Русская береза. Дерево вдохновения и поклонения

Самое светлое дерево русского леса. У славян береза, если она росла рядом с домом, непременно считалась семейной берегиней. Да и сама языческая богиня Берегиня, по преданиям, принимала облик белоствольного дерева. Символ весны, чистоты и света из века в век почитали в обрядах. Берестяные грамоты стали бесценными историческими документами. О березе писали стихи и слагали песни.
Ким Коваль. У старой березы (фрагмент). 1973. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Ким Коваль. У старой березы (фрагмент). 1973. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Обряды. Береза — священное дерево языческой Руси. На рубеже весны и лета — на Русалочьей неделе, — по поверьям, в ветвях плакучих берез прятались русалки. В брянских селах до сих пор бытует обряд проводов русалки на Троицу. Русалку в образе соломенного чучела в женском платье с пением несут по селу, оставляют под березой, а на следующий день возвращаются с фигуркой в деревню. Судьба обережной куколки незавидная. После общего обеда чучело сжигают.

Берестяная грамота №817. XII век. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Берестяная грамота №817. XII век. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Берестяные грамоты. Уникальные исторические документы. Первая берестяная грамота была обнаружена в Великом Новгороде в 1951 году. В шестидесятых Новгородскую археологическую экспедицию возглавил известный историк и археолог Валентин Янин. На сегодняшний день расшифровано более 900 этих древнерусских документов. А сам бесценный материал для исследований стал музейным достоянием. Коллекция берестяных грамот хранится в Новгородском музее.

Березовый домик и портал «Маска». Гатчина, Ленинградская область. Фотография: Ива Афонская / фотобанк «Лори»
Березовый домик и портал «Маска». Гатчина, Ленинградская область. Фотография: Ива Афонская / фотобанк «Лори»
Высокий стиль. Береза может стать материалом для ювелира — если на дворе революционный 1917 год, а ювелира зовут Карл Фаберже. Одно из драгоценных пасхальных яиц знаменитого мастера было изготовлено из карельской березы. Оно так и называется — «Березовое». Березовые домики украшали и самые изысканные парки — в Гатчине, Кузьминках, Петергофе. Мода на парковые павильоны-сюрпризы была в России второй половины XVIII века. Скромные фасады скрывали роскошный интерьер.

Наталия Гончарова. Хоровод. 1910. Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов, Московская область
Наталия Гончарова. Хоровод. 1910. Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов, Московская область
Хоровод «Березка». В Русалочий день, или Семик, девушки шли в лес — завивать березку и плести венки, украшать деревце лентами и заводить хоровод с песнями. Славянские обряды сохраняются в наши дни в народных праздниках и на сцене. Самый знаменитый хоровод завела «Березка» в 1948 году. Под мотив русской народной песни «Во поле березонька стояла…» поплыли по сцене статные девушки. Хоровод исполняется по сей день, а сам ансамбль стал одним из символов России.

Гармоника. Первая половина ХХ века. Национальный музей Республики Татарстан, Казань
Гармоника. Первая половина ХХ века. Национальный музей Республики Татарстан, Казань
Песенное дерево. Тополь, рябина, клен. Песен на Руси про любое дерево хватит, но с березой может посоперничать, наверное, лишь елка. Стихи о белоствольном дереве выходят столь поэтичные, что композиторы не могут удержаться от соблазна положить их на музыку. И уж конечно, зелень лугов и белизна заснеженных полей, соединившиеся в одном дереве, вдохновляют на творчество — народ поет. К слову, и аккомпанемент без березы не обходится — у гармоники гриф для клавиш часто делают из березы: материал крепкий.

Берестяной туес из композиции по сказкам Александра Пушкина. 1994. Зеленогорский музейно-выставочный центр, Зеленогорск, Красноярский край
Берестяной туес из композиции по сказкам Александра Пушкина. 1994. Зеленогорский музейно-выставочный центр, Зеленогорск, Красноярский край
Береста — любимица резчиков. Мастера вырезают из разных пород дерева, но предпочитают мягкие, податливые. В том числе и березу. Древнее название «бересто» известно с ХV–XVI веков. Туеса из бересты брали в поле, и вода в таких сосудах держала холод. Тобольск, Томск, Прикамье, Вологда, Вятка. В каждой губернии были свои берестяных дел мастера. В калужском Доме мастеров и по сей день учат делать картины на бересте, а в мурманском Доме ремесел — плести из бересты.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Белый ствол и шапка зелени. Художественный взгляд на березу — в творчестве Шишкина, Поленова, Боголюбова, Куинджи. Саврасов в одной из своих самых известных картин «Грачи прилетели» показал березу по весне неказистую и даже мрачную. А вот «Февральская лазурь» Игоря Грабаря — с настоящим ощущением праздника. «Праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Грабарь говорил, что из всех деревьев средней полосы любит именно березы.

Фотография: <a href="https://museum-beresta.ru/" rel="nofollow noopener" target="_blank">museum-beresta.ru</a>
Фотография: museum-beresta.ru
Береста музейная. «Сибирская береста» — первый в мире музей с коллекцией произведений современных народных мастеров и художников по бересте. В экспозиции собраны сотни экспонатов 35 народных мастеров России. Картины и иконы, сувениры, игрушки, посуда и украшения. В основе музейного собрания — личная коллекция Идеи Тимофеевны Ложкиной, чье увлечение берестяными работами выросло до масштабов музея.

Василий Шукшин в роли Егора Прокудина в своем художественном фильме «Калина красная» (1973)
Василий Шукшин в роли Егора Прокудина в своем художественном фильме «Калина красная» (1973)
Береза на экране. Превратить обычную березовую рощу в сказочный лес под силу лишь настоящему сказочнику. Александр Роу нежно любил трогательные белые деревца. В прихожей дома у режиссера была нарисована береза во всю стену. Рощи для своих сказок Александр Артурович снимал под Звенигородом. Деревню Гигирево даже прозвали Гигироу. Рассказчик для взрослых Василий Шукшин и его герой Егор Прокудин в «Калине красной» разговаривает с молодыми березками — символом чистоты и нежности.

Петр Медведев. Портрет Сергея Есенина (фрагмент). 1970-е. Историко-краеведческий музей, Артем, Приморский край
Петр Медведев. Портрет Сергея Есенина (фрагмент). 1970-е. Историко-краеведческий музей, Артем, Приморский край
Береза — поэтическая муза. Поэты «Страны березового ситца» восхищаются березой из века в век. «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось», — писал Пушкин о путешествии на юг в ХIX веке. «Принакрылась снегом, словно серебром», — восклицал Сергей Есенин — уроженец поэтичного села Константиново в ХХ столетии. И наши современники, в числе которых Андрей Дементьев, в долгу не остались: «Бере­зы в ночи — как улыбки… Вот так улыбается Русь».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна