ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ШЕРЕМЕТЕВСКОМУ ДВОРЦУ — МУЗЕЮ МУЗЫКИ

Инструменты разных эпох, необычные предметы и старинные интерьеры
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ШЕРЕМЕТЕВСКОМУ ДВОРЦУ — МУЗЕЮ МУЗЫКИ
Инструменты разных эпох, необычные предметы и старинные интерьеры
Петербургский Музей музыки находится в Шереметевском дворце на Фонтанке. И коллекция, и здание, в котором она выставлена, имеют большую историю: собрание музыкальных инструментов стало первым в России, а усадьбу графов Шереметевых построили вскоре после основания города. Изучайте историю одного из старейших дворцов Петербурга, путешествуйте по парадным залам и знакомьтесь со старинными инструментами в нашем путеводителе.
Петербургский Музей музыки находится в Шереметевском дворце на Фонтанке. И коллекция, и здание, в котором она выставлена, имеют большую историю: собрание музыкальных инструментов стало первым в России, а усадьбу графов Шереметевых построили вскоре после основания города. Изучайте историю одного из старейших дворцов Петербурга, путешествуйте по парадным залам и знакомьтесь со старинными инструментами в нашем путеводителе.
Петербургский Музей музыки находится в Шереметевском дворце на Фонтанке. И коллекция, и здание, в котором она выставлена, имеют большую историю: собрание музыкальных инструментов стало первым в России, а усадьбу графов Шереметевых построили вскоре после основания города. Изучайте историю одного из старейших дворцов Петербурга, путешествуйте по парадным залам и знакомьтесь со старинными инструментами в нашем путеводителе.

«Хоромное дворовое строение»: история дворца

«Хоромное дворовое строение»: история дворца
Петербургский Музей музыки — один из филиалов Музея театрального и музыкального искусства. Он располагается в Шереметевском дворце на берегу реки Фонтанки — иначе его называют Фонтанным домом. Это большой комплекс зданий, который занимает целый квартал от набережной до Литейного проспекта.
История Шереметевского дворца началась в 1712 году. Тогда Петр I подарил своему сподвижнику графу Борису Шереметеву большой участок на берегу Фонтанки — в то время она называлась Безымянным ериком. Император распорядился возвести на этом месте «хоромное дворовое строение». В то время городские границы были иными, чем сейчас: участок располагался за пределами столицы, и Шереметев построил там загородное имение — в противовес дому на Васильевском острове, где жил с семьей постоянно.
При Борисе Шереметеве на участке появились первые здания — по разным данным, деревянные или мазанковые. В конце 1730-х годов часть построек снесли, а взамен построили одноэтажный каменный дворец. Его владельцем стал сын Бориса Шереметева — Петр. Тогда же в имении построили церковь Симеона и Анны. Она сохранилась до наших дней и считается одним из самых старых храмов Петербурга.
В 1750-х годах архитекторы Савва Чевакинский и Федор Аргунов добавили к дому еще один этаж. Фасад, который выходил в сторону Фонтанки, украсили пилястрами, лепными изображениями человеческих и львиных голов, резными карнизами над окнами. Над входом расположилась имитация невысокого верхнего этажа с фамильным гербом.
Центральная часть дворца разместилась в глубине двора, по обеим сторонам от нее расположились два симметричных выступающих крыла. Подъезд с 1759 года украшали позолоченные статуи коней работы австрийского скульптора Иоганна Франца Дункера. Парадное крыльцо вело сразу на второй этаж, к залам для приемов и комнатам хозяев. На первом этаже находились служебные помещения.
В 1768 году скончалась жена Петра Шереметева Варвара, и он переехал из петербургского дворца в Москву. Пока граф жил в других имениях, Фонтанным домом занимались управляющие. После смерти Шереметева в 1788-м усадьбу унаследовал его сын Николай, который жил там до 1809 года. По распоряжению Николая Шереметева построили летний дом, каретные сараи, садовый павильон. Над новыми зданиями работали известные архитекторы того времени — Иван Старов, Андрей Воронихин и Джакомо Кваренги.
После смерти Николая усадьба перешла к его сыну Дмитрию, которому тогда было всего шесть лет. Шереметев-старший завещал, чтобы мальчика опекали несколько человек, в том числе подруга его покойной матери Татьяна Шлыкова-Гранатова и сенатор Михаил Донауров. Кроме того, до совершеннолетия юному графу лично покровительствовала императрица Мария Федоровна, вдова Павла I.
Дмитрий Шереметев владел дворцом до 1871 года. За это время на его территории снесли оранжерею, которая выходила на Литейный проспект, и построили на ее месте четыре флигеля: Канцелярский, Больничный, Певческий и самый большой, трехэтажный, Фонтанный. В 1830–40-х годах в усадьбе со стороны Фонтанки появились парадные чугунные ворота с гербом Шереметевых. Их спроектировал Иероним Корсини. Он же работал над проектом еще одного флигеля, Садового, и руководил переделкой дворцовых интерьеров. По его задумке в здании устроили Этрусскую гостиную с имитацией фресок на стенах, а также Белую и Золотую гостиные — их интерьеры были выдержаны в соответствующих цветах.
При Дмитрии Шереметеве дворец стал популярным в светских кругах местом. В доме подолгу, иногда месяцами, гостили родные, друзья и полковые товарищи Шереметева. Граф устраивал званые вечера и концерты. На них выступали композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Михаил Глинка, певица Полина Виардо. Также в усадьбе жили художники. В помещении, где сейчас располагается Белый зал, находилась мастерская Ореста Кипренского. Именно здесь живописец создал знаменитый портрет Александра Пушкина.
Деталь интерьера. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
Белая гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
Последним владельцем усадьбы из графского рода стал сын Дмитрия Шереметева Сергей. При нем территорию разделили на две части: парадная, выходящая на Фонтанку, осталась Шереметевым, а часть земли ближе к Литейному проспекту отвели под найм. Там расположились торговые павильоны и доходные дома, где апартаменты сдавались в аренду. В шереметевской части перепланировали сад: многие постройки в нем — Грот, Эрмитаж, Китайскую беседку — разрушили как немодные. Тогда же разобрали парадные ворота, которые вели на Литейный проспект.
При Сергее Шереметеве в Фонтанном доме разместился семейный архив. Граф увлекался историей, состоял в нескольких научных сообществах, а часть из них основал сам.
На северной стороне шереметевской усадьбы построили Театральный зал, помещения в нем сдавали в аренду разным труппам. Здесь ставили небольшие спектакли Всеволод Мейерхольд, Николай Евреинов, Михаил Фокин и другие известные режиссеры.

Музей музыки: как коллекция со столетней историей попала в Фонтанный дом

Музей музыки: как коллекция со столетней историей попала в Фонтанный дом
Собрание музыкальных инструментов появилось в Санкт-Петербурге в конце XIX века благодаря барону Константину Штакельбергу. Он происходил из семьи потомственных военных, дослужился до чина кавалерийского генерала. Штакельберг с юности увлекался музыкой и сам сочинял мелодии. Знакомые прозвали его «генералом от музыки». В 1879 году барон стал одним из учредителей Петербургского общества любителей музыки, а позже возглавил его.
В 1882 году Александр III распорядился создать Придворный музыкантский хор и назначил Штакельберга заведующим. В то время музыкантами называли участников полковых духовых оркестров. Поэтому ансамбль подчинялся военному ведомству и числился в штатном расписании как рота.
Ограда. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Парадная лестница. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
В 1880-х годах началась и история будущего петербургского Музея музыки. Константин Штакельберг стал собирать коллекцию редких инструментов. Благодаря работе с Придворным музыкантским хором, личным связям и родству с императорской семьей барону иногда были доступны настоящие редкости. Например, по личному приказу Александра III Эрмитаж передал Штакельбергу скрипку Антонио Страдивари и коллекцию флейт: все эти инструменты раньше принадлежали Александру I.
В 1900 году Константин Штакельберг учредил и открыл для публики Музей музыки императора Александра III. Основой собрания стала его собственная коллекция инструментов. Собрание называли по-разному: Музей при Придворном оркестре, Музей Придворного оркестра памяти императора Александра III, Музей музыки, Всероссийский музей музыки.
Постоянного здания для коллекции Штакельберг не нашел. Первая выставка открылась в доме №9/2 на углу Екатерининского канала и Чебоксарской улицы. Позже собрание инструментов показывали в разных местах, в том числе в Галерейном флигеле Шереметевского дворца.
В коллекцию входило около 300 предметов: личные музыкальные инструменты монархов, копии античных инструментов — их в XIX веке восстановили бельгийские мастера под началом Виктора Маийона, — скрипка и альт Алексея Львова, который написал музыку к гимну «Боже, царя храни!». Штакельберг также выставлял автографы музыкантов, акустические приборы, детали инструментов. Часть экспозиции барон посвятил Александру III. Зрителям показывали летопись императорской жизни в живописных полотнах, гравюрах и фотографиях.
Коллекция постепенно разрасталась. Во второй половине 1900-х Штакельберг приобрел 363 инструмента из собрания бельгийца Цезаря Снука. Также в музей попали инструменты народов России — их приобретал Николай Привалов, создатель и руководитель любительских оркестров. В начале XX века его собрание считалось самым большим в России. А еще через несколько лет барон Штакельберг получил коллекцию восточных инструментов индийского поэта Рабиндраната Тагора.
Константин Штакельберг не только коллекционировал и выставлял редкие инструменты, но и проводил музыкальные вечера с их участием. В 1907 году барон устроил праздник в Петергофе в честь 25-летия Придворного оркестра. Музыканты во время торжеств играли, кроме прочего, на инструментах из коллекции музея.
Частный музей Штакельберга работал до февраля 1917 года. Незадолго до революции и отъезда в Эстонию барон сам предложил реорганизовать собрание. Он хотел создать Всероссийский музей музыки и обратился с просьбой об этом к Союзу деятелей искусства, но инициативу не поддержали. Коллекция осталась в России без владельца. К тому времени она включала более 5000 экспонатов и считалась крупнейшей в Европе.
Белый зал. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Этрусская гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
В 1920–40-х годах бывшую коллекцию Штакельберга несколько раз передавали разным музеям. С 1940 года фонд перешел в ведение Научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии. В его здании на Исаакиевской площади часть коллекции оставалась во время войны и блокады Ленинграда. Самые ценные экспонаты отправили в Эрмитаж.
Когда война закончилась, фонд вернулся в помещение на Исаакиевской площади. В это время к архивам и экспонатам допускали в основном ученых. В 1984 году коллекция инструментов перешла под управление Ленинградского государственного музея театрального и музыкального искусства. В 1990-м власти передали ему Шереметевский дворец — там разместили Музей музыки.

Что смотреть в Шереметевском дворце

Что смотреть в Шереметевском дворце
Первый экспонат встречает посетителей Шереметевского дворца до того, как они входят в здание. Это парадные ворота и ограда работы Иеронима Корсини. Их полностью отреставрировали в 2010-х годах: вернули на место фонари, а вместо советских деталей из алюминиево-кремниевого сплава установили медные и латунные элементы, как и было изначально.
Чугунную арку украшает герб семьи Шереметевых: два льва держат в пастях лавровые и оливковую ветви — символы мира и славы, в лапах — скипетр и державу. Между зверями расположился золотой щит с короной, боярской шапкой и оружием, а под ними — лента с девизом семьи Шереметевых: «Deus conservat omnia» — «Бог сохраняет всё».
Далее гости попадают в здание. На первом этаже дворца находится собрание Музея музыки, второй занимает анфилада парадных залов, где восстановили исторические интерьеры. Осматривать части экспозиции можно в любом порядке.

Коллекция музыкальных инструментов

Коллекция музыкальных инструментов
В коллекцию Музея музыки входят инструменты разных видов, эпох и регионов. Здесь можно увидеть необычную хрустальную флейту, редкие барочные образцы, предметы из коллекций российских императоров и знаменитых композиторов. Экспонаты размещены на обоих этажах и часто объединяются в новые тематические коллекции. Тем, кто хочет взглянуть на конкретный предмет, лучше уточнить у гида, где он находится.
Духовые инструменты
Коллекция Музея музыки началась с редких духовых инструментов. Роговой оркестр, который и сегодня можно увидеть в экспозиции, попал в собрание Константина Штакельберга одним из первых. Здесь также хранятся изделия из стекла, инструменты Александра III и народные рожки, которые в наши дни не производят.
