Деревенский дом Онегина: мода пушкинской эпохи
Роман в стихах «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни»: пушкинские герои описывали дворянское общество 1830-х годов, его уклад, привычки и быт. Ищем детали прошлого в романе Александра Пушкина — читайте, как строили и обставляли старинные дворянские усадьбы и что интерьер мог рассказать о владельце.
В каком стиле оформлен дом в поместье Онегина?
![Елена Самокиш-Судковская. Онегин с Ленским в гостях у Лариных (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/e5a1b843-1e83-542f-8e34-6314eab936b1/t_average/01-png.png)
![Елена Самокиш-Судковская. Татьяна пишет на стекле вензель О да Е (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/fe519cda-aa4b-57ef-a4be-110d279ac626/t_average/03-png.png)
![Елена Самокиш-Судковская. Ольга Ларина и Ленский (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/88ee5f8c-1d28-55b3-aa1b-8ab6f14d4504/t_average/02-png.png)
«Евгений Онегин» вышел в 1833 году, в романе Пушкин описывал своего современника, молодого мужчину. Онегин, если судить по тексту, относился к не самому богатому, но зажиточному дворянскому роду. В таких семьях обычно не работали: как правило, доход получали с имений или небольших производств. Герой романа унаследовал от дяди поместье, где и происходит основное действие.
Во второй главе романа описаны парадные комнаты усадьбы:
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
<…>
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года.
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
<…>
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года.
Максим Плющ в «Расширенном комментарии к роману в стихах «Евгений Онегин» пояснял, что «Календарем» или адрес-календарем называли справочник «Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи на 1808 год». Список ежегодно обновляла и издавала Академия наук Российской империи. Им пользовались, чтобы уточнить, к какому чиновнику можно обратиться с тем или иным прошением. С помощью календаря Александр Пушкин подчеркнул время, когда дядя главного героя еще вел активный образ жизни.
Однако в романе нет точных описаний, интерьеры какой эпохи застал герой в усадьбе. Все, что нашел в доме Онегин, «ныне обветшало». Поэтому можно предположить, что дядя жил в покоях классицистического стиля, популярного в конце XVIII века, или в стиле ампир, который возник в Российской империи перед Наполеоновскими войнами, практически в то же время, когда появился во Франции. Название нового стиля отсылало к слову «империя», а основным ориентиром стали художественные образцы эпохи Античности. Особенно ценили ампир в столичном Петербурге. Зажиточный дядя вполне мог перенести городскую моду в свою усадьбу.
Насколько велик дом Онегина?
![Елена Самокиш-Судковская. Евгений Онегин в кабинете (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/86d0ba2d-5c61-57b1-8bc2-b1b7b2603b39/t_average/04-png.png)
![Елена Самокиш-Судковская. Онегин и Ольга Ларина на балу (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/2194ad34-f0b8-5468-a614-911bc26ddd53/t_average/05-png.png)
![Елена Самокиш-Судковская. Татьяна Ларина в гостиной (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/1262aa4b-d08d-546a-a50e-fbdce2af1de4/t_average/06-png.png)
Дворянские дома начала XIX века обычно состояли из двух этажей. На первом были хозяйственные помещения, здесь жили и работали слуги. Ко второму часто напрямую вело главное крыльцо. Здесь обычно находилась цепочка (анфилада) парадных комнат, в которых принимали гостей и проводили домашние мероприятия. Если дом был достаточно большим, хозяева жили на последнем, третьем этаже, под крышей. Дворяне победнее устраивали жилые покои в самом низу, в стороне от служебных помещений и комнат прислуги. Литературовед Юрий Лотман в статье «Очерки быта онегинской поры» отмечал, что небольшие дома могли строить с разной высотностью: «Фасадная часть дома, заключающая залу и парадные комнаты, была одноэтажной. Однако комнаты, находившиеся по ту сторону коридора: девичья и другие помещения, — были значительно ниже. Это позволяло делать вторую половину здания двухэтажной».
Прямого указания на количество этажей в романе нет. Однако Пушкин так пишет о том, где жил Онегин:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Скорее всего, бывший владелец жил на первом, хозяйственном этаже: вероятность, что ключница — служанка, которая занималась бытом и держала ключи от всех помещений, — часто бывала на третьем этаже в барских покоях, невелика.
В каких интерьерах жил дядя Онегина?
![Дмитрий Белюкин. Ленский в кабинете. 1999. Изображение: <a href="https://belukin.ru/statique/22/" target="_blank">belukin.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/3e612e97-3ea0-541a-9974-d6af8629c8c8/t_average/09-png.png)
![Елена Самокиш-Судковская. Онегин у ног Татьяны (фрагмент). 1908. Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/95c58fde-356b-5cb8-af76-b482f14ed5fe/t_average/07-png.png)
![Дмитрий Белюкин. Онегин перед балом. 1998—2000. Изображение: <a href="https://belukin.ru/statique/22/" target="_blank">belukin.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/669cacd3-2482-5ecc-9ff8-f60a8157489d/t_average/08-png.png)
В романе писатель зафиксировал облик минимум двух комнат. Это часть парадной анфилады, где принимали посетителей: «Везде высокие покои, / В гостиной штофные обои, / Царей портреты на стенах, / И печи в пестрых изразцах». И личные покои Евгения Онегина: «…Пол дубовый, / Два шкафа, стол, диван пуховый, / Нигде ни пятнышка чернил». Они, вероятнее всего, находились на первом этаже, где покойный родственник спорил с ключницей. Лотман добавлял, что жилище Онегина могло находиться «в задних жилых покоях» — в случае, если дядя оставил ему разновысотный дом.
Гостиная в старом имении напоминала комнаты, которые и сегодня можно найти в петербургских дворцах. Приемный этаж в дворянских усадьбах обычно строили с высокими потолками — в противоположность низким в жилых и хозяйственных помещениях, где не бывало посторонних. Декор на стенах — штофные обои, текстильное покрытие (от нем. stoff — «ткань») — также сохранился в некоторых музеях. Разные их варианты можно увидеть в Екатерингофском, Меншиковском, Шереметевском дворцах в Петербурге. Такой вариант отделки появился в Российской империи во второй половине XVIII столетия, а к XIX веку уже вышел из моды. Самые дорогие штофные обои делали из китайского шелка, иногда с росписями, а более простые — из холста, который можно было белить, красить или пропитывать воском. В романе нет уточнения, какой тканью покрыл стены дядя Онегина. По аналогии с похожими текстами, например «Рассказами бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» дворянина Дмитрия Благово, можно предположить, что дядя Онегина предпочел бы дорогой шелк — как было принято у знати конца XVIII века.
В книге Благово осталось описание интерьера, который мог походить на обстановку онегинской усадьбы: «…В доме все было по-старинному… где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». Так выглядели парадные комнаты второй половины XVIII века. Люди возраста Онегина, Пушкина и Благово считали его одинаково устаревшим.
Читайте также:
Деревенский приют франта
![Лидия Тимошенко. «К ее ногам припал Евгений». 1950–1955. Изображение: <a href="https://lidiya-timoshenko.art/onegin_obzor_izdaniy#rec594071523" target="_blank">lidiya-timoshenko.art</a>](https://cdn.culture.ru/images/0df5d137-c439-5cec-822a-92a187742b9b/t_average/12-png.png)
![Лидия Тимошенко. «Он охладительное слово…» 1950–1955. Изображение: <a href="https://lidiya-timoshenko.art/onegin_obzor_izdaniy#rec594071523" target="_blank">lidiya-timoshenko.art</a>](https://cdn.culture.ru/images/c57d44e2-373f-528f-ab50-5f8258fdf8d9/t_average/10-png.png)
![Лидия Тимошенко. «Ужель та самая Татьяна?» 1950–1955. Изображение: <a href="https://lidiya-timoshenko.art/onegin_obzor_izdaniy#rec594071523" target="_blank">lidiya-timoshenko.art</a>](https://cdn.culture.ru/images/3d0f2dd9-13b6-5f3b-a9f0-3f928924a9f6/t_average/11-png.png)
Когда Онегин перебрался в деревню, он не стал обставлять личные комнаты по своему вкусу. Во время основного действия романа его покои выглядят довольно просто. «Пол дубовый», вероятно, был обычным дощатым настилом: дорогой паркет в те времена укладывали в основном в парадной анфиладе, где ценный декор могли оценить посетители.
О шкафах и столе Юрий Лотман писал как о стандартных предметах мебели в жилых покоях. Зачастую их даже не покупали, а заказывали домашним столярам-крепостным. Шкафы, вероятно, были деревянными и без украшений, в них могли хранить посуду. Самый роскошный в перечислении пункт — это диван с подушками из пуха. Небольшие диваны на одного-двух человек носили флер интимности, и обычно их ставили в покоях, а не в парадных комнатах. Мебель состояла из деревянной основы, недорогой основной набивки и верхних подушек или некрупных матрасов, которые начиняли более мягкими материалами: верблюжьей шерстью или пухом. Дорогой комфортный диван — это еще один предмет по моде конца XVIII века и во вкусе зажиточного дворянства. А еще уровень достатка подчеркивало замечание «нигде ни пятнышка чернил»: дядя Онегина мог позволить себе не работать и не писать самостоятельно, для любых нужд у него имелись слуги и крепостные.
Где можно увидеть интерьеры пушкинской эпохи?
Загородные имения дворян переходили от поколения к поколению и по оформлению напоминали лоскутное одеяло: каждый новый владелец реконструировал усадьбу под свои надобности. Кто-то достраивал помещения, кто-то их сносил, комнаты меняли свое назначение, и практически каждый владелец декорировал их на свой вкус. Именно поэтому найти подлинные интерьеры начала XIX века сложно. Крупные усадьбы, в которых сегодня находятся музеи, хозяева могли переделывать едва ли не каждое десятилетие — и смешивать элементы разных стилей. Поэтому лучше всего интерьеры пушкинской эпохи мы знаем по картинам, гравюрам и рисункам, которые создали современники поэта.
Автор: Тата Боева
Смотрите также