г. Москва, б-р. Тверской, д. 23/1
Драматические

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

История Московского драматического театра им. А.С. Пушкина и история здания, в котором он работает с первого дня своего существования,- не одно и то же. Трудность объясняется тем, что Театр имени Пушкина по некоторым признакам может считаться наследником работавшего в этом особняке с 1914 по 1949 гг. Камерного театра, хотя по некоторым обстоятельствам принципиального характера Театр имени Пушкина должен был перечеркнуть это отринутое партией и правительством театральное прошлое.

Основатель и бессменный руководитель Камерного театра А.Я.Таиров сам написал заявление об уходе, с ним вместе покинула театр и его жена, великая актриса А.Г. Коонен. За несколько месяцев в здании был проведен ремонт, уничтоживший следы реконструкции, проведённой в 30-х по проекту архитектора К. Мельникова, о таировском прошлом и Камерном театре сегодня напоминают лишь несколько афиш в витринах, да старинные кресла в фойе второго этажа — мебель из кабинета Таирова.

Театр имени Пушкина официально открылся в 1950 году. Первый главный режиссер театра — народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии Василий Ванин. Ему, человеку талантливому, «партия приказала» построить новый, советский театр. Первая премьера, которую театр сыграл 21 октября 1950 года, — «Из искры» Ш. Дадиани, о молодости Сталина, вторая — ее сыграли буквально через несколько дней после первой — «Украденное счастье» И. Франко. В 1951 году Ванин поставил музыкальный спектакль «Джон — солдат мира» Ю. Кроткова о судьбе певца Поля Робсона и «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина, где сыграл свою последнюю роль — Расплюева. Спектакль остался в истории благодаря снятому на его основе фильму-спектаклю. Ванин умер в 1952 году. Среди поставленных им за год спектаклей была и сказка «Аленький цветочек», идущая в Театре Пушкина уже больше 60 лет и выдержавшая более 5000 представлений. Год, с 1952-го по 1953-й, театр возглавлял Б.А. Бабочкин. Он пригласил Алексея Дикого поставить пьесу Салтыкова-Щедрина «Тени» и сыграл в нем Клаверова. Пугающая злободневность Щедрина долго мешала сыграть уже готовую премьеру, Бабочкин в результате вынужден был покинуть театр, а «Тени» еще долго играли и с большим успехом. В 1953-1960 гг. Театром им. А.С. Пушкина руководил И.М. Туманов, при нем в афише появился «Иванов» в постановке М.О. Кнебель, в котором Иванова сыграл выдающийся актер Б.А. Смирнов. Критики писали, что «Иванов Б. Смирнова не ноет, не жалуется, не хандрит. Он беспощадно казнит самого себя. Казнит с полной душевной откровенностью, трогательно и честно» (М. Строева).

В эти годы в постановке Туманова вышли спектакли «Мария Тюдор» В. Гюго, «Деревья умирают стоя» А. Касона, «Трасса» И. Дворецкого, а Н.В. Петров в эти же годы выпустил «Игрока» Ф.М. Достоевского, «Как важно быть серьезным» О. Уайльда. В этих спектаклях играли Ф.Г. Раневская, О.А. Викландт, Б.П. Чирков, М.М. Кузнецова, Н.К. Прокопович и другие. Раневская, которая пришла в труппу по приглашению Туманова, почти за 10 лет сыграла монашку в спектакле «Изгнание блудного беса» А.Н. Толстого, Антониду Васильевну в «Игроке», донью Эухению — в «Деревья умирают стоя».

В 1960 году в театре начинается новая эпоха — Б.И. Равенских. Первый же его спектакль — легкая комедия «Свиные хвостики» Я. Дитла — в руках режиссера превратилась в настоящий фейерверк режиссерских трюков. В 1962 по заказу театра Михаил Светлов написал свою версию по мотивам пьесы «Романьола» Л. Скурацина. Это была история Ромео и Джульетты 20 века, в мире, поделенном фашистами надвое. Леонид Марков сыграл в этом спектакле молодого крестьянина Микеле, которого любовь превращает в художника. Марков становится чуть ли не главным проводником режиссерских идей Равенских. Он сыграл Тимошку Рваного в «Поднятой целине» (1965) — героя вроде бы отрицательного, но и тут режиссеру важен был положительный заряд, лирический мощный талант Маркова. В этом спектакле сыграли свои лучшие роли Ю. Горобец (Давыдов), А. Кочетков (Нагульнов), Т. Лякина (Варюха)...

В «Днях нашей жизни» Л. Андреева у Б. Равенских свою первую роль офицерика Миронова сыграл Валерий Носик. Последний спектакль Равенских в Театре им. Пушкина — «Драматическая песня» по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». Жанр спектакля был изложен в названии, а целые сцены шли вообще без слов — спектакль говорил музыкой, пластикой, светом. После ухода Равенских, с 1971 по 1978 годы театром руководил Б.Н. Толмазов. Один из ярких его спектаклей — «Судьба человека» по Шолохову, где главную роль необычайно сдержанно, пряча все эмоции внутри, сыграл Афанасий Кочетков. В эти годы в театре первые свои спектакли поставили Светлана Врагова («Пятый десяток» А. Белинского и «Ждем человека» Р. Солнцева) и Алексей Говорухо. Вскоре после «Разбойников» Шиллера Говорухо назначили главным режиссером театра. В 1981 г. он поставил «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского, где главные роли сыграли только что пришедшие в труппу Александр Пороховщиков и Светлана Мизери.

В середине 80-х, с 1983 по 1987 годы, театром руководил Б.А. Морозов, при нем вышли «Мотивы» М. Ворфоломеева, «Луна в форточке» Р. Феденева по ранним произведениям М. Булгакова, «Я — женщина» В. Мережко, «Иван и Мадонна» А. Кудрявцева с выдающимся актером Георгием Бурковым в главной роли. Бурков пришел в театр по приглашению Морозова. И сыграл всего две роли: проходимца Беламота в спектакле «Луна в форточке» и Ивана в спектакле «Иван и Мадонна».

Новая жизнь началась в 1987 году, с приходом к руководству Ю.И. Ерёмина. Первый же его спектакль — «Палата№ 6», перенесенная сюда из Театра Армии, стала шоком. Выгородка-павильон, внутри которой актеры импровизировали на темы чеховской повести и зрители, которые смотрели на происходящее сквозь щели между досок в этом наскоро сколоченном «вольере». «Подонки» Я. Гловацкого, «Бесы» по пьесе А. Камю, «Разбитое счастье» («Светит, да не греет») А. Островского и Н. Соловьева, «Черный монах» по А.П. Чехову, «Эрик ХIV» Стриндберга, — новый репертуар. Новый актеры: Ерёмин приглашает в свои спектакли выпускницу ГИТИСа Ирину Бякову, народного артиста России В.В. Гвоздицкого, народного артиста России В.А. Баринова, Г.Г. Тараторкина, Н.И. Пастухова.

В 2001 году худруком театра стал Р.Е. Козак, и ему заново пришлось возрождать интерес к этому театру, заметно потерянный за несколько предшествовавших лет. Первый же его спектакль — на малой сцене — «Академия смеха» стал настоящей сенсацией сезона. В спектакле играли приглашенные режиссером Андрей Панин и Николай Фоменко. В «Ромео и Джульетте» в новом переводе Осии Сороки Козак вывел на сцену молодое поколение, а главные роли отдал дебютантам — Александре Урсуляк и Сергею Лазареву. В Филиале КириллаСеребренникова выпустил спектакль по пьесе М. Равенхилла «Откровенные полароидные снимки», с Евгением Писаревым в одной из главных ролей. При Козаке на сцену Театра им. Пушкина выходят О. Мысина, А. Феклистов, К. Райкин...

Последний спектакль Козака — «Бешеные деньги» А.Н. Островского, впервые сыграли 11 мая 2010 г., премьера прошла с огромным успехом. А 28 мая Козака не стало.

В июне 2010 г. худруком Театра имени А.С. Пушкина назначен Евгений Писарев.

Невольницы
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Драма
1974
151 мин
Поднятая целина
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Драма
1971
173 мин
Обломов
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Драма
1972
142 мин
Свадьба Кречинского
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Комедия
1953
152 мин
Дни нашей жизни
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Драма
1971
165 мин
Любовь. Письма
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Мелодрама
2011
99 мин
Блэз
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Комедия
1991
139 мин
Палата номер шесть
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Комедия
1991
89 мин
Великая магия
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
Драма
2013
128 мин