8 известных произведений паблик-арта

Паблик-арт — это направление в современном искусстве. Работы художников и дизайнеров размещают в городской среде и вписывают в окружающее пространство. При этом произведения паблик-арта не обязательно материальны. К ним относят также городские процессии, выступления поэтов и спектакли уличных театров.
Куратор выставочных программ фонда V-A-C Анна Ильченко специально для нашего портала рассказала о нескольких известных работах, которые были созданы за рубежом в последние несколько лет. Читайте о скульптуре петуха на Трафальгарской площади, гигантской мешковине, накрывшей здание суда в немецком городе Кассель, калифорнийском бассейне, в котором нельзя плавать, и «Большой глине №4» на Болотной набережной в Москве.

Катарина Фрич. «Хан/Петух» (2013)

«Четвертый постамент» — это один из самых известных проектов паблик-арта за последнее время, он существует при поддержке мэрии в Лондоне. На северо-западном постаменте Трафальгарской площади раз в несколько лет устанавливают произведения современных художников. Каждое из них призвано отразить злободневные темы и проблемы.
В 2013 году мэрия выбрала для «Четвертого постамента» проект «Хан/Петух» немецкой художницы Катарины Фрич — скульптуру гигантского синего петуха. Оттенок выбран неслучайно: художница сыграла на контрасте серой, практически монохромной архитектуры Трафальгарской площади и неожиданно сильного цветового акцента. Скульптура создала необычный и немного сюрреалистичный антураж. По замыслу Катарины Фрич, она символизировала возрождение, пробуждение и силу. А еще — иронично, через игру слов в названии, — отсылала к феминистским размышлениям о доминировании мужчин в обществе и тому, как это воплощалось в архитектуре города.

Элмгрин и Драгсет. «Ухо Ван Гога» (2016)

Если говорить об иронии в искусстве, можно вспомнить еще один важный проект скандинавского художественного дуэта Майкла Элмгрина и Ингара Драгсета. Он был реализован при поддержке независимой некоммерческой организации Public Art Fund в Нью-Йорке. В 2016 году художники предложили установить у входа в Рокфеллер-центр бассейн в стиле 1950-х годов. Подобные часто располагались перед частными домами в Калифорнии. Произведение современного искусства полностью воссоздавало оригинал: бассейн был обычного размера, с лестницей из нержавеющей стали и трамплином для прыжков. Его оформили в традиционных голубых цветах. Единственное исключение было в том, что бассейн установили вертикально, и это лишило его обычной функции. Подобный художественный жест следует концептуальному принципу реди-мейдов Марселя Дюшана: бытовые предметы лишаются своего утилитарного назначения и становятся произведениями искусства.
Образ такого простого объекта, как частный бассейн, долгие годы имел множество толкований. Когда-то это был символ благосостояния среднего класса, проживающего в пригороде, образ роскошного досуга и даже личного рая на земле. Элмгрин и Драгсет, в свою очередь, предложили более поэтический и эстетический подход к реальному объекту, а также к его окружению.

Ибрагим Махама. «Check Point Sekondi Loco. 1901–2030. 2016–2017» (2016–2017)

Работы Ибрагима Махамы посвящены экономическим и политическим парадоксам, которые связаны с колониальной историей Ганы и с ее взаимоотношениями с другими странами. В 2017 году состоялась выставка «Documenta 14» — одно из самых важных событий в области современного искусства. Она проходит раз в пять лет в немецком городе Кассель.
Для выставки Махама вместе с другими участниками создал инсталляцию из фрагментов джутовых или конопляных мешков, которые сшили между собой. Получившееся полотно покрыло два исторических здания. Когда-то они считались вратами города — сегодня это музей и суд, который рассматривает миграционные дела. Мешковина часто используется для упаковки и перевозки продуктов, угля или иных товаров. Однако в трактовке художников содержимое мешков стало метафорой гораздо более сложного мира товарно-денежных отношений, на который люди часто не обращают внимания. В ракурсе истории эти отношения часто были связаны с эксплуатацией и господством более развитых стран над менее развитыми — особенно в контексте колониального наследия.

Барбара Крюгер. «Без названия (Скейт)» (2017)

Барбара Крюгер — известный концептуальный художник современности и одна из ключевых фигур феминистского искусства. Она практиковалась в графическом дизайне и создала свой уникальный стиль. Ее работы сложно спутать с произведениями других художников.
Барбара Крюгер часто использует черно-белые фотографии, поверх которых располагает броские слоганы и афоризмы, выполненные шрифтами Futura Bold Oblique или Helvetica Ultra Condensed. Художница заимствует язык рекламы и медиа и создает яркий заметный текст. Он работает по принципу плаката и обращает внимание на разные проблемы, например на потребительство или вопросы сексуальности.
В 2017 году для фестиваля Performa 17 Крюгер создала сайт-специфичный проект «Без названия (Скейт)» для скейт-парка Коулмана в Нью-Йорке. Сайт-специфичное искусство — это произведения, на которые авторов вдохновило конкретное место: его дизайн, история или функционал. Барбара Крюгер интегрировала в архитектуру парка несколько фраз, которые предлагали гостям задуматься о различных вопросах.

Чила Кумари Бурман. «Вспоминая новый дивный мир» (2020)

Несмотря на ограничения, в период пандемии появилось множество произведений паблик-арта. В 2020 году в рамках зимних спецпроектов галереи Тейт Британ художница Чила Кумари Бурман создала бриколаж — работу из подручных материалов. Произведение состояло из неоновых текстов и изображений и украшало античный портик главного входа галереи. Художница вдохновлялась индуистской мифологией, Болливудом, феминизмом и собственными детскими воспоминаниями. Открытие этой работы совпало с главным индийским праздником Дивали, который посвящен торжеству света над тьмой и добра над злом. В произведении идея праздника отразилась, с одной стороны, в решении использовать неон в период укороченного светового дня, а с другой — бриколаж символизировал надежду на единство и светлое будущее, а также преодоление трудностей, которые связаны с последствиями пандемии.

Группа современных художников. «Воображаемый город» (2021)

В этом году многие деятели искусства вновь задумались о том, как ситуация с пандемией может отразиться на дальнейшем развитии современной культуры. Свои усилия объединили независимое лондонское медиа Dazed Media и компания Acute Art, которая специализируется на создании художественных проектов с использованием виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Вместе они представили проект «Unreal City». Вскоре он стал крупнейшим в Лондоне публичным фестивалем искусства дополненной реальности.
Здесь представили 36 скульптур. Их создавали известные современные художники, среди которых были Цао Фэй и Олафур Элиассон — они составляли пешеходный маршрут вдоль реки Темзы.
Прошлой зимой в Великобритании ввели новые меры изоляции. Однако выставка была так популярна, что создатели проекта на месяц сделали произведения искусства доступными для зрителей во всем мире через собственное приложение.

Урс Фишер. «Большая глина №4» (2013–2014)

В августе на Болотной набережной, перед новым культурным центром «ГЭС-2», который принадлежит фонду современного искусства V-A-C, установили скульптуру «Большая глина №4». Ее создал швейцарский художник Урс Фишер — живописец, скульптор, автор инсталляций и цифровых работ. Арт-объект представляет собой копию глиняного комочка, который художник размял в руках. До Москвы «Большую глину №4» выставляли в Нью-Йорке, напротив небоскреба Сигрем-билдинг 1958 года, и во Флоренции, на площади Сионьории, среди художественных произведений эпохи Возрождения.
В Москве скульптура находится в диалоге с городским пейзажем: с Москвой-рекой, с «ГЭС-2», с храмом Христа Спасителя
и с внушительным памятником Петру I, виднеющимся вдали. «Большая глина» как недостающее звено в структуре города: есть храм Христа Спасителя про религию, есть Петр I про историю, есть «ГЭС-2» про культуру, а есть «Большая глина №4» про творчество, искусство и его зарождение. Я считаю, что все очень слаженно работает и скульптура идеально вписывается в окружающую среду.
Франческо Бонами, куратор экспозиции «Большая глина №4»
По словам Бонами, задумка Урса Фишера — показать своей скульптурой первое действие или даже намерение художника. Любое произведение искусства начинается с небольшого движения, и здесь это комок глины, который скульптор размял перед работой.

The Desert Biennial. Выставка Desert x AlUla (2022)

11 февраля 2022 года в Саудовской Аравии открылась выставка современного искусства Desert x AlUla. Она расположилась в пустыне, в регионе Аль-Ула, в 100 километрах от столицы страны. Здесь сохранились исторические памятники: объекты наскальной живописи в каньоне Джебель-Икма, старый город Аль-Улы и древние города Дадан и Хегра, где можно увидеть высеченные в скалах гробницы с резными фасадами.
Темой экспозиции современного искусства станет sarab — так на арабском языке называется мираж, частое явление, которое путники наблюдают в пустыне. В работах художников из Саудовской Аравии и других стран мираж предстал как сон, иллюзия или маскировка.
Понятия миража и оазиса в пустыне издавна связаны с идеями выживания, упорства, желания и богатства. Оазис связан с идеями обретения богатства или рая, а мираж является универсальным символом таинства воображения и реальности. <…> Все художники, чьи работы представлены на выставке, проведя определенное время в Аль-Уле, разработали амбициозные, поразительно инновационные и несколько специфические для данного места проекты, затрагивающие глубокие вопросы, которые не только вытекают из местного толкования явлений, но и находят отклик у зрителей во всем мире.
Рим Фадда, советник по организации Desert X AlUla 2022
Среди объектов гости выставки увидят работу из зеркал и пустых рам — она будто разбивает пространство на множество плоскостей и в то же время делает его бесконечным. Еще здесь представлена абстрактная монохромная композиция с узором, имитирующим рисунок песка, и даже небольшой оазис, который высажен прямо в пустыне.
Проект Desert X AlUla создали калифорнийская благотворительная организация Desert X и Королевская комиссия по развитию региона Аль-Ула (RCU).

Беседовала Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна