Центрально-европейские и северные регионы России
Резьба по дереву

Трехгранно-выемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву

Этнос:
Русские
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский

Трехгранно-выемчатая резьба – самый древний вид геометрической резьбы, использовавшийся в русском народном творчестве для украшения домашней утвари. Ее технология довольно проста, не требует разнообразных инструментов и выполняется ножом. На доску наносится рисунок, состоящий из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. На этапе накалывания нож на 2-3 мм вводится в середину фигуры, но лишь слегка касается ее вершин. Далее в результате подрезки острием ножа, расположенным под углом 45–30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.


Старые, наиболее опытные  мастера обычно выполняли резьбу без эскиза, импровизируя узор, менее подготовленные предварительно наносили на доску рисунок, состоявший из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции.


Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы достаточно проста. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. Например, для вырезания треугольника на середину его изображения наносится точка, в которую ставится нож под небольшим наклоном, чтобы его носик на 2–3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. Затем от средней точки делается накалывание и к двум остальным вершинам.


После накалывания мастер приступает к подрезке, в результате которой острием ножа, расположенным под углом 45—30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.


Как правило, трехгранно-выемчатая резьба оставалась неокрашенной, но иногда тонировалась с помощью протравы, приготовленной из уксуса, в котором выдерживались металлические предметы (куски проволоки или гвозди). Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифовали, при этом выступающие элементы делались более светлыми, а резьба выглядела более контрастной и рельефной.