Заклятые сокровища: народные поверья о кладах

В народе всегда бытовали поверья
и легенды о кладах: найти сокровище
было непросто, но еще сложнее — сохранить его и самому остаться невредимым. Рассказываем, где в старину искали спрятанные богатства, как снимали с них заклятия и почему часть денег из тайника нужно было обязательно отдать на благотворительность.

Зачарованные богатства

Борис Забирохин. Медное, серебряное и золотое царства (фрагмент). 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Иван Ефимов и Нина Симонович-Ефимова. Иллюстрация к пьесе Александра Пушкина «Скупой рыцарь» (фрагмент). Из серии рисунков-набросков иллюстраций в силуэтной технике к произведениям Александра Пушкина. 1935. Магнитогорская картинная галерея, Магнитогорск, Челябинская область
Борис Забирохин. Медное, серебряное и золотое царства (фрагмент). 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Клады — это сокровища, которые люди прятали в земле или в тайниках, например в стенах дома. Когда наступали враги или хозяин надолго уезжал, нажитое нужно было надежно скрыть. Сбережения закапывали, а рядом ставили памятный знак, клали камень или сажали дерево. Некоторые суеверные
люди прятали деньги, потому что верили, что смогут пользоваться ими после смерти на том свете.
Так появились поверья
о скрытых богатствах. Иногда крестьяне объясняли ими внезапное обогащение: говорили, что нашли клад, а на самом деле скрывали воровство или грабеж. В самых древних преданиях происхождение кладов не объясняется: люди верили, что они лежат в земле сами по себе испокон веков, никто их туда не прятал. Позднее тайные сокровища стали связывать с грабителями: якобы они нападали на купцов, а потом закапывали добычу. Клады, которые находили или искали, приписывали историческим личностям, разбойникам или героям. Писатель и этнограф Владимир Даль
писал об этом: «В восточных губерниях клады принадлежат Пугачеву, на Волге — Стеньке Разину, на Украине — Гаркуше, в средней России — Кудеяру…» Многие тайники относили ко временам войн и вражеских нападений, например в северных районах клады приписывали Александру Невскому
и времени войны со шведами.
Скрытые сокровища можно разделить на две категории — «чистые» и «зачарованные». Чистые клады мог найти и забрать любой человек, для этого не нужны были особые ритуалы. Однако чаще в фольклоре упоминаются клады зачарованные, или заклятые, — так называли тайники, на которые владелец наложил заклятие. Считалось, что искателей отпугивает от них нечисть или дух хозяина, если он уже умер
. Найти и присвоить такие ценности могли только люди с магическими знаниями.
Владелец сокровища мог наложить заклятие с условиями — тогда клад становился доступен только конкретному человеку или после определенных действий. Например, клад заклинали на «сорок голов»: он мог достаться только искателю под номером 41, а предыдущим были уготованы беды и смерть. Другой вариант заклятия — на семидневный пост, после которого клад нужно было выкопать только голыми руками.

Клады в рассказах «очевидцев»

