Эпоха Онегина: как проводили вечера в деревне

В романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Пушкин писал о буднях своего современника, молодого столичного дворянина, и фиксировал множество примет быта той эпохи. Литературный критик Виссарион Белинский даже назвал произведение «энциклопедией русской жизни». В этом материале разберемся, как дворяне проводили свои дни и вечера в загородных имениях.

Отличался ли досуг в городе и в усадьбе?

Анатолий Иткин. «Тут был, однако, цвет столицы...» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. Онегин на балу. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. Татьяна в театральной ложе. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Да, и довольно сильно. В «Евгении Онегине» можно проследить разницу по расписаниям героя в Петербурге и в имении. В столице тот ежедневно вращался в светском обществе и был постоянно занят:
…В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
За один вечер франт объезжал несколько мест. До утра «везде поспеть немудрено» — и пообедать с друзьями, и потанцевать на балу, и посмотреть часть спектакля, и сыграть карточную партию. Самым насыщенным было дворянское расписание в Москве и в Петербурге, в других же городах, даже крупных, такого количества мероприятий в один день не набиралось. Однако и там проходили балы, музыкальные встречи и спектакли.
Вечера в загородных имениях выглядели иначе. Танцы и официальные приемы там устраивали по большим праздникам — к именинам членов семьи, на Рождество и Пасху. В остальное время дворяне ездили друг к другу в гости, общались или искали для себя какое-то занятие.

Будни в деревне

Анатолий Иткин. Онегин. Деревня. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. «Шкафы отворил...» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. «Бразды пушистые взрывая...» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
В имениях по будням ложились спать с наступлением темноты, около восьми-девяти часов. Званые вечера заканчивались раньше, чем в городе, а до утра празднования затягивались и вовсе редко — обычно по торжественным случаям.
Самым простым способом провести время была поездка или прогулка в гости к соседям. Дворяне вместе обедали или ужинали, беседовали за столом, за чаем или в гостиной. Мужчины предпочитали игры — карточные или настольные.
Если в усадьбе были музыкальные инструменты, хозяева и гости играли и пели. Особая программа предполагалась в музыкальные вечера, а без нее просто исполняли те мелодии и песни, которые раньше разучивали дома.
Потом приносят и гитару:
И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..
Молодежь на вечерах заполняла традиционные для XIX века альбомы — небольшие записные книги для заметок, рисунков и стихов. На их страницах и флиртовали, и обсуждали новости, и пробовали себя в творчестве.
Если гости на обед не приезжали, обитатели усадьбы могли после еды вздремнуть. Исследовательница бытового уклада Марина Короткова отмечала: «В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые — прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк». Проснувшись к сумеркам, пили чай, играли в бильярд, карты или шахматы. По вечерам писали знакомым, читали или занимались хозяйством: работали с управляющим, проверяли счета или анализировали расходные книги.

В компании соседей

Анатолий Иткин. «Старушка очень полюбила совет разумный и благой...» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. Гости за столом. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. «А на полу мосье Трике, в фуфайке, старом колпаке...» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Одним из главных развлечений за городом были гости. Во многих случаях они приезжали сами, не дожидаясь приглашения. Система напоминала обязательные в городах визиты — так называли короткие, обычно однодневные, поездки к нужным людям. В гости за городом могли приехать всей семьей, а визиты обычно совершали в одиночку или парой. Отличалась и степень формальности. У визитов имелись особые правила: например, следовало сперва передать карточку с именем (так и появились визитки). Хозяева могли отказаться от встречи и вернуть карточку гостю. Еще у визитов были поводы: ездили в поисках выгодной партии, по деловым нуждам или — по этикету — после общения на балу или званом вечере, причем не позже нескольких дней после мероприятия.
Поездка в гости в деревне была менее формальной: соседи могли заглянуть просто по случаю. Знакомые из отдаленных поместий или из города приезжали на несколько дней или даже недель и селились в усадьбе — почти на положении членов семьи. Дружба была важной частью дворянского уклада, а вместе с ней — и визиты без повода, и поездки друг к другу в разные губернии.
Гости не особо нарушали семейный уклад и распорядок дня. До обеда все занимались личными или семейными делами. А вот прием пищи длился уже несколько часов, с застольными беседами и несколькими переменами блюд — от холодных закусок до десертов. В книге «Путешествие в историю русского быта» Марина Короткова указывала, что обед нередко завершали около шести вечера. Александр Пушкин упоминал в «Онегине» длинные обсуждения:
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор.
Александр Бенуа. Москва пушкинского времени. Английский клуб (фрагмент). 1915. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. «Теперь беседуют друзья». Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Юрий Игнатьев. Приезд гостей. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1930-е. Тверской краеведческий музей, Тверь
Полноценный ужин подавали по особым случаям. В будни, даже если приехали гости, могли накрыть только вечерний чай:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
Дворяне любили чай, пили дорогие китайские сорта разных видов — черные и зеленые. В имении разливать его могла сама хозяйка дома. К напитку подавали простые сладости — варенье, обычно домашнее, сливки, выпечку.

Вечерние хобби дворян

Анатолий Иткин. «Он на бильярде в два шара играет...» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Николай Кузьмин. Пушкин за игорным столом. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1930-е. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Анатолий Иткин. «Они над шахматной доской...» Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 2009. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
После еды и общения наступало время развлечений. Универсальным досугом в усадьбах пушкинской эпохи были настольные игры. В них играли люди разных возрастов, причем не только дворяне, но и старшие по званию слуги. Партийку могли провести вдвоем, в компании или в некоторых случаях даже в одиночку.
Если в городах многие дворяне увлекались азартными карточными играми на деньги, тратили крупные суммы и даже теряли имущество, то в усадьбах за карты брались, чтобы провести время. В деревенских главах «Евгения Онегина» появлялись достаточно безобидные и неаристократические игры, например дурак:
И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки.
Георгий Архиереев. Татьяна и Онегин на балу в Петербурге. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1937. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
А. Алекс. Онегин едет к дяде в деревню. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1923. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Степан Галактионов по оригиналу Александра Нотбека. В гостях у Лариных. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1828. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Старый барин, покойный дядя Онегина, перекидывался с ключницей Анисьей в карточную игру, которую любили крестьяне. Она появилась в России в XVIII веке. В таких играх редко ставили деньги. Высший свет предпочитал более сложные — пасьянс, покер, вист, который Пушкин упоминал в петербургской части романа:
Так точно равнодушный гость
На вист вечерний приезжает…
В вист обычно играли вчетвером, хотя существовали варианты для команд от двух до шести участников. Игра возникла в XVIII столетии, как и дурак, и напоминала преферанс. Правила виста требовали разработать стратегию и тактику, помнить свои и чужие ходы, этот вид досуга требовал больше усилий и сосредоточенности, чем дурак.
Часто в загородных домах играли в шахматы, их любил и сам Пушкин. Он хранил специальные издания 1820-х годов — «Анализ шахматной игры» Франсуа-Андре Филидора и «Шахматную игру, приведенную в систематический порядок, с присовокуплением игр Филидора и примечаний на оныя, изданную Александром Петровым». В романе за шахматами встречались влюбленные Владимир Ленский и Ольга Ларина:
Уединясь от всех далёко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.
Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1998. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Александр Самохвалов. Онегин в театре. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1940-е. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Юрий Игнатьев. Онегин в театре. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1959. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Сам Пушкин так проводил время с женой Натальей Гончаровой. Сохранилось его письмо к ней: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после». Екатерина Синицына (Смирнова), знакомая поэта, вспоминала, что Пушкин относился к игре очень серьезно: «Он обыкновенно или отправлялся к соседним помещикам, или, если оставался дома, играл с Павлом Ивановичем [Вульфом, дядей своего приятеля] в шахматы. Павла Ивановича он за это время сам и выучил играть в шахматы, раньше он не умел, но только очень скоро тот стал его обыгрывать. Александр Сергеевич сильно горячился при этом. Однажды он даже вскочил на стул и закричал: «Ну разве можно так обыгрывать учителя? <…> Никогда не буду играть с вами… это ни на что не похоже…» — загорячится обыкновенно при этом Пушкин».
Еще одной популярной игрой был бильярд. Его в России знали с тех времен, когда Петр I вернулся из Великого посольства — зарубежной дипломатической поездки 1697–1698 годов, и привез с собой специальный стол. Вскоре вышел указ, который обязал дворян освоить новое развлечение. Бильярдные столы стали приобретать в гостиницы, трактиры и частные дома. В пушкинскую эпоху игру считали занятием для элиты. Главным бильярдным местом Петербурга был закрытый Английский клуб, сообщество аристократов. А зеленый стол в усадьбе отмечал, что состоятельный владелец относится к высшим кругам и устраивает свой загородный быт близко к блестящему столичному.
В бильярд, как и сейчас, играли в основном вдвоем. Онегин же проводил партии в одиночку:
…Дома целый день,
Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.
Константин Рудаков. Онегин в Летнем саду. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). Конец 1930-х. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Павел Федотов. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1840-е. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Константин Рудаков. Татьяна у окна. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент). 1934. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
В романе это замечание скорее характеризует героя: ему не с кем провести партию, в имении нет людей высшего света. В бильярд соло играл и сам Пушкин — в том числе в ссылках, где он не мог видеться с друзьями. В описи имущества, составленной в имении Михайловском в 1838 году, после смерти поэта, значился «биллиарт корельчистой березы старой с четырьмя шарами». В наши дни в музее в Михайловском хранятся кий и шары, которыми играл писатель.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна