Музыкальная география: инструменты народов России

Первые музыкальные инструменты появились еще в первобытную эпоху — вместе с примитивными орудиями труда и охотничьими приспособлениями. По мере развития цивилизации они усложнялись, становились более изящными и мелодичными, а у каждого народа появлялись собственные разновидности таких предметов. Струнные, духовые, ударные инструменты звучали на праздниках и похоронах
, во время ритуалов и выступлений сказителей.
Портал «Культура.РФ» и Музей музыки
рассказали о самых интересных инструментах разных народов России. Читайте о том, как выглядели шун-шушпык и баламан, почему трогать бубен разрешалось только шаману и из чего делали черкесскую скрипку шичепшин.
Алексей Тыранов. Семейный портрет (фрагмент). XVIII век. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Тропинин. Мальчик с жалейкой (фрагмент). 1820. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Баян (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русские народные инструменты: гусли, гудок, рожок

Одним из самых популярных народных инструментов на Руси были гусли. Они звучали в деревенских избах и на княжеских пирах. Гусляры провожали воинов в походы и участвовали в обрядах. Под аккомпанемент этого струнного инструмента исполняли былины и исторические песни. Музыканты играли одной или двумя руками, инструмент могли класть на колени или держать вертикально.
В русском фольклоре упоминаются легендарные гусляры: Садко, Добрыня Никитич, Баян. В некоторых сюжетах музыкальный талант помогает им разбогатеть или преодолеть трудности. Например, Садко получил за свою игру несметные сокровища от морского царя, а Добрыня вернул жену, которую обманом выдали за другого: для этого он проник на свадебный пир под видом гусляра.
Гусли крыловидные девятиструнные. Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Рожок пастуший (визгунок). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Смык (гудок, гудочек). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Скоморохи и шуты часто сопровождали свои представления игрой на гудке — смычковом инструменте, отдаленно похожем на современную скрипку. Правда, держали его иначе: если музыкант сидел, то гудок опирался на его колено, а при игре стоя его прижимали к груди.
Гудок обычно имел три струны. Одна из них была мелодической, то есть могла издавать разные звуки в зависимости от способа игры. Две другие струны назывались бурдонными, их звук был неизменным и создавал своеобразный фон для мелодии. Играли на гудке изогнутым смычком.
Духовыми инструментами в русских деревнях владели в основном пастухи. На эту должность часто специально выбирали человека, который хорошо умел играть на берестяном рожке или деревянной дудочке-жалейке. Звуком такого инструмента опытный пастух мог собрать стадо или отпугнуть хищного зверя, а во время отдыха развлекался тем, что наигрывал народные песни или плясовые мелодии.

Поволжье: шун-шушпык и шыбр

Традиционные музыкальные инструменты у народов Поволжья имели простую форму, изготавливали их из природных материалов: глины, дерева, полых стеблей крупных растений. У марийцев с глубокой древности были известны глиняные свистульки шун-шушпык, которые имитировали птичьи трели. Название такого инструмента переводится на русский язык как «глиняный соловей». Его лепили в виде птички с несколькими отверстиями: в одно из них музыкант дул, другие поочередно зажимал пальцами, чтобы менять тональность звучания.
Шыбр (шапар). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Шун-шушпык («Глиняный соловей»). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Шыбр (шапар). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
У чувашей ни одно важное событие не обходилось без шыбра — подобия волынки. Основой для него служил бычий пузырь, куда вставляли несколько трубок: костяную для вдувания воздуха, две оловянные — для создания мелодии. Перед началом игры пузырь смачивали водой. Чтобы звук был долгим и равномерным, на него нажимали руками. На шыбре играли во время ярмарок
, свадеб и похорон, он использовался в разных обрядах: например, под звуки этого инструмента исполняли традиционное причитание невесты и встречали молодоженов. На праздниках иногда устраивали состязание между несколькими музыкантами: победителем считался тот, кто мог дольше играть без отдыха.

Сибирь: дунгур, нарс-юх, хомус, чатхан

Одним из главных инструментов в культуре сибирских народов был бубен, состоявший из деревянного обруча и туго натянутой кожаной мембраны. У тувинцев, якутов, тофаларов и долган он назывался дунгур или дунур. Играли на нем рукой или специальной колотушкой. Бубен считался священным инструментом, на голос которого отзываются духи, поэтому бить в него без нужды строго запрещалось, а прикасаться к бубну мог только шаман.
У хантов и манси был популярен нарс-юх — это название буквально означает «поющее дерево». Корпус инструмента, похожий формой на лодку, вырезали из лиственницы или ели, а затем на него натягивали две струны из оленьих жил. Играли на нарс-юхе пальцами, примерно как на русских гуслях. Под его мелодию танцевали на праздниках или исполняли песни и сказания.
Нарс-юх («Поющее дерево»). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Дунгур (дюньгюр, бубен). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Хомус. Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Из якутских музыкальных инструментов особенно известен хомус. Изготавливали его из железа, реже вырезали из дерева или кости. Инструмент представлял собой небольшую подковку с гибким язычком в центре. Концы хомуса музыкант прижимал к зубам, а указательным пальцем свободной руки постоянно колебал язычок. В результате получался монотонный жужжащий звук, при этом зубы исполнителя служили своего рода резонатором. А когда он менял положение губ, менялась и высота звука.
Фольклор хакасов — алыптых нымаха — не мог существовать без местной разновидности гуслей, которую называли чатхан. С ним выступали сказители, чей репертуар состоял из героических песен. Деревянный корпус такого инструмента в старину выдалбливали из цельного куска дерева, позже стали собирать из отдельных дощечек. Со временем изменилось и количество струн чатхана: у древних образцов их было всего три, у инструментов XX века — до 24.

Кавказ: баламан, шичепшин, пхачич

В традиционных дагестанских мелодиях часто звучал баламан — духовой инструмент, корпус которого вырезали из тутового или абрикосового дерева. В его округлую головку вставляли длинную камышовую трость со сплющенным свободным концом, на нее надевали специальный хомутик: с его помощью регулировали строй инструмента. Звук баламана был мягким и нежным, на нем исполняли лиричные плавные мелодии.
У адыгов первые музыкальные инструменты появились еще в IV веке до нашей эры. Одним из них стала черкесская скрипка, или шичепшин. Удлиненный корпус в форме веретена вырезали из цельного куска липы, клена или ясеня, на него натягивали струны из конского волоса. Отсюда и произошло название инструмента: «шиче» в языке адыгов означало «конский волос», «пшинэ» — «музыка». Приглушенный мягкий звук шичепшина служил аккомпанементом для сольного или хорового пения.
Шичепшин. Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Пхачич. Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Ясти балабан (баламан). Фотография предоставлена Российским национальным музеем музыки, Москва
Еще одним популярным инструментов у адыгов была трещотка — пхачич. По одной из легенд, ее изобрел простой крестьянин: однажды он шел домой через лес, нашел несколько щепок и стал постукивать ими в такт шагам, чтобы веселее было идти. А потом придумал, как соединить их между собой шнуром и превратить в удобный музыкальный инструмент.
Пхачич обычно использовали в ансамбле с шичепшином или другими инструментами. Его звонкие щелчки помогали музыкантам, певцам и танцорам сохранять заданный ритм.

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна