В зале № 80 выставлена работа известного художника Александра Самохвалова. Он работал в стиле социального реализма, который заключался в оптимистичном и светлом представлении советских реалий. Еще в 1920-е годы художник создавал плакаты для Российского телеграфного агентства и эскизы для агитационного фарфора. А позже писал людей труда, характерных представителей эпохи — рабочих, крестьян в полях и пышущих здоровьем спортсменов.
Одним из популярных персонажей в творчестве Александра Самохвалова стала его современница, молодая советская женщина, полная энтузиазма и целеустремленности. Он писал работниц заводов, поодиночке и группами в цехах, метростроевок и спортсменок. На полотне 1932 года художник изобразил учительницу средней школы, активистку Евгению Адамову. В своих мемуарах Самохвалов позже вспоминал о модели: «Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека — участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее».
Картину представили на парижской Всемирной выставке 1937 года, где «советская Джоконда», как прозвали ее французские зрители, получила золотую медаль. Кроме этой награды, Самохвалова удостоили также двух Гран-при — за панно «Советский спорт» и иллюстрации к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города».
«Девушка в футболке». Александр Самохвалов
Павел Филонов создал новое художественное направление, которое назвал «аналитическим искусством». Свой подход он описал еще в 1912 году в статье «Канон и закон»: каждая картина, по его мнению, была не только сочетанием форм и цветов, но еще и становилась миром, в котором объекты развиваются и взаимодействуют. А художнику следовало определить, как именно это происходит, и позволить фрагментам полотна «расти», как колосу из зерна. Филонов писал: «Упорно и точно рисуй каждый атом». Он часто работал остроконечной кистью, а каждое цветовое пятно называл «единицей действия». Из них, как из атомов, и складывались его многослойные сложные работы.
Картины-«формулы» Павел Филонов создавал в начале 1920-х годов. Кроме полотна, посвященного весне, появились также «Формула петроградского пролетариата» и «Формула периода 1905−1921 годов». В них художник стремился передать суть явлений, которые изображал, и при этом не отступать от своей основной идеи — позволить объектам на картине самим расти и развиваться. В центре «Формулы весны» находится светлое пятно, от которого и раскручиваются, как в калейдоскопе, потоки цветных элементов. В картине преобладают красные и синие оттенки, контраст теплых и холодных тонов.
В 1929 году в Русском музее должна была пройти персональная выставка Павла Филонова. Однако она не состоялась: советское искусство все больше стремилось к реализму, а авангардистов объявили «непонятными рабочим массам». Появился новый творческий метод: художники, кинематографисты и режиссеры в своих произведениях идеализировали коммунизм и транслировали силу и сплоченность народа, общий позитивный настрой и готовность строить «новый мир».
«Формула весны».
Павел Филонов
«Супрематизм».
Казимир Малевич
Мы проходим в следующий зал, чтобы увидеть полотно Казимира Малевича — основателя супрематизма, одного из направлений раннего отечественного авангарда. Этот стиль был разновидностью абстракционизма. Художник описал его как переход «к новому живописному реализму, беспредметному творчеству», в котором господствуют цвет и фигура — круг, квадрат, крест, прямоугольник. Так, по мнению Малевича, авторы картин могли создавать собственную живописную вселенную, а не отображать окружающую реальность. А название нового стиля произошло от слова «супремус" — «высший» или «превосходящий».
Первые работы нового направления Казимир Малевич представил на выставке «0,10». «Супрематизм» из коллекции Русского музея — полотно без сюжета, динамическое сочетание ярких фигур разных форм. Все они располагаются на белом фоне, который, по мнению художника, олицетворял собой бесконечность.
Проходим к полотну Марка Шагала. Художника называют «предвестником сюрреализма», однако сам он не причислял свои работы ни к каким стилям и не вступал ни в какие объединения: «Мое искусство не рассуждает, оно — расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм!»
В картинах Шагал сочетал обыденное и возвышенное, а реально существующие объекты наделял фантастическими свойствами. Например, часто изображал себя и свою первую жену Беллу Розенфельд парящими над землей. В этом заключалась и авторская метафора, символ окрыляющей любви. Марк Шагал женился в 1915 году, и 29 лет, до самой смерти Беллы, они были вместе. Художник написал супругу на множестве полотен: «С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве».
В 1917—1918 годах Шагал создал целый цикл работ, на которых изображал себя вместе с молодой женой. На полотне «Прогулка» уже присутствуют тот самый мотив полета и другие «любовные» метафоры. Например, натюрморт на красной скатерти — это отсылка к брачному пиру, а ветвь в небесах — к хрупкой нежности чувства. А еще изображен Витебск — родной город художника и его жены, там они встретились и вступили в брак. Как и Беллу, Витебск Марк Шагал писал на многих своих полотнах.
Зал № 80. Искусство конца XIX — начала XX века