Хрустальная флейта
В собрании Шереметевского дворца около 400 флейт — как народных, так и и классических. Один из самых необычных экземпляров — хрустальная флейта, которую придумал французский часовщик Лоран. Клапаны для инструмента и кольца на корпусе изготовили из серебра и украсили цветными стеклянными вставками. По звучанию эта флейта отличалась от деревянных инструментов. Ее звук описывали как более точный, мощный и эмоциональный, но не столь богатый обертонами. Современники говорили: «Если вы ее слушаете, какими бы ни обладали нервами, вы обязательно разрыдаетесь».
Роговой оркестр
Роговыми оркестрами назывались ансамбли, где музыканты исполняли произведения на охотничьих рогах. Они были популярны при монаршем дворе еще с XVII века. Каждый инструмент в таком оркестре исполнял только одну ноту, поэтому для сложных произведений требовался большой состав. Чаще всего в качестве музыкантов набирали крепостных.
В XVIII веке среди аристократов считалось обязательным содержать личный роговой оркестр. При дворе Екатерины II играл ансамбль из более чем 100 инструментов. Но в 1810–30-х годах интерес к роговым оркестрам стал угасать, и вскоре они исчезли.
К коронации императора Александра III основатель Музея музыки Константин Штакельберг возродил такой ансамбль. Вместе с принцем Александром Ольденбургским он отыскал нужные сведения в архивах и по ним заказал мастерам необходимые инструменты.
Комплект охотничьих рогов из коллекции Шереметевского дворца — один из немногих уцелевших в России. В него входят 70 предметов. Самый маленький рог в длину всего 10 сантиметров, самый большой — достигает почти шести метров.
Инструменты Александра III
Основатель коллекции Константин Штакельберг получал некоторые инструменты от императорской семьи. Среди таких приобретений — личные музыкальные инструменты Александра III. Монарх интересовался музыкой, в молодости играл в духовом оркестре. В экспозиции можно увидеть его тубу, четыре корнета и две валторны с украшениями в виде царского герба.
Владимирские рожки
В начале XIX века рожки были популярными народными инструментами. Во Владимирской губернии пастухи вырезали их из бересты. Позже технологию усложнили, инструменты стали изготавливать из дерева и обертывать берестой лишь сверху. Рожки были так популярны, что на них играли репертуар от народных мелодий до произведений Баха. Однако к концу столетия секрет владимирских рожков был утрачен. Восстановить технологию не смог даже Василий Андреев — известный собиратель народных инструментов.
Струнные инструменты
В коллекции струнных инструментов Шереметевского дворца можно увидеть скрипки и виолончели разных веков, народные норвежские инструменты и даже «немую» версию скрипки, звук которой был слышен только самому исполнителю.
Хардангерфеле
Народные скрипки хардангерфеле, или хардангеры, появились в Западной Норвегии и получили название в честь одного из регионов страны. Такие инструменты всегда богато украшали росписями, инкрустацией, резьбой. По размеру хардангерфеле чуть меньше обычных скрипок, у них два ряда струн: четыре основные, мелодические, а еще четыре или пять — резонирующие, необходимые для более глубокого звука. Гриф хардангерфеле часто выполняли фигурным: например, у скрипки из музейного собрания он имеет форму драконьей головы. Корпус инструмента покрывает роспись из растительных орнаментов и изображений крылатых чудовищ.
Пошетты
Пошетты — узкие карманные скрипки — появились в XVI веке. В XIX столетии ими часто пользовались домашние учителя танцев. В коллекции музея представлено несколько видов таких инструментов. Например, пошетта мастера первой трети XVIII века Джозефа Челониато выглядит как обычная скрипка, но имеет более удлиненную форму. Она украшена перламутром, слоновой костью и инкрустацией. Но такие инструменты бывали и более нестандартных форм: к примеру, пошетта с веером больше напоминает миниатюрную гитару, а еще одна четырехструнная карманная скрипка замаскирована под трость.
Немая скрипка
Немые скрипки изобрели в XVIII веке для самостоятельных занятий. От обычных они отличались очень слабым звуком, который слышал лишь сам исполнитель. Скрипку из музейной коллекции изготовили на немецкой фабрике «Братья В. Кройцнах». У этого инструмента нет корпуса: гриф держится на на полой раме.
Виолончель Николая II
В 1898 году Николай II предложил правительствам всего мира собраться и обсудить, как не допустить новых войн. В честь этого события скрипичный мастер Альберт Жако изготовил памятную виолончель, назвав ее «France et Russie» («Франция и Россия»), и преподнес императору. На корпусе инструмента Жако разместил две женские фигуры — аллегории Франции и России, монограмму Николая II и инкрустацию в виде растительного узора.
«Блокадная виолончель»
Эту виолончель назвали блокадной, потому что она пережила Великую Отечественную войну в Ленинграде. Ее создал архитектор и скрипичный мастер Алексей Ушаков. Он начал собирать инструмент в 1941 году, но не завершил работу — ушел на фронт. Во время обстрелов города виолончель пострадала: в нее попал осколок гранаты. Когда Алексей Ушаков вернулся, то восстановил испорченную часть и завершил инструмент. Весь процесс занял 15 лет. На деке сохранилась отметка: «Инструмент был начат в 1941 г. — окончен в 1956 г. — помешала война — блокада Ленинграда. Тогда же были несколько повреждены обечайки».
Блокадная виолончель до сих пор участвует в концертах и выставках. В наше время ее отреставрировал мастер Владимир Китов.
Клавишные инструменты
В экспозиции Музея музыки можно изучить, как менялись клавишные инструменты с XVII века до наших дней: здесь есть клавесин с тремя клавиатурами и редкий дуэтный рояль «Плейель», клавишные необычной формы и рояли, которыми владели российские музыканты XIX и XX века.
Трехмануальный клавесин
Клавесины были популярны в XVII–XVIII веках. Внешне они напоминали современные фортепиано, но звук извлекался иначе: когда музыкант нажимал на клавишу, то соответствующую ей струну внутри корпуса захватывало металлическое щипковое устройство.
В конце XVIII столетия появились концертные инструменты с двумя и тремя клавиатурами. В Шереметевском дворце представлен трехмануальный экземпляр с тремя рядами клавиш. Его изготовили в 1911 году на фабрике Павла де Витте в Лейпциге по образцам XVIII века. Сейчас это единственный подобный инструмент в России. По одной из версий, это копия инструмента, которым владела Екатерина II.
Вертикальное фортепиано «Жираф»
Вертикальное фортепиано назвали «Жирафом» из-за его формы. Этот инструмент изготовил неизвестный мастер из Западной Европы в первой трети XIX века. Струнная часть фортепиано находится над клавиатурой — стоит на ней, как на пьедестале. «Жираф» — струнно-ударно-клавишный инструмент, переходная фаза между клавесином и фортепиано. Такие инструменты изготавливали из дерева и украшали тканью, металлом, вставками из других материалов. Пианино из музейной коллекции отделано зеленым шелком, элементами из бронзы и красного дерева.
Рояль Михаила Глинки
Инструмент изготовила фабрика «Тишнер», которую назвали по имени основателя — Иоганна Августа Тишнера. Глинка в своих «Записках» упоминал, что «Тишнер в то время [начало XIX века] был лучшим мастером в Петербурге, и механизм его роялей допускал возможность играть чрезвычайно отчетливо».
Композитор владел роялем в 1824–1856 годах и использовал его, когда работал над оперой «Жизнь за царя». До наших дней инструментов Тишнера сохранилось очень мало.
Дуэтный рояль «Плейель»
Дуэтные рояли появились в начале XX века: в 1900 году фирма «Плейель» показала свое изобретение на Всемирной выставке в Париже. Инструмент отличался от привычных прямоугольной формой корпуса и двойным набором струн, клавиш и педалей. Выпустили подобных роялей совсем немного: их было сложно обслуживать, поэтому популярными они не стали. В Шереметевском дворце представлен единственный дуэтный рояль «Плейель» в России.
Инструменты-гибриды
Кроме привычных клавишных, духовых и струнных инструментов, в коллекции Шереметевского дворца есть предметы-гибриды. Они либо замаскированы под другие предметы интерьера, либо имеют необычный способ звукоизвлечения.
Виола ди бордоне
Виола ди бордоне, или баритон, сочетала качества щипковых и смычковых инструментов. У нее два типа струн: мелодические, на которых играли смычком, и щипковые резонансные. В коллекции представлен инструмент 1729 года, его собрал неизвестный немецкий мастер.
Часы-орган
Механизм часов-органа изготовили в конце XVIII века. Корпус из красного дерева с латунной и бронзовой отделкой выполнили в начале XIX столетия русские мастера. Верхняя башня с часами украшена черно-красной росписью в технике эгломизе: мастера помещали на стекло тончайший лист металла и наносили на него гравировку.
Спинет-бюро
Спинеты — домашняя разновидность клавесина — часто встречались в домах знати в XVII веке. Их струны, в отличие от других видов клавесинов, натягивали слева направо по диагонали. Корпус этого спинета-бюро выполнили из черного дерева и украсили перламутром, слоновой костью и черепаховым панцирем. На инструменте можно было играть, как на клавесине, или запускать механическую часть: внутри находился специальный валик со штифтами, который содержал шесть записанных пьес. Валик вращали рукой, оборот соответствовал одному музыкальному фрагменту. Этот же механизм запускал танец пяти фарфоровых дам и кавалеров: неизвестный мастер расположил их в центральном отсеке бюро.

Анфилада парадных залов

Анфилада парадных залов
Анфилада парадных залов располагается на втором этаже дворца. При Шереметевых здесь принимали гостей, устраивали концерты, хранили коллекции и ценные документы. Сейчас анфиладу разделили на несколько тематических залов. Три из них посвящены истории графского рода, в следующих двух можно увидеть старинные иконы и фрески. Еще два помещения занимает коллекция предметов из стекла, а в остальных располагаются тематические подборки музыкальных инструментов. Помимо экспонатов, на втором этаже стоит посмотреть на исторические интерьеры XIX века.
Залы 1−3. Экспозиция, посвященная Шереметевым
Первые три зала второго этажа знакомят гостей с историей рода Шереметевых. Осмотр начинается с Дуговой комнаты. Ее задумали как переход из основного здания в новый флигель, который распорядился построить Николай Шереметев. Предполагалось, что в новом строении пройдет свадьба графа с крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой: пара тайно обвенчалась в 1801 году, но собиралась также провести открытую церемонию. Однако Прасковья умерла, и работы остановились. Флигель достроили только в 1830-х годах, когда сын Николая Шереметева Дмитрий перепланировал дворец. Дуговую комнату в то же время оформили в темно-розовых и спокойных зеленых оттенках. По архивным сведениям, в первой половине XIX века здесь, рядом со своей мастерской в Белом зале, или Аванзале, жил художник Орест Кипренский.
При Сергее Шереметеве в Дуговой комнате хранили документы о благотворительности: семья занималась меценатством. Из-за этого комната получила новое название — Попечительская.
Сегодня здесь можно увидеть ломберный столик в технике маркетри с мозаикой из разных пород дерева и персидский ковер, которые сохранились с дореволюционных времен. Также в комнате хранится родословное древо хозяев — его заказал последний владелец усадьбы, Сергей Шереметев.
Античная гостиная появилась в 1839 году на месте парадной спальни Николая Шереметева. Ее стены украсили барельефы на древнегреческие и древнеримские мотивы. До революции здесь хранили коллекцию серебра, которое Шереметевым дарила императорская семья, — эти предметы называли жалованными. В 1930-х собрание попало в фонды других музеев Ленинграда.
Сегодня в Античной гостиной выставляют шкафы, принадлежавшие владельцам дворца: нотный из орехового дерева и книжный из карельской березы. Также здесь хранится мебель из дворца на Шпалерной улице. Там жил Александр Шереметев, брат последнего владельца Фонтанного дома.
Последний зал, посвященный истории Шереметевых, — Предцерковная комната. Через нее можно попасть в домовую церковь. Изначально это помещение входило в «тайную часть», то есть личные комнаты Прасковьи Жемчуговой. В XIX веке убранство несколько раз меняли. В 1830-х годах покои переделал Иероним Корсини — комната стала частью парадной анфилады. В 1840-х здесь установили наборные двери из орехового дерева с серебряной отделкой, а в 1870-х появилась мебель, которую обили синим штофом и украсили золотыми розами. В комнате хранились живописные произведения на религиозные сюжеты.
Сейчас в Предцерковной комнате выставляют скрипки и виолончели работы Ивана Батова. Он происходил из крепостных и не уступал в мастерстве иностранцам. Иногда инструменты Батова при продаже выдавали за ценные экземпляры — например, за струнные Андреа Гварнери.
Античная гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Белый зал. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: ar.culture.ru
Залы 4−5. Церковь Святой Великомученицы Варвары и Образные комнаты
Далее посетители попадают в самую старую часть Шереметевского дворца,она сохранилась еще с середины XVIII века. В основе архитектурной композиции домовой церкви — четыре столба с арками, на которых держится купол. Джакомо Кваренги отделал стены искусственным мрамором, Иероним Корсини украсил интерьер лепными деталями, позолотой и росписями на библейские сюжеты. В наши дни отреставрировали фрески и оставили пустые оклады на месте изображений, которые забрали из дворца после революции.
Образные комнаты находились рядом с церковью. При Николае Шереметеве в них жила Прасковья Жемчугова. После смерти графини в покоях хранились ее личные вещи. С 1809 года комнаты вновь стали жилыми: они принадлежали Павлу Малиновскому, воспитателю несовершеннолетнего Дмитрия Шереметева. Когда граф повзрослел, он приказал устроить на месте покоев матери хранилище семейных икон и реликвий. На старинные образа в этом помещении можно взглянуть и сейчас.
Этрусская гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Малиновая гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: ar.culture.ru
Зал 6. Белая столовая
Эта комната получила название из-за цвета стен: их отделали искусственным мрамором. В Белой столовой гости музея увидят английскую мебель в стиле чиппендейл, названном по имени британского мастера XVIII века. Гарнитур в духе раннего классицизма попал во дворец из мастерской Владимира Стрекалова-Оболенского — советского фотографа-художника и коллекционера из княжеского рода Оболенских. Его собрание живописи в 1998 году подарила музею искусствовед Августа Сараева-Бондарь. Коллекцию разместили в этой же столовой. В нее входят картина Карла Брюллова «Женщина с корзиной на голове», портрет Августы Сараевой-Бондарь работы Василия Шухаева и французская шпалера (декоративный настенный ковер) с пасторальным сюжетом.
На камине в центре зала можно увидеть часы «Читающая девушка» в стиле ампир. Их изготовили во Франции в первой половине XIX века. Часы и по сей день показывают точное время. Каждые 15 минут в устройстве срабатывает механизм боя.
Белая гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
Этрусская гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: ar.culture.ru
Зал 7. Лепная гостиная
Над Лепной гостиной работал Иероним Корсини. Он украсил стены и потолок узором, похожим на кружево. Оформление подражало стилю ренессанс. В конце XIX века хозяева устроили в гостиной портретную галерею членов императорской семьи. После революции большинство полотен отправилось в другие музеи. Сейчас в зале тоже выставлены картины: портрет Екатерины II кисти Дмитрия Левицкого, «Венера перед зеркалом» Карла Брюллова и «Мадонна Конестабиле» неизвестного мастера — копия работы Рафаэля. Здесь же представлено китайское панно кэсы «100 мальчиков». Его выполнили в XVIII веке из цветного шелка. Такие предметы дарили молодоженам на свадьбу как пожелание множества детей.
Лепная гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Этрусская гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Зал 8. Белая гостиная
Белую гостиную также создал Иероним Корсини. Оформление этих покоев было самым богатым. Стены затянули белым узорным штофом — обоями из дорогой ткани: похожей материей декорировали мебель. Позже к интерьеру добавили три английских ковра ручной работы. Сейчас комнате еще не вернули исторический вид, из подлинных деталей в ней сохранилась люстра.
Белая гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
Белый зал. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: A.Savin / Wikimedia Commons / CC0 1.0
Зал 9. Желтая гостиная
Желтая, или Золотая, гостиная также появилась в усадьбе во время перестройки в 1830-х годах. Ее декорировали обоями из лионского штофа — блестящего шелка с узорами, — украсили лепным карнизом и живописным плафоном. Золотом покрыли украшения на фигурном камине и стенах, рамы на трех зеркалах и в простенке окон. В начале XIX века в гостиной стояла золоченая мебель. В 1870-х годах ее заменили на гарнитур из амарантового дерева, который обили желтым штофом.
При последних Шереметевых здесь хранились картины художников фламандской школы и коллекция фигурок из неглазурованного фарфора. Также в гостиной стоял шкаф черного дерева — его украшали костяные пластинки с гравюрами Жака Калло. Все предметы отправили в Эрмитаж.
Белый зал. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Античная гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Зал 10. Этрусская гостиная
Незадолго до того, как Дмитрий Шереметев начал перестраивать дворец, в Италии нашли руины древних городов. Среди знати возникла мода на этрусские мотивы, поэтому комнату решили оформить именно в этом стиле.
Иероним Корсини сам разработал проект, в котором сочетались художественные мотивы разных эпох. Декоративные изображения в комнате — узоры на стенах, композиция фриза и плафона — цитировали вазовую живопись и включали сюжеты фресок Виллы Цицерона в Помпеях. Живописные панно нарочито неритмично чередовались. Также Корсини создал позолоченные карнизы для окон и, как считают искусствоведы, комплект мебели для гостиной. Но сведения о том, как выглядел этот гарнитур, не дошли до наших дней.
Также в Этрусской гостиной разместились копии античных инструментов — кифар, лир, медных труб букцин. Их в конце XIX века изготовили мастера из Бельгии. Работой руководил Виктор Шарль Маийон — инструментовед и хранитель коллекции Музея музыкальных инструментов Брюссельской консерватории. Комплект подарили Константину Штакельбергу, основателю Музея музыки.
Белый зал. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Этрусская гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
Залы 11−12. Зеленая и Малиновая гостиные
Эти комнаты особенно любили Дмитрий Шереметев и его жена Анна. Зеленую гостиную декорировали в духе «второго барокко». Стены обили зеленым штофом, повесили новую люстру, потолочные падуги — небольшие лепные детали в виде четверти окружности, — расписали «галантными сценами» авторства Джакомо Феррари. Стены Малиновой гостиной также обтянули цветным штофом, украсили позолоченными карнизами. В Зеленой гостиной установили камин из каррарского мрамора и повесили люстру конца XVIII века с деталями из цветного стекла. Подлинная мебель обеих комнат не сохранилась.
В этих залах выставлена коллекция Валентины Голод — известной ленинградской собирательницы антиквариата. Собрание попало в музей в 2000 году. Здесь можно увидеть старинную мебель, скульптуру и стеклянные предметы.
В коллекцию Валентины Голод входили небольшие наборы посуды, которые, скорее всего, использовались в повседневном обиходе. Один из них — графин и пара рюмок из красного стекла. Специалисты датировали предметы началом XIX века. Поверхность графина расписана золотом и серебром, рисунок изображает даму и кавалера, которые играют на музыкальных инструментах и танцуют. На рюмках мастера серебром изобразили собаку и овцу.
Малиновая гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: ar.culture.ru
Лепная гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: A.Savin / Wikimedia Commons / CC0 1.0
Зал 13. Белый зал
Парадный Белый зал — новейшая восстановленная часть дворца, его открыли для публики в 2022 году. Это помещение спланировал в конце XVIII века Джакомо Кваренги. В этом зале планировали провести праздник в честь официальной свадьбы Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Позже здесь устраивали балы, выступления графского хора и Великорусского оркестра Василия Андреева.
В наши дни в зал вернули наборный паркет, живопись на стенах и пилястрах — элементах, похожих на колонны, вновь позолотили рамы зеркал.
Белый зал. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Белая гостиная. Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербург
Фотография: ar.culture.ru

Как попасть в Шереметевский дворец — Музей музыки

Как попасть в Шереметевский дворец — Музей музыки
Шереметевский дворец находится в центре Петербурга, на набережной реки Фонтанки. Удобнее добираться до него на метро, а затем пройти пешком до нужного места. Ближайшая станция — «Гостиный Двор» линии №3, путь от нее займет около 10 минут. Чуть дольше — около 15 минут — идти от станции «Маяковская» на той же линии. Подойдут и станции «Невский проспект» линии №2 и «Чернышевская» линии №1: пеший путь от них займет примерно 20 минут. Режим работы Музея музыки опубликован на официальном сайте Музея театрального и музыкального искусства. Там же можно купить билеты на выставки или выбрать экскурсии.
Автор: Тата Боева
Верстка: Кристина Мацевич

Главная фотография: Grigory_Gez / фотобанк «Лори»