Публикации раздела Театры

Главные спектакли осени

«Иоланта» Андрия Жолдака, «Фальшивая нота» Римаса Туминаса, «Слава» Константина Богомолова — эксперт театральной премии «Золотая маска» Ольга Романцова выбрала для портала «Культура.РФ» главные премьеры сезона.

«Севильский цирюльник» Евгения Писарева

Большой театр. Фотография: msk.portalglobus.ru

Когда: 3, 4, 6, 7, 8 ноября
Где: Москва, Большой театр

Поставивший в Большом театре оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» режиссер Евгений Писарев возвращается к истории того же героя и выпускает приквел своего спектакля. В основе постановки — одноименная комедия Пьера Огюстена де Бомарше. В ней Фигаро впервые встречается с графом Альмавивой, влюбленным в прекрасную Розину, и помогает ему жениться на этой девушке. За дирижерским пультом известный во всем мире итальянец Пьер Джорджо Моранди.


«Иоланта» Андрия Жолдака

Михайловский театр. Фотография: fb.ru

Когда: 13, 14, 20 ноября
Где: Санкт-Петербург, Михайловский театр

Авангардист Андрий Жолдак — один из самых скандальных режиссеров наших дней. Он известен своими спектаклями-инсталляциями, вокруг которых всегда много споров. Действие в его постановках подчинено визуальным образам; в «Иоланте» сделана ставка на мультимедиа, видеопроекции и световой дизайн. Их автор Глеб Фильштинский готовит видеоконтент специально для спектакля. В основе постановки — опера Чайковского, написанная по старинной французской легенде. Произведение о слепой от рождения принцессе, которая стала видеть благодаря любви, дает режиссеру «повод поразмышлять о единстве и борьбе света и тьмы в мире и каждом человеческом существе».


«Человек из рыбы» Юрия Бутусова

Сцена из театральной постановки «Человек из рыбы». Фотография: mxat.ru

Когда: 23 сентября, 16, 17 октября
Где: Москва, МХТ имени Чехова

Человек из рыбы — это кошмарный сон, приснившийся героине истории, маленькой девочке, которая так и не появится на сцене. Действие пьесы, написанной молодым современным драматургом Асей Волошиной, происходит в наши дни в Петербурге, в квартире, населенной странными людьми. Юрий Бутусов, в последние годы работавший исключительно с классикой, выбрал «Человека из рыбы» не случайно. В спектакле возникают связи с поставленным им «Бегом» Булгакова и с фильмом Андрея Тарковского «Ностальгия».


«Фальшивая нота» Римаса Туминаса

Сцена из театральной постановки «Фальшивая нота». Фотография: vakhtangov.ru

Когда: 23 сентября, 19, 26 октября
Где: Москва, Театр имени Е. Вахтангова

Премьера открывает сезон в Театре Вахтангова. Римас Туминас поставил пьесу современного французского драматурга Дидье Карона. Он написал «Фальшивую ноту» в 2017 году, а уже летом ее показали на Авиньонском фестивале. Это практически детективная история о судьбоносной встрече известного дирижера Миллера и его поклонника, специально приехавшего из Бельгии на концерт. Маэстро раздражен: ему не понравилась игра оркестрантов. А слушатель мечтает получить автограф и фото на память. Дирижера сыграл Алексей Гуськов, его поклонника — Геннадий Хазанов.


«Текст» Максима Диденко

Сцена из театральной постановки «Текст». Фотография: ermolova.ru

Когда: 7, 18 октября
Где: Москва, Театр имени М.Н. Ермоловой

Первая постановка в России по роману Дмитрия Глуховского, автора фэнтези-бестселлеров, среди которых — «Метро 2033» и «Метро 2034». Это история о студенте-филологе, который, отсидев срок в тюрьме по ложному обвинению, убил лейтенанта ФСКН, отправившего его за решетку, взял его смартфон и начал «жить за него». Режиссер Максим Диденко поставил «Текст» в жанре «кибернуар». События развиваются в двух измерениях: актеры играют текст, а потом панели перекрывают сцену и становятся экраном, куда проецируются фотографии, видео, чаты и вся «виртуальная начинка» смартфона.


«Гедда Габлер» Анатолия Шульева

Театр имени Пушкина. Фотография: darkermagazine.ru

Когда: 27, 28 октября
Где: Москва, Театр имени Пушкина

Пьесу Ибсена поставил молодой режиссер Анатолий Шульев, известный своими спектаклями в Театре имени Маяковского. Гедде Габлер скоро будет тридцать, она ненавидит пошлость и мещанскую рутину и надеется совершить что-нибудь необыкновенное. Но судьба распорядилась иначе: отец умер, деньги заканчиваются, и ей приходится выйти замуж. Она оказывается в семье, где больше всего ценят ненавистную житейскую пошлость. Что будет с трагической героиней, оказавшейся в мире, где нет места трагедиям? Гедду Габлер играет Александра Урсуляк.


«Мастер и Маргарита» Федора Малышева и Полины Агуреевой

Театр «Мастерская П. Фоменко». Фотография: cheboko.com

Когда: 22 сентября, 3, 9 октября
Где: Москва, театр «Мастерская П. Фоменко»

Жанр спектакля его авторы определили как «московский шабаш в двух частях с одним разоблачением». Новая постановка романа Булгакова «Мастер и Маргарита» радикально отличается от версий бессмертного произведения, идущих в столичных театрах. Воланд, констатировав, что «Москва изменилась, а люди все те же», беседует со зрителями во время антракта, а в роли Азазелло и Геллы — актриса-женщина. Одна из ключевых сцен спектакля — полет Маргариты. Ее играет режиссер постановки Полина Агуреева, а сорежиссер Федор Малышев сыграл Коровина.


«Слава» Константина Богомолова

Кадр с репетиции театральной постановки «Слава». Фотография: bdt.spb.ru

Когда: 13, 18 октября
Где: Санкт-Петербург, БДТ имени Товстоногова

Пьеса «Слава» советского поэта и драматурга Виктора Гусева (автор сценария фильма «В шесть часов вечера после войны») в 1930-е с успехом шла на сценах всей страны, а сейчас почти никому не известна. Это история о двух инженерах, которые строят ГЭС. Один просто делает свое дело, а другой настолько честолюбив, что готов прославиться на строительстве даже ценой смерти. В пьесе режиссер Константин Богомолов разглядел голливудские каноны: «задача команды спектакля не рисовать впрямую ужасы сталинизма, а воспроизвести наш советский «Ла-Ла Лэнд».


«Нам не страшен серый волк» Евгения Марчелли

Сцена из театральной постановки «Нам не страшен серый волк». Фотография: volkovteatr.ru

Когда: 19, 30 сентября, 12, 23 октября
Где: Ярославль, Академический театр имени Ф. Волкова

Поставив пьесу Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?», режиссер Евгений Марчелли вернул ей авторское название — «Нам не страшен серый волк». Главные герои спектакля — дочь ректора университета Марта и ее супруг Джордж — затевают странные игры, мучая и унижая друг друга. Как-то вечером они приводят гостей — молодоженов Ханни и Ника, нежно влюбленных друг в друга. Молодая пара еще не знает, что им предстоит стать «подопытными кроликами» в изощренном психологическом эксперименте.


«Три дня в деревне» Олега Рыбкина

Сцена из театральной постановки «Три дня в деревне». Фотография: new.sibdrama.ru

Когда: 21 октября
Где: Красноярск, Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина

Режиссер Олег Рыбкин — знаток модернистской западноевропейской драматургии и первооткрыватель зарубежных пьес на отечественной сцене. Он первым в России поставил пьесу автора британской «новой драмы» Патрика Марбера, написанную по мотивам «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. Театр получил эксклюзивные права на постановку на год, и пьесу специально перевели на русский язык. Работа Рыбкина — история о любви, которая врывается в жизнь женщины как стихийное бедствие, заставляя страдать, совершать жестокие поступки и ломать судьбы других людей.

Смотрите также

Уроки великих режиссеров
«Театры не появляются по воле одного человека»
«Ну какой ты фараон! Ты не фараон, ты лакей»
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.