Русский музей: детский путеводитель

Государственный Русский музей
в Санкт-Петербурге — крупнейшее в мире собрание российских картин. Под этим названием объединились два основных музейных корпуса, три дворца, три городских сада и домик императора. Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие полотна стоит увидеть, если вы хотите познакомить детей с отечественной живописью, как проложить маршрут между зданиями комплекса и какие занятия можно посетить, чтобы погрузиться в искусство.

Город искусств: от замка до сада

Мраморный дворец, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Строгановский дворец, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Михайловский замок, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Русский музей — один из крупнейших в мире музейных комплексов общей площадью около 30 гектаров. Основную экспозицию можно увидеть в двух зданиях на площади Искусств: в Михайловском дворце и Корпусе Бенуа. Они находятся в самом центре Петербурга, недалеко от метро
«Гостиный Двор», Казанского собора
, канала Грибоедова и храма Спаса на Крови
.
Михайловский сад, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Летний сад, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Летний дворец Петра I в Летнем саду, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
В пешей доступности располагаются еще три музейных здания. Михайловский замок
, бывшая резиденция императора Павла I
, выходит к набережной Фонтанки. Если прогуляться оттуда через Марсово поле, то можно оказаться в Мраморном дворце
 — здесь часто проходят временные выставки. А еще одно здание находится прямо на Невском проспекте, ближе к набережной реки Мойки, — Строгановский дворец
в стиле барокко. Его построил знаменитый архитектор Бартоломео Франческо Растрелли
.
Любители прогулок могут изучить два больших городских сада, которые входят в комплекс Русского музея. Сразу за основным корпусом находится тенистый Михайловский сад
. Его главный вход — прямо напротив храма Спаса на Крови. Отсюда можно отправиться в небольшое речное путешествие: в саду есть причал.
Домик Петра I, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Восточный павильон Михайловского замка, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Корпус Бенуа, Санкт-Петербург. Фотография предоставлена пресс-службой Государственного Русского музея
Также Русскому музею принадлежит Летний сад
 — один из символов Петербурга, место, где, по свидетельствам классиков, в XIX веке гуляли дворянские дети. Сад находится на небольшом острове между Лебяжьей канавкой, реками Мойкой, Фонтанкой и Невой. Его основали по приказу Петра I в начале XVIII столетия. Сад окружает знаменитая ограда, которую минералог Дмитрий Соколов назвал одним из чудес мира. В Летнем саду установлены менажереи — старинные жилища для птиц, а в теплый сезон здесь можно увидеть 92 скульптуры — копии с мраморных работ XVIII века. Рассмотрите вместе с ребенком бюсты исторических деятелей от Александра Македонского до польского короля Яна Собеского, найдите изображения античных богов и угадайте, что скрывается за фигурами-аллегориями — Правосудие, Архитектура или Мореплавание. Здесь же, в саду, расположился Летний дворец Петра I
. А еще Русскому музею принадлежит Домик Петра I
 — здание, где первый российский император жил в 1703–1708 годах. Его можно найти на Петровской набережной, недалеко от крейсера «Аврора».

Маленькие взрослые: портреты детей в коллекции музея

Иван Вишняков. Портрет Вильгельма Фермора (фрагмент). 2-я половина 1750-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Портрет Великой Княгини Елены Павловны с дочерью Марией (фрагмент). 1830. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор (фрагмент). 1749–1750. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Обойти все владения Русского музея за день сложно, поэтому часто для первого визита выбирают Михайловский дворец и Корпус Бенуа: здесь собраны главные сокровища коллекции.
Чтобы ребенок не устал во время путешествия по 39 залам и трем парадным покоям, заранее составьте маршрут и найдите на карте музея нужные вам работы. Например, можно остановиться на картинах, авторы которых изображали детей, и изучить полотна со сказочными сюжетами.
С портретами детей XVIII века знакомят работы художника Ивана Вишнякова. В 1749–1750 годах живописец изобразил в стиле рококо юных дворян Сарру-Элеонору
и Вильгельма-Георга Фермор. Героиня портрета в богато украшенном парадном платье выглядит как маленькая дама: в XVIII веке детство как отдельный период жизни было очень коротким, а детей считали маленькими взрослыми. Младший брат Сарры, Вильгельм, тоже изображен как мужчина. Его мундир символизировал принадлежность семьи к военной элите: отец детей, граф Виллим Фермор, приехал в Российскую империю из Шотландии, стал генерал-аншефом и управлял Смоленском.
Дмитрий Левицкий. Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской (фрагмент). 1772. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой (фрагмент). 1773. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской (фрагмент). 1773. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1770-х годах живописец Дмитрий Левицкий
создал серию из семи работ — портретов выпускниц Смольного института
. Это престижное образовательное заведение открыли по указу Екатерины II
. Девочек из благородных, но не всегда богатых семей учили всему, что должна знать благовоспитанная светская дама. Портрет Екатерины Нелидовой, которая стала камер-фрейлиной при дворе, — одна из самых известных картин этой серии. Нелидова играла в любительском театре и была настолько хороша, что получила от императрицы особый подарок — тысячу рублей и бриллиантовый перстень. Левицкий изобразил ее в возрасте 15 лет в сценическом костюме. Исследователи предполагают, что живописец зафиксировал образ Серпины — героини оперы «Служанка-госпожа», которую написал итальянский композитор Джованни Баттиста Перголези. Эту героиню Екатерина Нелидова играла в юности.
Карл Брюллов
, живописец XIX века, создал портрет великой княгини Елены Павловны, которая владела Михайловским дворцом, с ее маленькой дочерью Марией. Княгиня занималась благотворительностью и помогала деятелям искусств, а Брюллов был одним из ее протеже. Он написал меценатку и ее дочь в бальных нарядах — будто они собрались на прием или вернулись с него. Маленькая Мария изображена в светлом платье, которое копирует силуэт взрослого наряда и дополнено кружевными панталончиками.

Народное волшебство: сказочные полотна

Виктор Васнецов. Витязь на распутье (фрагмент). 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Репин. Садко (фрагмент). 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Рерих. Садко. Из серии декоративных панно «Богатырский фриз» (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Отечественные мастера часто воссоздавали в работах сказочные и фольклорные мотивы — и в Русском музее хранится много таких произведений. Больше всего их в залах XIX века, там, где выставляют передвижников. Один из них, Илья Репин
, известен портретами, историческими произведениями вроде «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и социальными картинами, такими как «Бурлаки на Волге». Однако Репин писал и сказочные сюжеты. В Русском музее выставляют его работу, посвященную былине о купце Садко. Герой полотна отправился в подводное царство, чтобы выбрать себе там невесту. О картине подробно рассказывает гид, который предлагает пройтись по залам музея с героями мультфильма о трех богатырях
.
Один из самых известных авторов сказочных полотен — Виктор Васнецов
. В начале XX века он создал большой цикл «Поэма семи сказок», в который вошли «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Ковер-самолет» и другие работы. А его «богатырские» картины изображали мифических русских воинов. Над «Витязем на распутье» Васнецов трудился более 10 лет: он детально выписал броню и оружие и уделил особое внимание пейзажу.

Витязей писал и художник-философ Николай Рерих
, известный работами со славянскими мотивами. В 1910 году он создал серию декоративных панно «Богатырский фриз» для промышленника Филадельфа Бажанова. В нее вошли изображения Ильи Муромца
, Вольги Святославича и Микулы Селяниновича. Всех их Рерих изобразил посреди степных просторов на летящих конях, устремленных вдаль. Этот цикл, по мнению исследовательницы творчества художника Валентины Князевой, стал «кульминацией его обращения к теме былин».
Помимо живописных работ, в Русском музее можно найти множество предметов народного искусства — от украшений до деталей интерьера. Чтобы узнать больше о старинном русском быте, изучите коллекцию вместе с героями анимационного фильма «Три кота».

Юным искусствоведам и творцам: развивающие программы

Иван Айвазовский. Девятый вал (фрагмент). 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (фрагмент). 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре (фрагмент). 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
После посещения музеев, дворцов и садов можно продолжить знакомство с искусством на мастер-классах или поучаствовать в образовательных программах. Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив
проводит здесь авторские уроки, конкурсы, выставки-лаборатории. На них дети и родители могут больше узнать о живописи и заняться творчеством. Есть и программы для подростков и молодежи — знакомства с современными художниками, лекции, перформансы.
На встречах Клуба юных любителей искусства специалисты-искусствоведы помогают разобраться с основами живописи, ее видами, жанрами, техниками, рассказывают интересные факты о коллекции Русского музея и дворцах, которые принадлежат собранию. В Секторе эстетического развития проходят беседы и обсуждения разных работ и авторов, чтобы дети могли выработать собственное мнение и научиться рассуждать о культуре.
Применять знания на практике детей учат в студии творческого развития. Здесь юные художники постигают технические тонкости искусства, учатся различать материалы и методы творчества.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна