Публикации раздела Театры

Главные спектакли весны

«Зулейха открывает глаза» по бестселлеру Гузели Яхиной, хрестоматийный шекспировский сюжет «Гамлета» глазами его университетских друзей, лондонский моноспектакль Саймона МакБерни. Эксперт театральной премии «Золотая маска» Ольга Романцова выбрала для портала «Культура.РФ» главные премьеры сезона.

«Зулейха открывает глаза». Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури, Уфа

Фотография: ufagrad.info

Когда: 5 и 13 мая

Режиссер: Айрат Абушахманов

Первая в России постановка популярного романа писательницы Гузели Яхиной о репрессиях 1930-х годов XX века. Инсценировкой занималась драматург Ярослава Пулинович. Режиссер Айрат Абушахманов создал не иллюстрацию к роману, а спектакль по мотивам произведения. Действие разворачивается не только на сцене: сценограф задействовал также и зрительный зал. Между первыми рядами — деревья; на спинках кресел — ватники заключенных.


«Фальстаф и принц Уэльский». Московский государственный театр «Ленком», Москва

Фотография: rg.ru

Когда: 7, 8, 14–16 мая

Режиссер: Марк Захаров

Новый спектакль художественного руководителя «Ленкома» Марка Захарова — вольная сценическая фантазия на темы шекспировских комедий и трагедий.

В основе сюжета — комедийные ситуации, главные герои которых — принц Уэльский, шут Фальстаф и леди Перси. «Шекспир научил нас мыслить философскими категориями; в его драматургии можно обнаружить истоки наших сегодняшних проблем. Нас заинтересовал принц Уэльский и его трагическая метаморфоза, которую мы нафантазировали и позволили себе сочинить тексты, которых, возможно, нет у Шекспира», — говорит режиссер.


«Дон Кихот». Театр кукол, Екатеринбург

Фотография: uralkukla.ru

Когда: 7 и 8 мая

Режиссер: Виктор Плотников

Виктор Плотников в «Дон Кихоте» одновременно и режиссер, и художник-постановщик. В его спектакле Рыцарь печального образа продолжает свои скитания и видит фантастические сны, в которых куклы существуют на равных с живыми актерами. Одна из ключевых сцен спектакля — бой быка с тореадором, который повторяется во время постановки много раз. Это своеобразная метафора борьбы с ветряными мельницами.

В «Дон Кихоте» звучит электронная музыка Кирилла Лихина, в которой старинное испанское романсеро может запросто встретиться с мелодией группы «Дюран-Дюран».


«Влюбленный Шекспир». Театр имени Пушкина, Москва

Когда: 11, 12 и 29 мая

Режиссер: Евгений Писарев

Первая в России постановка одноименного фильма, завоевавшего семь «Оскаров», в том числе за лучший сценарий — награду получил драматург Том Стоппард. Он написал историю о молодом Уильяме Шекспире, о любви, поразившей его, и о том, как благодаря ей возник один из его шедевров — трагедия «Ромео и Джульетта». Автор сценической адаптации — Ли Холл.

В России спектакль поставил режиссер Евгений Писарев. С ним работали художник по костюмам Виктория Севрюкова, сценограф Зиновий Марголин и композитор Карлис Лацис.


«Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Драматический театр имени А.С. Пушкина, Красноярск

Фотография: sibdrama.ru

Когда: 19 мая

Режиссер: Олег Рыбкин

Режиссер Олег Рыбкин, один из учеников Петра Фоменко, поставил пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Хрестоматийный шекспировский сюжет зритель увидит под другим углом — глазами двух приятелей Гамлета по университету. В этом спектакле Розенкранц и Гильденстерн не предатели, как у Шекспира, а два обычных человека. Они попали в мир, одержимый безумием, и пытаются понять: это они сошли с ума или остальные герои трагедии вместе со всем миром.


«Вакханалия. Пастернак (исследование первое)». МДТ, Санкт-Петербург

Фотография: mdt-dodin.ru

Когда: 24 мая

Режиссер: Лев Додин

Постановка открывает серию спектаклей, посвященных судьбам великих литературных произведений. Первый спектакль посвящен «Доктору Живаго» Бориса Пастернака. Сценарий написал Лев Додин в соавторстве с Валерием Галендеевым и Игорем Евсеевым на основе подлинных документов: писем, дневников, цитат из прессы 1960-х годов и текста самого произведения. Среди героев спектакля — Лидия и Корней Чуковские, Анна Ахматова, экскаваторщик Васильцов, написавший: «Нет, я не читал Пастернака. Но знаю: в литературе без лягушек лучше».


«Encounter». Театр «Комплисите», Великобритания

Фотография: fomenko.theatre.ru

Когда: 25 и 26 мая

Режиссер: Саймон МакБерни

Гастрольный лондонский моноспектакль «Encounter» покажут на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко». В его основе — книга румынского писателя Петру Попеску «Лучезарная Амазонка» про фотографа Лорене МакИнтайре. В 1969 году он отправился в непроходимые леса Амазонки по заданию журнала и потерялся там.

Актер и режиссер Саймон МакБерни соединил в постановке сторителлинг с современными сценическими технологиями: он раздает всем наушники. С помощью звука, который четко ориентирован на правое и левое ухо, в воображении зрителей создаются картины.


«Три сестры». МХТ имени А.П. Чехова, Москва

Виктор Симов. Эскиз декорации к спектаклю «Три сестры». 1901. Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва. Изображение: bigenc.ru

Когда: 30 и 31 мая

Режиссер: Константин Богомолов

Первую версию «Трех сестер» на сцене МХТ поставили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко еще в январе 1904 года.

Современную версию спектакля представляет режиссер Константин Богомолов. В отличие от большинства постановок Богомолова, в этот раз со сцены будет звучать только чеховский текст. Героями по замыслу режиссера должны стать молодые люди — ведь старшей сестре Ольге в пьесе всего 28 лет.


«Три толстяка. Эпизод 1. Восстание». БДТ, Санкт-Петербург

Фотография: bdt.spb.ru

Когда: 31 мая

Режиссер: Андрей Могучий

Режиссер Андрей Могучий превратил сказку Юрия Олеши в фантастическую антиутопию и перенес ее действие в будущее. Толстяки стали у него сгустком темной космической энергии «Три толстяка» («Т-3»), проникшей на Землю через открывшийся порт в другое измерение. Ученый Гаспар Арнери, которому помогают революционеры из цирковой труппы — отважный канатоходец Тибул и бесстрашная гимнастка Суок, пытается нейтрализовать энергию «Т-3», а также спасти и возродить человеческую цивилизацию.

Смотрите также

Александр Молочников: «Мне с детства нравится запах кулис»
Эксклюзивное интервью с актером и режиссером.
«Ну какой ты фараон! Ты не фараон, ты лакей»
Мариус Петипа в воспоминаниях артистов балета.
«Золотая маска» в городах России
Интересные спектакли разных лет.