Морские пейзажи Константина Коровина

Художник Константин Коровин
много путешествовал. Из поездок он привозил морские этюды — писал виды русского Заполярья и севера Европы, французского южного берега и Крымского побережья. «Культура.РФ» предлагает посмотреть морские пейзажи художника и узнать историю их создания.

Первые морские пейзажи

Константин Коровин. Порт в Марселе (фрагмент). 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Порт в Марселе (фрагмент). 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями там были Василий Поленов
и Алексей Саврасов
. Коровин одним из первых среди русских художников представил этюд как самостоятельное произведение — до этого этюды были лишь подготовительным этапом во время работы над картиной. Он писал в технике, характерной для этюдных набросков: широкими мазками, больше внимания уделяя цвету и общей атмосфере композиции, а не деталям.
«Чувствовать красоту краски, света — вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно; отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей — они содержание», — отмечал Константин Коровин.
В 1887 году художник посетил Париж и познакомился с полотнами импрессионистов — их методы оказались ему близки: «И импрессионисты… — у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве». В Европе Коровин написал первые морские пейзажи. Один из них — «Морской берег в Дьеппе». На нем Коровин изобразил штормовое море, побережье пролива Ла-Манш с характерными обрывистыми берегами и песчаными пляжами. Критики отмечали в пейзаже тональное разнообразие серого цвета, с множеством градаций и оттенков. В эти же годы Коровин написал несколько этюдов с южными морскими видами, на которых изобразил порт Марселя.

Жемчужный север

Константин Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море (фрагмент). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Пристань у фактории на Мурмане (фрагмент). 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Коровин. У становища корабля (фрагмент). 1899-1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В августе 1894 года Константин Коровин отправился в творческую поездку к северным морям. Путешествовал он вместе с художником Валентином Серовым
, с которым давно дружил. Вояж был организован предпринимателем Саввой Мамонтовым
: он планировал строительство железной дороги от Ярославля
до побережья Белого моря и хотел привлечь внимание общества и специалистов к неосвоенному краю. Художники побывали в Вологде
, Архангельске
, Мурманске, на архипелаге Новая Земля, посетили Норвегию и Швецию.
Суровый холодный Русский Север поразил Коровина монохромностью красок и сложными цветовыми нюансами. В теплые дни писать морские пейзажи приходилось вечером и ночью: днем мешали назойливые насекомые, а осенью появилась другая проблема — холод. На ветру замерзали и краски, и руки, поэтому находить живописные решения и воплощать их на полотне нужно было быстро.
Во время путешествия Константин Коровин создал несколько морских этюдов: «Ловля рыбы на Мурманском море», «На севере», «Пристань у фактории на Мурмане», «Мурманский берег». Для северных пейзажей художник часто использовал серый цвет, его тонкие жемчужные оттенки.
Во время путешествия художник побывал на островах архипелага Новая Земля между Баренцевым и Карским морями. Коровин вспоминал об этом месте: «Над туманом стоят громады гор, острыми полосами ровно лежат снега. <…> На берегу жалкие лачужки, сбитые из темных бревен с маленькими окнами. От домика к домику натянуты веревки: это чтобы ходить во время ветра. <…> Кругом темные, красно-бурые горы: ночное солнце освещает их. Есть неизъяснимо-таинственное в этом полярном свете».
Природа Севера и люди, их уклад жизни очаровали художника, особенно его поразило северное сияние. Он говорил Валентину Серову: «Какой чудесный край, Север дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда».
Константин Коровин. На Севере (фрагмент). 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Коровин. Гаммерфест. Северное сияние (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Северное море (фрагмент). 1913. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
После Русского Севера, художники отправились в скандинавские страны. В пути они посетили город Хаммерфест, в то время один из самых северных в мире. По возвращении из путешествия Коровин создал картину «Геммерфест. Северное сияние» (1894–1895).
На темном небе загораются перламутровые полосы северного сияния, освещающие воду с рыбачьими лодками. Отблески света переливаются, мерцают. Лиловатые, голубоватые, жемчужно-серые, розовые, они дрожат на воде, перекликаясь с отражениями фонарей, которые зажжены вдали, едва заметно скользят по стенам домов, обступивших канал, и гаснут в тенях, где сгущаются дымчатые оттенки, передающие сырой туманный воздух, который как бы кисеей окутывает предметы. Под лучами северного сияния простой рыбачий городок превращается в необычное волшебное видение.
Михаил Киселев, искусствовед
Путешествие длилось два месяца, из поездки Коровин привёз больше тридцати картин и этюдов. Все полотна вошли в единый северный цикл, и позже Коровин использовал их для оформления павильона на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде
. Павильон «Крайний Север» представлял собой деревянный рубленый дом, в котором разместились пейзажные панно, панорамы и диорамы.
В экспозицию Коровин поместил шкуры медведей, одежду поморов, челюсти кита и даже связки с сушеной рыбой: «Стараюсь сделать в павильоне то впечатление, то чувство, которое я испытал там, на Севере. <…> Думаю, как бы передать этот особенный запах океана и скал. Из бочек вынимают мох, который я привез с собой, и кладут его под пол павильона. Самоед Василий, которого я тоже привез с собой, уже выпил, он тоже старается; меняет воду в оцинкованном ящике, в котором сидит у нас милейший тюлень, привезенный с Ледовитого океана и прозванный Васькой».
В 1900 году художник участвовал в оформлении Русского павильона Международной выставки в Париже, где он снова работал над панно. Искусствовед Раиса Власова писала: «Как бы вторя протяженным ритмам необъятных северных равнин, бесконечным узким фризом тянулись по стенам северные пейзажи-панно… «Пристань у фактории на Мурмане», дощатый причал с бочками, огромной лебедкой на нем, устойчивые вместительные рыбацкие лодки, столпившиеся вокруг; в панно «У становища корабля» перед нашими глазами вырастает целый лес аккуратно перечисленных мачт со снастями, рей со спущенными парусами, просмоленных черных канатов». Талант художника нашел всеобщее признание — за оформление павильона Константин Коровин получил две серебряные и две золотые медали и стал кавалером ордена Почетного легиона.

Искрящийся юг

Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе (фрагмент). 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Коровин. На берегу Черного моря (фрагмент). 1890-е. Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Севастополь
Константин Коровин. Гурзуф (фрагмент). 1915. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
В 1904 году Коровин приехал в Ялту навестить писателя Антона Чехова
, который в то время тяжело болел. Позже художник купил участок на побережье. «В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты, и многие все лето гостили у меня»,  — писал Константин Коровин.
Просторную виллу-мастерскую художник спроектировал сам. Называлась она «Саламбо» — как и балет, к которому Коровин создал декорации. На даче часто гостил друг художника, оперный певец Федор Шаляпин
. Знаменитый бас несколько раз позировал Коровину, называл его «Паганини живописи». Для Коровина мир был «буйством красок», он говорил, что пейзаж «должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словами, это так похоже на музыку».
Константин Коровин. Розы на фоне моря (фрагмент). 1930-е. Ярославский художественный музей, Ярославль
Константин Коровин. Гурзуф. Корзина фруктов (фрагмент). 1916. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Константин Коровин. Цветы. Гурзуф (фрагмент). 1916. Ярославский художественный музей, Ярославль
На вилле художник часто писал залитый солнцем берег моря, там он создал пейзажи «Пристань в Гурзуфе» и «На берегу Черного моря».
Мир, который воссоздает художник, словно сверкает, он выражен живописной стихией, потоком цвета и света. Коровин пишет свои картины быстро, легко и свободно. В каждом холсте есть своя цветовая находка, свое открытие.
Дмитрий Сарабьянов, искусствовед
В своих южных полотнах Коровин комбинировал жанр марины и натюрморта: море часто становилось фоном для букетов крымских роз и корзин с южными фруктами: «На берегу моря», «Гурзуф. Корзина фруктов», «Гурзуф». Художник писал такие композиции ярко, используя насыщенные цвета и излюбленный широкий мазок.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна