Публикации раздела Театры

Что смотреть на «Золотой маске»

В 2019 году российской национальной театральной премии и фестивалю «Золотая маска» исполняется 25 лет. Основная конкурсная программа пройдет в Москве с февраля по апрель: на столичных сценах свои постановки представят лучшие коллективы страны. Эксперт «Золотой маски» Ольга Романцова рассказала, какие спектакли нельзя пропустить в этом году.

«Эсмеральда», Театр оперы и балета, Самара. Балетмейстер-постановщик Юрий Бурлака

Сцена из балета Юрия Бурлаки «Эсмеральда». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Когда: 20 февраля

Юрий Бурлака, в августе 2017 года назначенный главным балетмейстером Самарского театра оперы и балета, реконструировал «Эсмеральду», поставленную Мариусом Петипа в Петербурге в 1886 году. Бурлака, подаривший новую жизнь многим шедеврам классического балета, восстановил старинные танцы вместе с молодым историком и текстологом балета Андреем Галкиным. Создатели сценографии и костюмов вдохновлялись эскизами директора Императорских театров Ивана Всеволожского. Благодаря этой постановке Самарский театр оперы и балеты впервые стал номинантом «Золотой маски».

«Sociopath/Гамлет», театр «Старый дом», Новосибирск. Режиссер Андрей Прикотенко

Сцена из театральной постановки Андрея Прикотенко «Sociopath/Гамлет». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: Центр им. В. Мейерхольда
Когда: 26 февраля

Поначалу кажется, что от трагедии Шекспира в спектакле осталась только сюжетная канва: герои говорят современным языком и похожи на персонажей компьютерной игры. Под светом прожекторов Гертруда ездит на гироскутере, Гамлет устраивает самый настоящий рэп-баттл с отчимом Клавдием, иногда героев снимают на видеокамеру и транслируют на стены проволочной «клетки», где они обитают. Но главная тема спектакля — бунт Гамлета против лицемерного, находящегося в кризисе мира — в спектакле точно от Шекспира.

«Свидетельские показания», «Театр на крыше», Красноярск. Режиссер Семен Александровский

Сцена из театральной постановки Семена Александровского «Свидетельские показания». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: Omega Rooftop, Мультиформатный зал
Когда: 26 февраля

В спектакле нет ни декораций, ни сцены. Мужчины и женщины, стоящие в разных концах зала, отвечают на вопросы незримого следователя о человеке, который недавно погиб. Соседка, бывшая возлюбленная и коллеги рассказывают то, что знали о нем, постепенно создавая портрет погибшего. История обрастает новыми подробностями: он был писателем, сочинил не один роман и давал интервью.

«Нуреев», Большой театр, Москва. Хореограф Юрий Посохов. Режиссер Кирилл Серебренников

Сцена из балета Кирилла Серебренникова «Нуреев». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: Большой театр, Историческая сцена
Когда: 27, 28 февраля

Полнометражный балет современного композитора Ильи Демуцкого рассказывает о разных периодах жизни Нуреева. Он начинается сценой аукциона, где имущество легендарного танцовщика и хореографа распродается с молотка. После объявления очередного лота на сцене возникает связанная с ним история из жизни. Посохов создал хореографию, использовав классические балетные па. Но, несмотря на строгий рисунок, на сцене порой возникает «химия», которая всегда отличала танец Нуреева. Еще одна особенность постановки — в ней соединены опера, драматическое действие и танец.

«100% Воронеж». Театр Rimini Protokoll, Германия, и «Платоновский фестиваль искусств», Воронеж. Режиссура Хельгард Хауг и Штефан Кэги

Сцена из театральной постановки «100% Воронеж». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: Губернский театр
Когда: 12 марта

Документальный спектакль «100%» театра Rimini Protokoll создавали в разных городах мира — Лиссабоне и Марселе, Пловдиве и Клагенфурте, Стелленбосе и Марселе. Этим летом команда Rimini Protokoll поработала в Воронеже и отобрала для участия в проекте 100 обычных горожан. Выйдя на сцену, они рассказывают о себе, отвечают на вопросы. Сколько человек думают, что не проживут больше 20 лет? Кто сталкивается с домашним насилием? Спектакль стирает грань между сценой и зрительным залом и создает социальный портрет города.

«Три сестры», МХТ им. Чехова, Москва. Режиссер Константин Богомолов

Сцена из театральной постановки Константина Богомолова «Три сестры». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: МХТ им. А.П. Чехова, Основная сцена
Когда: 15, 29 марта, 5 апреля

В этом спектакле Константин Богомолов соединяет эстетику современного театра и традиции русской психологической школы. Актеры произносят чеховский текст просто, естественно, не окрашивая его лишними эмоциями — именно так, как говорят в жизни. А показанные крупным планом лица актеров на больших экранах усиливают выразительность диалогов. Как и в реальной жизни, не всегда понятно, что чувствуют герои и как они действительно относятся друг к другу: зрителям предстоит многое додумать и проанализировать.

«Poe.Tri», «Театр. На вынос», Санкт-Петербург. Режиссер Максим Карнаухов

Сцена из театральной постановки Максима Карнаухова «Poe.Tri». Фотография: goldenmask.ru

Место проведения уточняйте на сайте «Золотой маски»
Когда: 16, 17, 23, 24, 30, 31 марта

Иммерсивный спектакль, номинированный в категории «Эксперимент», представляет собой прогулку по городу. Постановка сделана в современном жанре «сайт-специфик променад» — бродилки. Зрителей поведут по определенному маршруту, придуманному режиссерами вместе с местным поэтом, привлекая внимание к деталям, которые важны только для него. Иногда зрители встречаются с поэтом, а иногда — просто рассматривают яркие граффити и строчки стихов, написанные прямо на асфальте.

«Комната Герды», театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург. Режиссер Яна Тумина

Сцена из театральной постановки Яны Туминой «Комната Герды». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: Театр им. А.С. Пушкина, филиал
Когда: 16, 17 марта

В комнате Герды происходят чудеса: из стен выезжают столы и стулья, ежики и крысы; высунувшаяся откуда-то рука протягивает героине розы. Комната — это еще один персонаж спектакля, она помогает Герде рассказать сказку Ханса Кристиана Андерсена. В этом спектакле возможности кукольного театра кажутся безграничными: почти все предметы, да и сама героиня, на глазах у зрителей постоянно трансформируются. И непонятно, действительно ли Герда искала Кая, или, оставаясь в комнате, играла с населяющими ее фантомами. И кто она, эта Герда, — юная девушка или старуха с морщинистой кожей?

«Проза», «Электротеатр «Станиславский», Москва. Композитор и режиссер Владимир Раннев

Сцена из театральной постановки Владимира Раннева «Проза». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: «Электротеатр «Станиславский»
Когда: 21, 22 марта

Два литературных произведения — рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и чеховская повесть «Степь» — существуют на сцене параллельно, дополняя и оттеняя друг друга. «Степь», которую Владимир Раннев положил в основу своего музыкального опуса, исполняют артисты хора, стоя за прозрачным экраном, отделяющим сцену от зала. На этом же экране зрители могут прочитать рассказ «Жених», в котором родители маленькой девочки усыновили ее убийцу: художница Марина Алексеева превратила его в комикс с рисунками и надписями. Для большей выразительности хористов иногда подсвечивают, превращая в оживших героев комикса.

«Утопия», Театр наций, Москва. Режиссер Марат Гацалов

Сцена из театральной постановки Марата Гацалова «Утопия». Фотография: goldenmask.ru

Где посмотреть: Театр наций, Малая сцена
Когда: 1, 2 апреля

Главному герою предложили восстановить кафе «Утопия», работавшее в 1990-е. Да так, чтобы все в нем было как раньше — не лучше. Разыскав жену и сына, с которыми он не виделся много лет, герой открывает кафе, где они теперь работают втроем. Сценография Ксении Перетрухиной превращает реалистическую историю в подобие библейской притчи. Герои лежат на сцене или ползают по ее черному планшету, а зрители видят их отражения в зеркале, подвешенном сверху. В зеркальном мире люди сидят на ветвях дерева, вокруг которого рассыпаны яблоки, парят, бегают. И могут только мечтать о том, чтобы существовать в жизни так же свободно.

«Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вулф?)», Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль. Режиссер Евгений Марчелли

Сцена из театральной постановки Евгения Марчелли «Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вулф?)». Фотография: goldenmask.ru

Где смотреть: Театр наций, Малая сцена
Когда: 3, 4 апреля

Каждый вечер Марта и ее муж Джордж затевают странную игру: любовь-ненависть, связывающая героев, заставляет их смешить и дразнить друг друга, издеваться, совершать неожиданные поступки, вплоть до площадной брани и рукоприкладства, лишь бы вывести партнера из себя, рассмешить или заставить по-настоящему заплакать. У них неожиданно появляются зрители: молодая пара, недавно приехавшая в университет. В их присутствии Марта и Джордж снова пытаются разобраться в своих отношениях, вовлекают пару в игру и выясняют, какие секреты скрывает их счастливый брак.

«Орфические игры. Панк-макраме», «Электротеатр «Станиславский», Москва. Режиссер-постановщик Борис Юхананов

Сцена из театральной постановки Бориса Юхананова «Орфические игры. Панк-макраме». Фотография: goldenmask.ru

Где смотреть: «Электротеатр «Станиславский»
Когда: 6–11 апреля

Экспериментальный спектакль «Электротеатра» удивляет своим размахом: он идет шесть дней подряд утром и вечером и состоит из 33 актов. 100 молодых режиссеров, выпускники Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова, получили задание поставить по одному фрагменту из мифа об Орфее (в разных литературных обработках), работая в разных стилях и используя непривычные технологии. А затем их работы объединили в спектакль. Можно посмотреть всего одну или две части «Орфических игр». Но чем больше удалось увидеть, тем сильнее затягивает этот фантастический мир.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Театр им. А.С. Пушкина, Красноярск. Режиссер Олег Рыбкин

Сцена из театральной постановки Олега Рыбкина «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Фотография: goldenmask.ru

Где смотреть: Театр «Новая опера»
Когда: 12 апреля

Два молодых человека — приятели Гамлета Розенкранц и Гильденстерн стоят на сцене под светом прожекторов. Что-то пошло не так: они попали в мир, где монета всегда падает одной и той же стороной вверх, их окружают странные люди и происходят непонятные события. Молодые люди растеряны, пытаются осознать, что случилось, ищут логику в чужих бессвязных поступках и в каждом акте оказываются в новом пространстве — зрители переходят туда вместе с ними.

«Антигона», Камерный театр, Воронеж. Режиссер Михаил Бычков

Сцена из театральной постановки Михаила Бычкова «Антигона». Фотография: goldenmask.ru

Где смотреть: Театр наций, Малая сцена
Когда: 12, 13 апреля

Что делать — беспрекословно выполнять распоряжения власти или поступить так, как подсказывает совесть? Михаил Бычков в своем спектакле пытается решить этот извечный вопрос с помощью точно выстроенных диалогов и предельной искренности актерской игры. Креон, представляющий власть, уверен в своей правоте и готов почти на все, чтобы ее отстоять: лгать, изворачиваться, оказывать психологическое давление. У юной худенькой Антигоны от страха дрожат коленки. Она не похожа на трагическую героиню — просто не может жить по правилам, установленным Креоном.

Смотрите также

Театральные фестивали 2019 года
«Мы живем на стыке жанров: между трагедией и комедией»
10 театральных художников Серебряного века
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.