В 33 зале экспонируются работы
Ильи Репина, в том числе его известное полотно «Бурлаки на Волге». Тема наемных рабочих, которые тянули речные суда против течения, волновала художника с 1868 года, когда он впервые увидел их на Неве. Живописец вспоминал, как неприятно поразила его группа оборванных людей — они двигались по берегу, прямо мимо нарядных отдыхающих горожан. Чтобы найти фактуру для крупного полотна, Репин несколько раз ездил на Волгу, много времени проводил на берегу, знакомился с бурлаками, рисовал их портреты и делал эскизы.
Первый вариант картины художник написал в 1871 году. Полотно выставили в Петербурге, а потом Репин продолжил его дорабатывать и закончил лишь 2 года спустя. Более того, существует еще один вариант —
«Бурлаки, идущие вброд».
Во второй половине XIX века художников, особенно передвижников, очень интересовала реальная, не приукрашенная жизнь простого народа. На полотнах бытового жанра появились остро-социальные сюжеты: плачущая мать возле тяжелобольного ребенка, дети, которым приходится трудиться с ранних лет, старики, оставшиеся без крова. Илья Репин каждого рабочего на своей картине наделил индивидуальностью: часть из них упорно и смиренно движется вперед, кто-то задумчиво и отвлеченно курит трубку, а молодой бурлак поправляет лямку, чтобы было удобнее. На фоне выбеленного знойного пейзажа труд рабочих выглядит еще более тягостным.
На Всемирной выставке в Вене картина получила бронзовую медаль, а Илья Репин стал известен в Европе. «Бурлаков» выкупил для бильярдной своего дворца великий князь Владимир Александрович. В Русский музей картина попала в 1918 году.