Федор Алексеев

Годы жизни: 1753 - 23 ноября 1824
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
По пейзажам Федора Алексеева изучают виды Москвы до Отечественной войны 1812 года
и Петербурга — до наводнения 1824-го. «Русский Каналетто», признанный еще при жизни академиками и ценителями искусства, Федор Алексеев занимает особое место в истории живописи XVIII века как один из основоположников национальной школы городского пейзажа.

От сына сторожа до академика

Федор Алексеев. Венеция. Вид набережной Скьявони (фрагмент). 1775. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь
Федор Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (фрагмент). 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Алексеев родился в 1753 году в Петербурге и происходил из солдатских детей. Так в XVIII веке называли особую сословную группу. Точной даты рождения художника и подробных сведений о его родителях не сохранилось. Известно лишь, что отец будущего художника, Яков Алексеев, после увольнения со службы работал сторожем в Академии наук.
В детстве будущий художник ходил в гарнизонную школу. Он прилежно учился, особенно ему нравились черчение и геометрия. Отец мечтал устроить сына в Академию художеств
 — в XVIII веке многие ее воспитанники происходили из разночинцев и низших чинов. В 1766 году младшего Алексеева приняли в Императорскую Академию художеств, сразу в третий класс.
Профессор и директор Академии художеств живописец Антон Лосенко заметил, что у мальчика хорошо получается рисовать сложные фигуры и архитектурные сооружения. Лосенко перевел Алексеева из класса орнаментной скульптуры Луи Роллана в живописный, которым руководили Генрих Фондерминт и Антонио Перезинотти. На занятиях воспитанники изучали принципы работы с архитектурными и ландшафтными пейзажами. Юноша показал себя прилежным учеником: в 1773 году его наградили малой золотой медалью за одну из учебных пейзажных работ. Эта награда давала звание классного художника II степени и гражданский чин 12-го класса в Табели о рангах.
В том же году году академики, заметившие талант Алексеева, отправили его в Венецию для «большего усовершенствования в живописи перспективно». Академии нужны были театральные художники, а этому мастерству лучше всего учили именно в Италии.
Следующие четыре года Алексеев провел в Венеции. Работать в мастерских наставников — театральных декораторов Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспарри — ему было не так интересно. По душе была современная итальянская живопись — он изучал городские пейзажи знаменитых художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто. Интересовала его и история искусства: особенно впечатлили молодого человека картины живописца XVI века Паоло Веронезе, которые он с восторгом описывал в своем дневнике:
Сия есть наипрекраснейшая и согласнейшая инвенцыя, какую лишь можно видеть. Архитектура в оной картине поставлена в столь справедливом пункте, что между толиким множеством народа все видно без малейшего замешательства…
Федор Алексеев о картине Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской»
Вдохновляясь работами итальянских художников, Федор Алексеев усиленно работал над своими первыми городскими пейзажами: «Венеция. Вид набережной Скьявони», «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции».
Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу — пейзажам. Как и другие выпускники Академии, он подрабатывал, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина II
и пригласила его работать в Эрмитаж
 — делать копии шедевров музея. Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто».
В 1786 году Алексеев все-таки оставил работу театрального декоратора и начал создавать оригинальные пейзажи. Через восемь лет он получил звание академика за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости».

«…Я нашел столько прекрасных предметов для картин»: виды Петербурга, Москвы и Юга

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (фрагмент). 1801. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Алексеев. Вид города Николаева (фрагмент). 1799. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Алексеев. Площадь в Херсоне (фрагмент). 1796. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1790-х по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи — рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. На Юге он прожил два года. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин — «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений.
Картина [«Вид города Бахчисарая»] оживленная — тут все есть, и верно схваченный момент в природе, и движение; но не подходите к картине ближе — очарование исчезнет.
Петр Петров, искусствовед и историк, 1860-е
Критики часто упрекали Алексеева в излишней монументальности. Они замечали, что художник использует в живописи принципы декоративного искусства — много внимания уделяет форме предметов. Особенно это проявилось в композиции: он всегда стремился с максимальной точностью передать все детали архитектурных сооружений. Иногда Алексеев все же отходил от действительности и дополнял городские пейзажи недостроенными или никогда не существовавшими зданиями — в этом он опирался на живописную традицию XVIII века. Почти все картины художника относятся к очень популярному в Венеции тех времен жанру ведуты — детальному изображению городского пейзажа.
Алексеев любил Петербург и часто писал его виды. Его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта «прозрачности» — казалось, что художник использует не масло, а акварель.
В 1800 году Федор Алексеев наблюдал, как заканчивали строить Михайловский замок
и резиденцию Павла I
. Вскоре появился его «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Императору так понравилась картина, что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора. Вскоре от имени государя художнику заказали серию городских пейзажей Москвы.
Император хотел увидеть на картинах времена Московской Руси. Кроме того, члены Академии художеств поручили Алексееву «снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом». Художник с энтузиазмом взялся за работу. Ему пришлось немало времени провести в архивах, чтобы изучить старые планы города. Алексеев подошел к заказу ответственно — именно городские пейзажи Москвы стали вершиной его творчества. Небольшие акварельные зарисовки и монументальные полотна образовали целый цикл. После этого на него посыпались заказы от самых знатных людей.
Первые работы московского цикла он писал с натуры, среди них — картина «Красная площадь с собором Василия Блаженного». Однако художник не стал ограничиваться изображением одной лишь Красной площади. В октябре 1800 года он написал графу Александру Строганову, президенту Академии художеств: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».
За следующий год Федор Алексеев и его ученики — Александр Кунавин и Илларион Мошков — создали серию московских пейзажей. Эти картины изображают знаменитые архитектурные сооружения, многие из которых уже утрачены, — церкви и монастыри, усадьбы и резиденции. Среди наиболее значимых работ этого периода «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и другие. В 1801 году художник лично подарил императору Александру I
самую прославленную из этих работ — картину «Красная площадь в Москве».

