История одного здания: усадьба Знаменское-Раёк

Аудиоверсия: История одного здания: усадьба Знаменское-Раёк
00:00
Генерал-аншеф Федор Глебов построил усадьбу Знаменское-Раёк для своей жены Елизаветы Стрешневой. Спроектировал здание известный архитектор Николай Львов
. Рассказываем о судьбе этого дома и о том, как он побывал картинной галереей, госпиталем и советским пионерлагерем.

«Вот это рай!»: история Знаменского села

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Стрешневой (фрагмент). 1770-е. Государственный исторический музей, Москва
А.М. Харламова. Усадьба Знаменское-Раек. Разрез по парадному двору. 1960. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Неизвестный художник. Портрет Федора Глебова (фрагмент). 1790-е. Государственный исторический музей, Москва
В середине XVIII века на территории современной Тверской области, в месте слияния двух рек — Десенки и Логовежи, стояла деревянная усадьба Раёк. Она принадлежала генерал-аншефу и сенатору Ивану Глебову, который происходил из старинной дворянской семьи. В «Общем гербовнике дворянских родов Российской империи» говорилось, что «потомки сего рода Глебовы, многие Российскому Престолу служили Наместниками, Стольниками, Воеводами и в иных чинах, и жалованы были от Государей поместьями».
Существует легенда, что название усадьбы Раёк возникло благодаря Екатерине II
: впервые посетив эти места, она воскликнула «Вот это рай!» Однако большинство исследователей полагает, что имя этому месту дали по селу Бережки-Раёк и погосту Рай, которые располагались недалеко от усадьбы.
В начале 1770-х годов супруга Ивана Глебова решила уйти в монастырь. После этого он поделил все имущество между детьми. Раёк получил в наследство его второй сын — Федор Глебов. Как и отец, он имел звание генерал-аншефа и входил в Правительствующий сенат Российской империи.
В 1772 году Федор Глебов женился на Елизавете Стрешневой. Этот брак стал для него вторым: первая супруга генерала, княжна Александра Дашкова, умерла. Единственная наследница богатого рода Стрешневых, по воспоминаниям современников, отличалась строгим и деспотичным нравом. О своем выборе супруга Елизавета Стрешнева писала: «Я никогда не была в него влюблена, но я поняла, что это единственный человек, над которым я могу властвовать, вместе с тем уважая его». Федор Глебов, напротив, испытывал к жене нежные чувства, часто признавался, что живет только для нее и «сам себе не нужен». В подарок супруге он решил возвести новую усадьбу.

«Ожерелье для Елизаветы»

Николай Львов. Парковый павильон для усадьбы Знаменское-Раек. Фасад, план. 1790-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Неизвестный художник. Гостиная в усадьбе княгини Варвары Гедройц Знаменское-Раек (фрагмент). 1860–1870-е. Государственный исторический музей, Москва
Николай Львов. Парковый павильон для усадьбы Знаменское-Раек. Фасад, план. Конец 1790-х. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Новую усадьбу в классическом стиле спроектировал архитектор Николай Львов
. Строительство началось летом 1787 года. Материал для будущих сооружений брали на кирпичном и черепичном заводах в Знаменском селе. Белый камень привозили из соседнего города Старицы.
Место для новой усадьбы выбрали на юго-западе от прежнего, в излучине реки Логовежи. Погост перенесли, а все основные постройки заложили вокруг Знаменской церкви. Работами руководили несколько зодчих: сначала Франц Буци, через несколько лет Андрей Трофимов, потом Вальтер Ирвен, которого, в свою очередь, сменил Джованни Руска.
Архитектурный ансамбль возводили 12 лет. Усадьбу с главным домом, круговой колоннадой и боковыми флигелями прозвали «ожерельем для Елизаветы». Считается, что формой она напоминала украшение, которое Федор Глебов подарил жене.
В двух парных флигелях находились театр, библиотека, комнаты для слуг и сарай для экипажей. Во дворе установили фонтан в античном стиле. На территории имения разбили ландшафтный парк с павильонами и беседками, устроили две системы прудов с каскадами, соорудили модные в то время птичник и зверинец для экзотических животных. С южной стороны главного здания посадили фруктовый сад.
Внутри дома свет над парадной лестницей падал особым образом: первые лучи солнца ложились на нижнюю ступеньку и с каждым часом постепенно поднимались до самой верхней. В парадной столовой висели портреты российских правителей. Пол в бальном зале был «плавающим» и слегка пружинил под ногами танцующих. Купол над главным залом покрасили изнутри голубой краской, чтобы он создавал ощущение неба над головой. Стены и потолки декорировали лепниной, установили мраморные камины и двери из красного дерева. Помещения обогревались через особые ходы в стенах — так называемые духовые печи.
В конце 1790-х годов в усадьбе Знаменское-Раёк прошел первый великосветский прием. По воспоминаниям современников, праздник с балами
, пирами, салютами и катаниями на лодках продолжался несколько недель.

«Время наложило своеобразную «патину»: Знаменское-Раёк после революции

Церковь иконы Божией Матери «Знамение». Тверская область. Архитектор Николай Львов. 1770. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Усадьба Знаменское-Раек. Тверская область. Архитектор Николай Львов. 1787–1799. Фотография: Андрей Родионов / фотобанк «Лори»
Усадьба Знаменское-Раек. Тверская область. Архитектор Николай Львов. 1787–1799. Фотография: Михаил Широков / фотобанк «Лори»
Федор Глебов умер в 1799 году, жена пережила его на 38 лет. Их правнучка, княгиня Варвара Гедройц, в 1888 году продала усадьбу Знаменское-Раёк Александре Дубасовой — супруге адмирала Федора Дубасова.
После Октябрьской революции имение перешло в собственность нового государства, в нем устроили дом отдыха. В 1925 году в усадьбе открыли картинную галерею, потом — колонию для несовершеннолетних. За парком и большинством построек не ухаживали, и постепенно они начали ветшать. Искусствовед Алексей Греч, который побывал там в 1920-х годах, писал: «Роскошно разрослись липы старого английского сада, время наложило своеобразную «патину» на весь «ландшафтный парк» — разрушаясь, поглощаются природой произведения искусства…»
В годы Великой Отечественной войны
здесь работал госпиталь. В нем лечился советский летчик-истребитель Алексей Маресьев — прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Спустя два десятилетия часть усадебных построек взяли под государственную охрану. В 1970-х годах там располагалась турбаза, потом — профилакторий тверского завода «Центросвар». В летние месяцы в усадьбе Знаменское-Раёк работал пионерлагерь.
Через несколько лет основное здание и колоннаду отреставрировали за счет государства: заменили основания отдельных колонн, положили паркет, частично отремонтировали крышу. Несмотря на эти усилия, к концу XX века архитектурный ансамбль обветшал окончательно.
В 2002 году усадебный комплекс арендовала частная компания. Она отреставрировала один из флигелей и открыла в нем небольшую гостиницу. Восстановить всю усадьбу организация не смогла, поэтому аренду расторгли. Сейчас Знаменское-Раёк по-прежнему нуждается в реставрации, часть построек находится в аварийном состоянии.

Автор: Инна Докучаева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна