Публикации раздела Архитектура

История одного здания: Ссудная казна в Москве

Здание бывшей Ссудной казны находится в Настасьинском переулке в Москве. До революции здесь выдавали деньги под залог драгоценностей. Затем в строении разместилось Государственное хранилище: при советской власти в него свозили вещи из национализированных дворянских усадеб. Позже часть помещений отдали под «золотые» кладовые Госбанка.

Государственный ломбард для нуждающихся

Казимир Пястушкевич с картины Густава Бролинга. В казначействе. Выдача пенсий в начале месяца (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва

Ссудная казна как кредитное учреждение появилась в России во второй половине XVIII века. Здесь люди могли взять деньги под залог драгоценностей. Вернуть сумму вместе с процентами нужно было не позднее чем через год. По сути, ссудная казна работала как государственный ломбард. Если до ее появления люди шли к частным лицам — купцам, состоятельным соседям, ростовщикам, — то с XVIII века они могли взять деньги у государства.

Ссудные казны первоначально открылись в Петербурге и Москве при благотворительных учреждениях Российской империи — воспитательных домах. В 1913 году в центре Москвы начали строить новое собственное здание Ссудной казны. Оно расположилось недалеко от Тверской улицы, в Настасьинском переулке. Проект разработали архитектор Владимир Покровский и инженер Богдан Нилус, а согласовал строительство лично император Николай II.

Владимир Покровский подготовил проект главного корпуса Ссудной казны в классическом стиле, но министр финансов Владимир Коковцев рекомендовал выбрать «неорусский стиль». Тогда архитектор создал еще один вариант, основанный на традициях национального зодчества. Покровский интересовался русской стариной, ездил по Ярославской и Владимирской губерниям и фотографировал строения, сохранившиеся с давних времен. В этом проекте он обратился к нарышкинскому барокко — направлению конца XVII века, времен становления династии Романовых.

Ссудная казна строилась на протяжении трех лет и открылась в 1916 году. Главный корпус здания — двухэтажный, в неорусском стиле — выходил фасадом в переулок. Второй, где разместилось хранилище для ценностей, расположился во внутреннем дворе.

После 1917 года: Гохран и Госбанк

После революции казну закрыли, в здании расположился Народный комиссариат внутренних дел — НКВД, ведомство новой власти по борьбе с преступностью. Но уже в 1920 году строение отдали под Государственное хранилище ценностей. В него свозили драгоценности и дорогие предметы обстановки из имений, которые новое правительство изъяло у прежних владельцев — дворян и купцов.

Ценные вещи ставили на учет и отправляли в хранилище. Там находились драгоценные камни, украшения, дорогие личные вещи — в том числе предметы, которые раньше принадлежали царской семье. Сюда же свозили золото из банков и конфискованную церковную утварь: золотые и серебряные оклады для икон, распятия, ритуальные сосуды.

Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях. Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях. Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками.
Из книги Георгия Соломона «Среди красных вождей»

Несмотря на все перемены, росписи и интерьеры Ссудной казны в основном остались прежними. Когда здание переделывали под Гохран, здесь установили лифты. Сквозные проходы между рабочими помещениями, кассовыми залами и хранилищем заделали или перекрыли особыми сейфовыми дверями.

В начале 1940-х большую часть здания занимал Государственный банк СССР. В его кладовых хранили отпечатанные банкноты и монеты, здесь же их пересчитывали, а затем отправляли по всей стране.

В 1990-х здание перешло Центральному банку Российской Федерации. До 2000-х годов в нем находилось хранилище Центробанка, оно занимало большую часть строения, и свободный доступ в его помещения был запрещен.

Узорный терем

Фасад здания до наших дней сохранился почти без изменений. Его украшает обильная каменная резьба с растительными мотивами — листьями и розетками. Первый этаж отделан так называемой бриллиантовой рустовкой — кладкой из граненых камней, отесанных в форме четырехугольных пирамид.

В нижней части второго этажа расположился ряд маленьких восьмиугольных окон с резной окантовкой. В центре фасада находится надпись «Российская ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916». Над ней — большие арочные окна с растительным орнаментом вокруг, а между ними — небольшие полуколонки.

Верхнюю часть фасада завершает ряд рельефов: в нем чередуются изображения гербового двуглавого орла и Георгия Победоносца верхом на коне — святого покровителя Москвы. По краю крыши установлены орлы с коронами. Венчает все здание башенка с высоким пирамидальным шпилем. На острие до революции находился орел, но при советской власти его сняли.

Вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра. Четырехгранный навес над крыльцом поддерживают массивные опоры и колонны по сторонам от них. Верхушку навеса венчает кованый золоченый шпиль. Раньше на нем тоже находилась фигура орла, но после 1917 года ее убрали.

Вход ведет в вестибюль с колоннами, стены в нем украшены рустовкой. Зал заканчивается каменной парадной лестницей на второй этаж, где расположены служебные помещения. Крыша над ступенями выполнена в форме купола из прозрачного стекла — через него в здание проникает много дневного света.

Интерьеры, как и фасад здания, стилизованы под XVII век. До наших дней хорошо сохранились камин и потолочные светильники начала XX столетия. Весь второй этаж раньше занимал большой аукционный зал с высокими потолками. Сейчас это помещение разделили на кабинеты. Сводчатый потолок второго этажа украшают росписи и лепные узоры — растительные орнаменты и медальоны с двуглавыми орлами. По одной из версий, эскизы для потолочных росписей Ссудной казны создал Иван Билибин — художник начала ХХ века, автор знаменитых иллюстраций к русским народным сказкам. По другой версии, автором эскизов был сам архитектор Покровский.


Автор: Маргарита Ковынева

Смотрите также