Советник Академии художеств

Федор Алексеев. Вид Ивановской (Царской) площади (фрагмент). 1810-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве (фрагмент). 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Алексеев. Площадь внутри Московского Кремля (фрагмент). 1810-е. Музей-заповедник «Царское Село», Пушкин, Санкт-Петербург
В 1802 году Федор Алексеев вернулся из Москвы в Петербург, но на протяжении еще нескольких лет создавал московские городские пейзажи — «Площадь внутри Московского Кремля», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», «Вид Ивановской (Царской) площади». Виды «первопрестольной» принесли Алексееву славу как на родине, так и за рубежом. Молодые художники учились по его работам, а живописцу постоянно заказывали копии самых известных его картин. Оценили произведения художника и в Академии — Федора Алексеева пригласили преподавать, а также дали вести класс «перспективной живописи», где он обучал воспитанников основам работы с пейзажами. Позднее художника удостоили звания советника.
Виды Алексеева усилили интерес к облику старинных русских городов, к архитектурным памятникам отечественной старины. Они открыли собой новый тип пейзажей, продиктованный интересом к русской истории и памятникам древности.
Алексей Федоров-Давыдов, искусствовед, исследователь творчества Федора Алексеева
В 1810-х Алексеев вновь стал создавать пейзажи Петербурга: «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», «Вид Английской набережной». Одна из версий картины «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» долгое время находилась в коллекции писателя Павла Свиньина.
Мудрено чему отдать преимущество в сей картине [«Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса»]: все в ней так правильно и естественно, все тронуто столь мастерскою кистью, что везде является шум и движение, как в самой природе.
Павел Свиньин, писатель
В последних работах, как отмечают искусствоведы, Федор Алексеев начал отходить от школы Каналетто и академизма. Он добавил в свои картины легкую небрежность и изысканную декоративность.
Когда Алексеев только Каналетто, то он интересен и им искренно любуешься; когда же он становится самим собой — Федором Алексеевым, он сразу преобразуется в значительнейшую фигуру в русском искусстве, в художника, оказавшего огромное влияние на русский пейзаж первой половины XIX века.
Игорь Грабарь, искусствовед, живописец и реставратор
До последних лет жизни Федор Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины. 19 ноября 1824 года на Петербург обрушилось самое разрушительное наводнение за всю историю города, и Алексеев решил его запечатлеть. Через несколько дней после своей последней зарисовки, 23 ноября 1824 года, художник скончался. Ему был 71 год. Живописца похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга.

Интересные факты:

Федор Алексеев. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Алексеев. Петербургское наводнение 1824 года на площади у Большого театра (фрагмент). 1824. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Алексеев. Вид Английской набережной (фрагмент). 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
1. Семь лет Федор Алексеев создавал декорации для театров Петербурга. Ни одна из его театральных работ не сохранилась. Декорации в России XVIII века были очень востребованы: их многократно переделывали и перевозили из театра в театр, а обветшавшие списывали или уничтожали. Сохранился лишь небольшой эскиз внутреннего убранства фантастического храма — картина «В храме» с подписью «1820 год». Исследователи полагают, что дату на работу поставили значительно позже, чем ее создали. «В храме» слишком отличается от остального художественного наследия Федора Алексеева и по всем признакам относится к его ранним работам.
2. В начале XX века у русских коллекционеров оказалась открытка, изображающая петербургское наводнение 1824 года. На ней была подпись «Алексеев». До 1907 года считалось, что ее написал художник Александр Алексеев, ученик Алексея Венецианова
. Искусствовед Игорь Грабарь
опроверг это. Он заметил, что Александру Алексееву в 1824 году было всего 13 лет, а картину написал зрелый автор. «Трудно допустить, что именно он [Александр Алексеев] был автором картины; между тем в списках художественных произведений Царскосельского дворца
, откуда картина поступила, значилось, что автор ее — Алексеев. Наводнение, как известно, было 7 ноября, [Федор] Алексеев же умер 11 ноября. Картина, написанная, по виду, в один или два сеанса, таким образом могла быть последним произведением неутомимого художника, сделанным уже цепенеющей рукой»
, — написал Грабарь в эссе о Федоре Алексееве.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна