Публикации раздела Музеи

Картина в деталях: «Жница» Казимира Малевича

Иконописный канон в авангарде, крестьянские серии в разных стилях и критика со стороны «серьезных» художников — читайте краткую историю полотна «Жница» и других работ, которые написал художник Казимир Малевич.

Казимир Малевич. Жница. 1912. Частное собрание

Иконописный канон и фовизм в одном полотне. Картину «Жницы» Казимир Малевич написал в духе неопримитивизма — художественной программы, которая появилась в начале 1910-х годов. Авторы этого направления создавали свои работы в основном с 1908 по 1913 год. Неопримитивисты отказались от академической живописи, в их полотнах можно проследить влияние русской фольклорной традиции и одновременно с этим — французского модернизма. Например, интенсивные яркие цвета и отсутствие светотени, как в полотне «Жница», — черта фовизма, французского модернистского течения начала ХХ века. А приглушенная цветовая гамма, плоскостная композиция и обратная перспектива, при которой предметы, удаленные от зрителя, изображаются укрупненными, — приметы русского иконописного канона.

Крестьянская серия Малевича. Художник создал несколько серий, на которых изобразил «людей труда». Полотно «Жница» — это первая крестьянская серия, художник как раз работал над ней в начале 1910-х. В это время также появились «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи». Все — в стиле неопримитивизма: фигуры крестьян нарочито увеличены, написаны максимально просто и плоско. Вскоре художник перешел к кубофутуризму, а силуэты персонажей стал изображать геометрическими фигурами.

Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).
Казимир Малевич

«Кубистические Афросиньи». Яркие и вызывающие полотна авангардистов часто не находили отклика у публики и критиков. И хотя реализм и академические традиции, которых придерживалось самое влиятельное объединение второй половины ХХ века — Товарищество передвижных выставок, — уже отступили на второй план, само художественное сообщество было довольно консервативным. В 1890-х годах появился кружок «Мир искусства». Это было объединение художников, которые вдохновлялись прошлыми эпохами: барокко, рококо и петровским ампиром, — создавали хоть и не академические, но зрелищные и чувственные работы. Авангард с его игрой формами и цветами представители «Мира искусства» встретили весьма критично. Например, Александр Бенуа назвал крестьянок Малевича кубистическими Афросиньями, но при этом признавал мастерство Малевича-колориста.

А что бы сказал Кольцов или Милле, увидев такое поле с таким жнецом? Ведь дразнит-таки… чертова кукла, как вот эта кубическая Афросинья, что изображена со своим кубическим Ванькой, — а чем дразнит, кто это скажет? Во всяком случае, возникновение идеи такой картины и ее методическая в своем роде цельная разработка представляет собой очень важный документ для изучения художественной психологии наших дней. Что здорово, то здорово, и здесь, например, действительно здорово взято отношение красного поля к белому в фигурах и к их черной тщательной растушевке.

Малевич и новое направление русского авангарда. Казимир Малевич писал полотна не только в стилях неопримитивизма и кубизма. Первые его работы были импрессионистскими опытами, а во второй половине 1910-х годов он перешел к беспредметному творчеству. Художник стал основателем нового направления русского авангарда — супрематизма, абстрактной живописи, в которой сочетались простые геометрические фигуры. Одна из самых известных картин Малевича — «Черный квадрат» — сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве. А его полотно «Супрематическая композиция» продали на аукционе за 60 миллионов долларов.

Смотрите также