Иван Хохлов. Огниво (фрагмент). По мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена «Огниво». 1981. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк» (фрагмент). 1899. Государственный исторический музей, Москва
Василий Игнатов. Приметы клада разбойников. Три березы (фрагмент). 1978. Музейно-выставочный центр «Вортас», Усинск, Республика Коми
Тайные сокровища — популярный сюжет быличек, рассказов о встречах с нечистью. Героем былички обычно становился знакомый рассказчика или его родственник, свидетель мистических происшествий. Клады, по поверьям, показывались искателям в разных образах: в том месте, где спрятано богатство, горел огонь или свеча. Зачарованные клады являлись в виде животных
, человека, кикиморы
или других мифологических персонажей. Обычно в рассказах отмечали, что эти существа возникают внезапно: из стены выпрыгнул заяц, из леса вышла девушка. Сокровище могло принять вид необычного животного: золотого петуха, красного быка или серебряного козленка. Считалось, что если ударить такого зверя палкой, то он обернется кувшином с монетами
.
Когда покажется в ночное время или в день одному какое животное или теплющаяся свеча, то должно по той вещи легохонько ударить и сказать: «Амень, амень, рассыпся!» — которая и оборотится котлом или кубышкой с деньгами, а сие называется клад; котлы обыкновенно находят по явлению какого-нибудь животного на поле, в лесу или в саду, и такая экспедиция бывает опасна и сопряжена со многим страхом; ибо в то время, как вынимают котел, выбегают из лесу черти и кричат: «Режь, бей, губи!» — при таком случае берут всегда в помощь колдуна
.
Михаил Чулков. «Абевега русских суеверий»
В рассказах упоминалось, какие сокровища находят в кладах: серебро и золото, монеты, посуду, церковную утварь, драгоценные камни, украшения или бумажные деньги. Обычно они хранились в бочонке, кувшине, сундуке или горшке. Иногда кладом проверяли человека на жадность. Черт соблазнял легкими деньгами и уговаривал искателя что-то сделать. А после следовала расплата: внезапная смерть, болезни или нищета.
В быличках встречался и такой мотив: клад сам просил человека, чтобы тот его нашел. Он мог появиться в образе котенка или жеребенка, играть с детьми, говорить жалобным голосом. Однако человек не всегда распознавал уловку и отказывался от своего счастья. В фольклоре упоминался и другой мотив: клад попадал в руки тем, кто его заслужил, — ребенку или бедной женщине.

Как найти и получить сокровище

Борис Смирнов. Иллюстрация к сказке Е. Смирновой «В царстве папоротника» (фрагмент). Санкт-Петербург: «Издательство товарищество М.О. Вольф», 1912
Борис Смирнов. Иллюстрация к сказке Е. Смирновой «В царстве папоротника» (фрагмент). Санкт-Петербург: «Издательство товарищество М.О. Вольф», 1912
Витольд Прушковский. В купальскую ночь (Цветок папоротника) (фрагмент). 1875. Национальный музей, Варшава, Польша
Считалось, что кладоискателям нужно знать условия, на которых хозяин «заговорил»
клад. Иначе сокровище нельзя было ни найти, ни забрать. Иногда эти условия владелец вносил в завещание или отмечал на карте с местом тайника. Также в преданиях говорилось, что самый простой способ овладеть кладом — подслушать заклятие. Затем заговор можно было изменить: самому прочитать заветные слова после владельца и поменять условия на более легкие. Якобы силу имело именно последнее слово.
Наши предки верили, что находить богатства помогает цветок папоротника
. По легенде, он распускался ночью на Иванов день (в ночь с 6 на 7 июля) именно там, где лежали спрятанные сокровища. Его следовало сорвать, после этого человек получал ключ к любым тайникам с ценностями. Другое нужное растение — плакун-трава, которая, по преданиям, отгоняла нечисть.
Если не знать магических ритуалов, то можно было погибнуть самому или навлечь беду и болезни на близких. Владимир Даль писал: «Если и возьмешь клад и унесешь, то сколько ни носишь его домой, берешь золото, а принесешь черепки; или же, наконец, возьмешь, да и сам не рад: вся семья сподряд вымрет». По другим поверьям, без магических обрядов золото уходило глубоко в землю или вовсе исчезало. Охраняемые клады обычно лежали далеко от жилых мест, в глухом лесу, у озера или под горой. Такой клад следовало раскапывать молча, как бы сильно ни пугала нечисть, а само место обвести горящей свечой.
Во время выемки клада всегда приключаются разные страсти, и черти пугают и терзают искателя, брать взаймы у клада иногда можно, если он даст, но к сроку принеси, иначе постигнет беда большая. Можно также менять деньги у клада и при этом даже иногда обсчитывать его, положив то же число монет меньшей ценности.
Владимир Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Хозяин заговаривал клад на определенное время, например на 100 или 500 лет. Когда срок истекал, сокровища якобы сами поднимались на поверхность и не причиняли людям вреда. В такой важный момент искателю мог присниться вещий сон
: какой-то человек или мистический персонаж рассказывал, где появились сокровища и что нужно сделать, чтобы их получить.
Однако считалось, что, даже если соблюсти все требования, клады часто приносили несчастья, болезни и смерть в семью. Поэтому часть найденных денег счастливые искатели сокровищ обычно жертвовали церкви.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна