науки России опубликовало список «100 книг для школьников». В него включили книги, которые, по мнению авторов, должны прочитать российские школьники к концу 11-го класса.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна