Якутское кино: Тыгын Дархан и его история

4 ноября 2021 года, в День народного единства, в прокат выходит фильм Никиты Аржакова «Тыгын Дархан». Это историческая драма, действие которой разворачивается в XVII веке. Ее главным героем стал Тыгын Дархан — правитель якутов-кангаласцев, один из крупных военачальников того времени и персонаж многочисленных легенд.
Читайте на нашем портале о том, чем был известен Тыгын Дархан, как его образ отразился в якутском фольклоре и почему о нем решили снять кино.

Происхождение Тыгына

Подлинных исторических сведений о Тыгыне почти не сохранилось. Известно, что он жил в конце XVI — начале XVII века. По преданиям, его род напрямую происходил от Эллэй Боотура — легендарного первопредка всех якутов.
Дедом Тыгына был Баджей — первый предводитель кангаласских якутов, известный также под именем Дойдуса Дархан. Якутское слово дойду означает «родина», поэтому имя Дойдуса вождь мог получить за то, что объединил людей на своих землях и таким образом дал им родину.
Во владениях Баджея — современном Хангаласском улусе — жили и племена тунгусов, враждебно настроенные к власти вождя. Во время одного из их восстаний Баджей погиб, и вторым кангаласским правителем стал его сын Мунньан. К нему перешел от отца титул «дархан». Это почетное звание у якутов имело то же значение, что у монголов: те называли тарханами воинов знатного происхождения.
Мунньан Дархан продолжал бороться с мятежными тунгусами, как завещал ему отец. Но добиться особых успехов ему не удалось, и новый правитель погиб в очередном сражении с враждебным племенем. Наследником Мунньан Дархана стал его сын Тыгын.

«Легей-тойон продал нас русским»

Все исторические предания о Тыгын Дархане отмечают, что он был очень богат, имел большую семью и много воинов с хорошим для того времени снаряжением. Владения вождя тянулись вдоль левого берега реки Лены и занимали долину Туймаада. Ему принадлежало множество конских табунов и стад крупного рогатого скота.
Землями на правом берегу Лены управлял другой вождь — Легей. В русских документах его имя записано также как Логуй или Легой. Из-за частых стычек с воинами Тыгына Легей потерял большую часть своего рода.
В легендах его традиционно представляют отрицательным персонажем, предателем и главным врагом Тыгын Дархана. Этот образ связан с историческими событиями: Легей принял сторону русских казаков, когда они пришли на якутские земли в начале 1630-х годов. В одной из легенд того времени упоминался следующий эпизод: «… Легей-тойон взял шест, привязал к нему на конец чернобурую лисицу и соболя; подошел к башне острога, подал ясак и подался. После того стали якуты говорить: Легей-тойон продал нас русским».
Тыгын Дархан сначала тоже согласился подчиниться царской власти. Но позже он изменил решение, и его сыновья не раз поднимали мятеж против казаков.
Тыгын и Легей одновременно пытались объединить якутские племена под властью одного правителя. Ни одному из них не удалось завершить этот процесс, но именно Тыгын в итоге вошел в якутскую историю как первый объединитель народа.
В русских исторических документах имя Тыгына упоминается всего несколько раз. К тому времени, когда казаки пришли на кангаласские земли, он был уже немолод, а вскоре скончался. Точные обстоятельства его смерти неизвестны. По одной версии, Тыгын Дархан погиб в бою с казаками, по другой — его взяли в заложники и казнили. Некоторые историки считают, что предводитель якутов умер своей смертью в преклонном возрасте.

Народные легенды о Тыгын Дархане

Тыгын Дархан — самый популярный герой в якутском фольклоре. О нем сложено столько сказаний, что можно сравнить его с Владимиром Красно Солнышко в русских былинах или королем Артуром в британских легендах. При этом образ Тыгына довольно противоречив. В некоторых легендах его описывают как мудрого и справедливого правителя якутов, отважного воина-богатыря. В других историях он предстает коварным и жестоким военачальником, который стремится уничтожить всех, кто может превзойти его силой. В преданиях упоминается, что Тыгын хитростью и обманом уничтожил даже собственных сыновей, когда те стали сильнее его.
Все сказители описывали Тыгына как человека огромного роста и сверхъестественной силы. В легендах говорилось, что верхушки деревьев доходили ему лишь до груди, он мог поднять одной рукой лошадь с всадником, а в бою отмахивался от казачьих пуль, как от назойливых насекомых.
Кроме Легея, в народных преданиях одним из главных противников Тыгына стал силач Бэрт Хара. В одной из версий говорится, что Тыгын Дархан услышал от приближенных о невероятно могучем герое и решил «найти богатыря, попрать его имя и пути, расплескать его счастье». Он вместе с воинами приехал к матери Бэрт Хара, когда того не было дома. Тыгын увидел на стене огромный лук, тетиву которого не смог натянуть ни один из его спутников. На вопрос, кому принадлежит это оружие, мать Бэрт Хара ответила, что из этого лука ее сын стрелял в детстве. Тыгын, по преданию, не решился оставаться в доме такого могучего богатыря и уехал.
Вскоре после этого он устроил праздник Ысыах, на который позвал Бэрт Хара, чтобы погубить его хитростью. Богатырю поднесли берестяной сосуд с кумысом, куда добавили мелко нарезанный конский волос: Бэрт Хара должен был поперхнуться им и задохнуться. Этого не произошло, тогда Тыгын попытался ударить Бэрт Хара мечом, но тот увернулся, даже не расплескав напиток из сосуда.
Трейлер исторического фильма Никиты Аржакова «Тыгын Дархан» (2021)
Финал этой истории различается у разных якутских племен. Кангаласцы, которыми правил Тыгын Дархан, рассказывали, что на Ысыахе Бэрт Хара победил в состязаниях всех лучших воинов, а затем помирился с Тыгыном и стал его зятем. Борогонцы — основные соперники кангаласцев — описывали другую версию: «Не было того сказа, чтобы Тыгын-бай сделал себе зятем Бэрт Хара, наоборот, сказывают, что Тыгын хотел его убить, попрать его имя, отнять земли, места его».
Существует предание и о смерти Тыгына. Согласно ему, легендарного предводителя якутов казаки одолели хитростью: заманили в гигантскую ловушку, где его завалило огромными бревнами.

Как снимали фильм «Тыгын Дархан»

Работа Никиты Аржакова «Тыгын Дархан» — первый художественный фильм о знаменитом якутском герое. Режиссер снял ее по мотивам двух исторических романов Василия Яковлева-Далана — «Тыгын Дархан» и «Глухой Вилюй». Действие разворачивается на рубеже XVI и XVII веков, в период междоусобиц между якутскими племенами и борьбы с русскими, которые впервые пришли на эти земли. Режиссер включил в фильм и историю противостояния двух вождей — Тыгына и Легея, и одну из версий предания о Бэрт Хара.
Фильм снимали в Хангаласском улусе Якутии
 — там, где в древности располагались владения Тыгына. Но часть территорий оказалась уже застроена, поэтому снимать долину Туймаада пришлось на берегу реки Амги. Режиссера Никиту Аржакова и художников фильма — Петра Бояркина и Дарию Дмитриеву — консультировали доктора исторических наук Андриан Борисов и Розалия Бравина, а также искусствовед Зинаида Иванова-Унарова. Оператором-постановщиком картины стал Юрий Бережнев.
Съемочная группа работала около двух лет. В картину вошли все четыре времени года: зрители смогут увидеть и летние жилища якутов, и суровую местную зиму. Одной из самых масштабных сцен фильма стал эпизод с праздником Ысыах, который устроил Тыгын. В массовке приняли участие более 3000 человек, большинство из них вызвались участвовать добровольно. Якутяне приезжали на съемки целыми семьями, вместе с маленькими детьми, которые тоже попали в кадр.
Художник по костюмам Дария Дмитриева отметила, что впервые участвовала в таком крупном кинопроекте. Для съемок «Тыгын Дархана» понадобилось более 3500 костюмов: парадных одеяний правителя, воинских доспехов, повседневной и праздничной одежды по образцам XVI–XVII столетий. В то время якутские мужчины и женщины носили камзолы до колен, украшали их бисером, металлическими бляхами и аппликациями из ткани. Наряд дополняли штанами-ноговицами из кожи и меха, шубами, теплой и удобной обувью, головными уборами. Богатые люди носили украшения из серебра и драгоценных камней.
Доспехи для фильма изготовили из пластика. Если бы их сделали металлическими, актерам было бы слишком тяжело двигаться, потому что полный вес воинского снаряжения достигал 30 килограммов.
Музыку к картине «Тыгын Дархан» написал ведущий музыкальный редактор киноконцерна «Мосфильм» Константин Шевелёв. В его мелодиях якутские народные инструменты — хомус, скрипка кырыымпа — и национальные песни сочетаются со звучанием симфонического оркестра.

Портал «Культура.РФ» благодарит доктора исторических наук Андриана Борисова за помощь в подготовке материала.
Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна