ПАРСУ́НА

ПАРСУ́НА
Парсуна — это вид ранней русской портретной живописи, который развивался в XVII — начале XVIII века. Парсуна стала переходным жанром между иконописным изображением людей и светским портретом.

Слово «парсуна» происходит от искаженного латинского слова persona, что означает «личность», «особа», «лицо». До XVIII века так называли все портретные изображения людей. Впервые выделил парсуну как особый жанр историк и искусствовед Иван Снегирев в книге «Древности Российского государства»:
Представляя нам замечательный переход от типической иконописи к портретной живописи, сии древние произведения кисти неизвестных нам, но, по всему вероятно, отечественных зографов, современных самым лицам, достопамятны своим предметом, драгоценны по отношению к времени и месту, к самому художеству и художникам.
В парсунах все еще прослеживались иконописные традиции: идеализация героев, каноничность образов, статичность поз, плоскостное письмо. Как и иконы, такие протопортреты часто писали на дереве темперными красками. Но в то же время парсуна приобретала черты будущего светского портрета: авторы писали с натуры, стремились к реалистичному и объемному изображению и уже начинали использовать холст и масляные краски.

Потому и в парсунном наследии выделяются два направления творчества. Одно, с преобладанием иконописных черт, представляют темперные портреты князя Михаила Скопина-Шуйского, царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Другое — приближающееся к европейскому портрету — составляют парсуны с изображением царя Ивана Алексеевича, патриарха Никона, князя Ивана Репнина, стольника Григория Годунова, воеводы Афанасия Ордина-Нащокина.

Авторы большей части парсун оставались неизвестными, однако среди них ярко выделялись последователи крупной школы живописцев Оружейной палаты Московского КремляСимон Ушаков, Федор Зубов, Богдан Салтанов, Карп Золотарев, Иван Рефусицкий, Иван Безмин, Михаил Чоглоков.
Материалы по теме