Тематические подборки раздела Музеи

От прялки до резной скамьи: 5 экспонатов Всероссийского музея декоративного искусства

В постоянную экспозицию Всероссийского музея декоративного искусства входит выставка «Русский стиль: от историзма к модерну». Она рассказывает о том, как складывались русский и неорусский стили в прикладном творчестве мастеров XIX — первой четверти XX века. В коллекции представлены как образцы народного искусства, так и произведения известных художников и ювелиров того времени.

Знакомьтесь с пятью интересными экспонатами этой выставки в нашем материале и нажимайте на точки интереса в приложении Artefact, чтобы узнать еще больше нового. А если хотите увидеть всю выставку — посетите Всероссийский музей декоративного искусства, который открылся после ограничений из-за пандемии.

Керамическая облицовка камина по проекту Михаила Врубеля

Майоликовый камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» изготовили в Абрамцевской гончарной мастерской мецената Саввы Мамонтова по проекту художника Михаила Врубеля. Эту облицовку мастера создали в нескольких вариантах, которые различались цветовой гаммой, деталями основного рисунка и декоративного орнамента. Камин никогда не выполнял своих прямых функций и использовался только как выставочный образец.

Основой для сюжетной майоликовой композиции стала русская былина о легендарном пахаре-богатыре Микуле Селяниновиче и князе-воине Вольге Святославовиче. Вольга отправился собирать дань по приказу князя Владимира и в чистом поле увидел Микулу, богатырская сила которого его изумила. На керамическом панно запечатлен момент диалога двух героев, когда князь просит пахаря помочь ему защитить родную землю от вражеских набегов.

Керамическая облицовка камина состоит из более чем 150 деталей, ни одна из которых не повторяется. Вес некоторых фрагментов достигает четырех килограммов.


Скамья по проекту Елены Поленовой

Елена Поленова — сестра художника Василия Поленова — в детстве получила такое же разностороннее образование, как и брат. Она не могла стать студенткой Академии художеств, поскольку в те годы женщин не допускали к учебе в высших учебных заведениях. Но в 14 лет Поленова поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, где преподавал знаменитый живописец Иван Крамской.

Брат и сестра Поленовы сыграли немалую роль в деятельности Абрамцевского художественного кружка, основанного меценатом Саввой Мамонтовым. Василий Поленов разработал проект церкви Спаса Нерукотворного, которая стала первым архитектурным сооружением в неорусском стиле. А Елена Поленова стала ведущим мастером русского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Художница не только находила источник вдохновения в народных орнаментах, но и сама умела составлять новые узоры на их основе.

Деревянная скамья, которую создали абрамцевские мастера по эскизу Поленовой, украшена трехгранно-выемчатой резьбой — одним из самых древних видов геометрической резьбы по дереву. Подлокотники скамьи выполнены в виде двух конских голов. Изображения лошадей были одними из самых популярных в народном искусстве, откуда их позаимствовали и художники эпохи модерна.


Прялка

Девочки на Руси учились прясть с пяти-семи лет. Первую прялку дочери, как правило, дарил отец. Такое приспособление было и одним из традиционных даров жениха невесте. Прялки обычно украшали резьбой и росписью, хозяйки бережно хранили их всю жизнь и часто передавали из поколения в поколение, как семейные реликвии.

В экспозиции Музея декоративного искусства хранится расписная прялка из района Северной Двины. На ней изображен один из традиционных свадебных сюжетов: жених на красном коне едет свататься к невесте. Изображение располагается на лопасти прялки, которую украшают круглые навершия-городки с ромбовидными окончаниями. Кроме главного сюжета на белом фоне изображены сказочные цветы, а среди них — птицы на ветвях. Основной цвет росписи — красный, в русском народном искусстве он считался праздничным.


Пряничная доска

Первые пряники на Руси появились около IX века. Их выпекали из ржаной муки, смешанной с большим количеством меда и ягодным соком, и называли «медовым хлебом». Позднее в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а с распространением восточных специй, которые привозили купцы из Индии и с Ближнего Востока, — гвоздику, анис, имбирь, корицу и другие пряности. С XV века пряники стали неотъемлемой частью праздников, ярмарок и народных гуляний, они часто упоминаются в русском фольклоре.

Для приготовления пряников использовали специальные доски, на которых вырезали надписи или изображения: растительные и геометрические узоры, птиц, рыб и зверей, сказочных персонажей, а иногда и несложные жанровые сценки. Такие доски напоминали по композиции рисунки древнерусских керамических изразцов. Вырезали их как для бытового повседневного использования, так и для ежегодных праздников, свадеб, крестин или других памятных событий.
Техника изготовления пряничных досок была достаточно сложной. Вначале мастер намечал рисунок, затем прорезал контурные линии всех его деталей, после чего заглублял рельеф, где это было необходимо.


Ларец ювелирной фабрики Павла Овчинникова

Фирма Павла Овчинникова часто использовала русский стиль в ювелирном деле. Сам Овчинников вышел из крепостных. Он организовал свою небольшую мастерскую в 1853 году, через четыре года ее работы смог освободиться от крепостной зависимости и стать купцом 3-й гильдии. Вскоре он открыл и собственную фабрику, которая стала одним из крупнейших ювелирных предприятий в России и не раз была официальным поставщиком Императорского двора. Многие образцы работы фирмы Овчинникова хранятся в Государственном историческом музее, других музеях и частных коллекциях России и ряда европейских стран.

Ларец из экспозиции Музея декоративного искусства — один из образцов изделий фирмы Овчинникова периода ее расцвета, который пришелся на 1870–80-е годы. Мастера работали в разных техниках, но особенно фабрика славилась чеканкой, литьем и эмалями разных видов — перегородчатой, витражной и расписной полихромной. При работе с серебром ювелиры фирмы также часто использовали чернение: на основу наносили смесь сульфидов серебра, свинца и меди, благодаря этому после обжига на металле проступал черный рисунок.

Смотрите также