20 лет «Архстояния»: гид по арт-объектам «Николы-Ленивца»

С 25 по 27 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» в 20-й раз пройдет фестиваль современного искусства и архитектуры «Архстояние». В поддержку юбилея организаторы рассказали порталу «Культура.РФ» краткую историю парка, а также составили подборку из шести удивительных объектов, на которые обязательно стоит обратить внимание.

История Николы-Ленивца

Первое поселение возникло на левом берегу Угры — на территории, которую в наши дни занимает село Никола-Ленивец, — в III тысячелетии до нашей эры. Археологи подтвердили, что здесь располагалась деревня из 10 домов, основанная, вероятно, балтоязычным племенем голядь. Другие археологические находки позволили ученым предположить, что в IV—V столетиях на месте современного парка жили вятичи.
В 1480 году Никола-Ленивец оказался в центре Великого стояния на реке Угре, в честь которого в селе возвели часовню. В начале XIX века на ее месте появился большой каменный храм Пресвятой Троицы. Но после революции службы в нем прекратились.
В годы Великой Отечественной войны земли оккупировали немецкие войска, а в ходе отступления в 1943 году они сожгли все жилые дома, но церковь уцелела. В ее стенах впоследствии открылся молокозавод, но в 1970-х производство остановили, и храм начал превращаться в руины. К началу 90-х годов XX века в самой деревне оставались семь ветхих домов и три жителя. В то же время территория вокруг Николы-Ленивца получила статус охраняемой природно-исторической территории в составе Национального парка «Угра».
В 1989 году в село приехали архитектор Василий Щетинин, доктор Александр Горячев и художник Николай Полисский. Вместе они начали строить вдали от больших городов новые дома.
Позже Полисский решил превратить Николу-Ленивца в обитель современного искусства и создал первые архитектурные объекты из природных материалов, привлекая к работе над проектом местных жителей. В 2000 году в селе появились «Снеговики» — снежная ландшафтная инсталляция, которая отсылает к Великому стоянию. В 2004 году в низине на берегу Угры возвели 18-метровый «Маяк» со смотровой площадкой. В его основу лег металлический каркас, а возведен он без гвоздей. Со временем эти арт-объекты начали привлекать художников, искусствоведов и журналистов — так в 2006 году впервые состоялся фестиваль «Архстояние».

«Жар-птица»

10-метровую птицу установили в поле недалеко от пожарного пруда в 2008 году. Над этой сложной с инженерной точки зрения «огненной» скульптурой работали архитектор Николай Полисский и инженер Владимир Стребань. На Новый год объект горит: языки пламени вырываются из двуглавого орла в образе сказочной жар-птицы. Огонь становится материалом и одновременно частью художественного объекта.

«Ротонда»

Это круглое двухэтажное здание, расположенное посреди поля в самой высокой точке парка, — проект архитектора-художника Александра Бродского, одного из лидеров «бумажной архитектуры» 1980-х годов. В 2010 году «Ротонда» получила премию «АрхиВуд» как лучший объект, созданный из дерева.
На двух этажах ротонды помещаются три разных пространства. Первое состоит из 21 двери и символизирует природу непрерывного движения. Второе — из открытых окон, которые позволяют увидеть фрагменты умиротворяющего пейзажа. А третье сталкивает зрителя с безграничным небом над головой.

«Вселенский разум»

«Вселенский разум» — огромный деревянный мозг диаметром 14 метров, созданный из изогнутых деревянных балок с зеркальными пластинами, — стал самой большой инсталляцией Николая Полисского. Этот проект продолжает научную серию художника и задуман как божественный компьютер. Автор рассказывает, что узнал из новостей о запуске строительства гигантского компьютера, который «способен анализировать всю информацию от человечества». Тогда-то он и задумал сделать «метафорический мозг», храм искусств, где будут происходить мистерии и театрализованные действа.

«Бобур»

Один из самых высоких арт-объектов парка — 22-метровая башня «Бобур» со смотровой площадкой — раскинулся на 22 гектарах и вмещает около 2 000 посетителей. Эту скульптуру Николай Полисский возвел в 2013 году из металлических трубок, каждая из которых обернута берестой в традиционной технике плетения корзин. Архитектор использовал локальные материалы и техники, что позволило подчеркнуть взаимосвязь с традиционными калужскими ремеслами и создать визуально легкий объект.

«Угруан»

Грандиозный «Угруан» Николая Полисского стоит на берегу реки. Объект вдохновлен полотнами Клода Моне, изображающими собор в Руане. Эту взаимосвязь Полисский закрепил в названии, органично вписав в него топоним Урга.
Строили «Угруан» три года при участии местных жителей и волонтеров. Конструкция арт-объекта представляет собой каркас из нескольких стальных арок, на которые нанизано более 17 000 ветвей крашеной ивовой лозы. Ветви собирали в Николе-Ленивце жители Звизжей, после чего очищали их и окрашивали яркими акриловыми красками вручную.

«Дом-антресоль»

«Дом-антресоль», построенный по проекту Алексея Луки, появился во время «Архстояния» 2020 года. Этот полутораэтажный объект, воплощающий тему «Лень», стоит на металлических сваях и лениво клонится к склону оврага. Его «лоскутные» фасады составляют элементы, найденные в окружающих деревнях.
Алексей Лука создал дом из «материалов и объектов, утративших изначальную функцию, но по-прежнему хранящих след своего прошлого». В интерьере «Дома-антресоли» площадью 22 квадратных метра есть аллюзии к творчеству и кубистов, и советских авангардистов, и представителей школы «Баухаус»: каждая вещь позиционируется как предмет искусства, но ею можно свободно пользоваться.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна