Восток в России

Территории, входящие в состав нашей страны, в разное время испытывали влияние многих восточных культур. На просторах Сибири
, тихоокеанского побережья, Поволжья, Причерноморья и Кавказа до сих пор можно обнаружить следы могущественных империй Чингизидов, Мэйдзи, Сасанидов и Османов. О том, как познать Восток, не пересекая границ России, расскажет «Культура.РФ».

Южный Сахалин — японское губернаторство Карафуто

Остров Сахалин. Фотография: Владимир Макеев / фотобанк «Лори»
Сахалинский областной краеведческий музей. Южно-Сахалинск. Фотография: Timur Kagirov / фотобанк «Лори»
Статуя Будды Медицины на территории санатория в поселке Аршан. Восточные Саяны, Республика Бурятия. Фотография: Евгений Романов / фотобанк «Лори»
В 1646 году экспедиция русского землепроходца Василия Пояркова увидела берег Сахалина — неведомой земли. В 1697 году экспедиция Владимира Атласова открыла Курильские острова, и примерно в это же время южные Курилы и южную часть Сахалина начали исследовать японцы. В 1787 году на остров высадилась французская экспедиция капитана Жана Франсуа де Лаперуза, в память о которой в этих краях появилось много французских названий. Долгие годы освоение территории современной Сахалинской области велось параллельно русскими и японцами. В 1875 году был подписан Санкт-Петербургский договор, согласно которому Сахалин отходил России, а все Курилы — Японии.
С тех пор граница между двумя странами много раз менялась. Так, после поражения России в Русско-японской войне 1904–1905 годов южная часть Сахалина стала японской. Это были последние годы правления императора Мэйдзи (прижизненное имя — Муцухито), олицетворявшего новую эпоху в истории Страны восходящего солнца. Именно при Мэйдзи острова были первоначально поделены с Россией в 1875 году, а затем Япония последовательно расширяла свои границы.
Вплоть до разгрома гитлеровской коалиции, в которую входила Япония, на Сахалине процветало губернаторство Карафуто. Здесь и сегодня можно увидеть каменные тории — ритуальные врата синтоистских храмов, руины японских промышленных предприятий, железные дороги и мосты. Одна из любимых туристами достопримечательностей — маяк на мысе Ламанон, сохранивший свой исторический облик.
Административным центром Карафуто был выстроенный японцами на месте небольшого поселка город Тойохара, ныне Южно-Сахалинск. Проект застройки Тойохары прослеживается и в современном плане города: все его улицы строго параллельны или перпендикулярны друг другу. В Южно-Сахалинске сохранилось около 20 объектов японской постройки. Визитными карточками города считаются здания Сахалинского областного краеведческого музея
и Сахалинского областного художественного музея
. Здание, в котором располагается художественный музей, было возведено в 1930 году для банка «Хоккайдо Такусёку» в модном тогда стиле, напоминавшем европейский неоклассицизм.
Краеведческий музей, построенный в стиле «императорской короны» — тэйкан дзукури, был открыт в 1937 году. Сегодня это самая яркая частичка Японии на культурной карте России. Японский дух ощущается и в Парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина в гармоничном сочетании рельефа, водоемов и растений, характерном для восточных садов. К 100-летию парка благодаря японскому бизнесмену и меценату Мияниси Ютака в нем высадили 300 саженцев настоящих сакуры и азалии.

Бурятия — колыбель российского буддизма

Дацан «Хамбын Сумэ». Село Верхняя Иволга, Республика Бурятия. Фотография: Александр Циликин / фотобанк «Лори»
Дацан «Хамбын Сумэ». Село Верхняя Иволга, Республика Бурятия. Фотография: Александр Циликин / фотобанк «Лори»
Статуя Будды Медицины на территории санатория в поселке Аршан. Восточные Саяны, Республика Бурятия. Фотография: Евгений Романов / фотобанк «Лори»
Территория современной Бурятии
многие века была землей кочевников. В конце III — конце I века до нашей эры она входила в состав государства гуннов. В XIII веке объединенные Чингисханом монгольские племена создали империю, простиравшуюся от Амура до Каспия. После смерти Чингисхана его потомки — Чингизиды — расшили государство, дойдя до Волги, Кавказа и Черного моря.
Во второй половине XVII века в Забайкалье прибыли первые русские поселенцы, однако большинство архитектурных памятников Бурятии связаны с влиянием на местную культуру буддизма, который проник в эти земли из Монголии в это же время. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал буддизм одной из официальных религий Российской империи, и действовавшие на тот момент буддийские храмы Забайкалья получили официальный статус. Екатерина II в 1764 году учредила пост Пандито Хамбо-ламы — главы российских буддистов. Первым предстоятелем стал выдающийся бурятский ученый-монах Дамба-Даржай Заяев. С 1809 года резиденцией Пандито Хамбо-ламы был Тамчинский (Гусиноозерский) дацан, основанный еще в 1741 году. Сегодня это один из немногих сохранившихся в Бурятии монастырей XVIII века. В 1928 году во время работы над немым фильмом «Потомок Чингисхана» режиссер Всеволод Пудовкин посетил Тамчинский дацан, где снял документальные кадры мистерии Цам (торжественной костюмированной службы под открытым небом), которые и вошли в ленту.
В 1920–30-е годы в ходе антирелигиозной кампании буддийские святыни оскверняли, многие монастыри и храмы были разрушены, а ламы арестованы. Во время Великой Отечественной войны отношение к религии несколько изменилось. По одной из версий, построить в Бурятии новый дацан Сталин разрешил после того, как жители республики собрали в помощь фронту значительную по тем временам сумму в 350 тысяч рублей. По другой версии, руководство страны обратилось к бурятским ламам осенью 1941 года, когда шло наступление на Москву. Легенда гласит, что ламы отказались вмешиваться в боевые действия, но обещали посмотреть, «что можно сделать с погодой»… и вдруг ударили сильнейшие морозы, которые затруднили продвижение немецкой армии. Так или иначе, в 1946 году в Иволгинске был открыт новый дацан, который долгое время оставался единственным действующим буддийским монастырем в стране. Сегодня Иволгинский дацан
 — резиденция Пандито Хамбо-ламы. На территории дацана действует Буддийский университет. Сюда едут поклониться нетленному телу Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигелова — одной из главных святынь российских буддистов.

Булгар — перекресток торговых путей

Малый минарет и Успенская церковь. Болгар, Республика Татарстан. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»
Белая мечеть. Болгар, Республика Татарстан. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»
Черная палата. Болгар, Республика Татарстан. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»
Недалеко от современного города Болгар в Татарстане, на берегу Волги, находится самый северный в мире памятник средневекового мусульманского зодчества — городище Булгар
. Древний Булгар был крупнейшим торговым и транспортным узлом, где сходились пути с Востока и Запада. На рубеже IX–X веков в этой местности поселились пришедшие с юга волжские булгары, которые официально приняли ислам в 922 году.
Волжская Булгария была мощным многонациональным государством. Основавшие его тюркские племена мирно сосуществовали с финно-уграми и славянами. Булгарские мастера выделывали кожи, создавали ювелирные украшения и другие предметы роскоши, были известны как выдающиеся строители. Из булгарского камня строили бани, мечети, усыпальницы. Этот красивый прочный материал завозили во Владимиро-Суздальское княжество для строительства церквей. Булгарское влияние на русскую культуру проявилось в сохранившихся до сих пор восточных орнаментах владимиро-суздальских соборов, а также в ставшей популярной форме построек в виде шатра на восьмигранном основании.
В 1236 году монголы под предводительством Батыя сожгли Булгар. Вскоре город вновь отстроили, и он стал столицей Северного улуса Золотой Орды. Большинство сохранившихся памятников архитектуры относится именно к монгольскому периоду. Это и Соборная мечеть, и Северный мавзолей, и Малый минарет с Ханской усыпальницей. Сегодня туристы могут увидеть фрагменты золотоордынского Ханского дворца, а также палаты — отдельно стоящие общественные здания того периода.
Еще в 1722 году, когда по пути в Персию Булгар посетил Петр I
, в городе было около 70 каменных зданий. Петр повелел охранять руины и даже восстановить фундамент старого минарета. К сожалению, при Елизавете Петровне казанский архиерей Лука приказал разрушить многие памятники и возвести из булгарского камня строения для нужд церкви, «хотя Петра I есть указ, чтоб не вредить и не ломать сию древность». Ситуация напоминала о Средних веках и эпохе Возрождения, когда древнеримские памятники, в том числе знаменитый римский Колизей, разбирали на камни для строительства католических базилик. На этот прискорбный факт обратила внимание Екатерина II, стремившаяся сохранить культуру Российской империи во всем ее многообразии. Однако музеем булгарское городище стало лишь в 1969 году. В 2014 году территория Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника была признана объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дербент — ворота Каспия

Дербентская крепость. Дербент, Республика Дагестан. Фотография: Виктор Затолокин / фотобанк «Лори»
Джума-мечеть. Дербент, Республика Дагестан. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»
Крепость Нарын-Кала. Дербент, Республика Дагестан. Фотография: Анна Карасева / фотобанк «Лори»
Дербент
в Дагестане — древнейший из «ныне здравствующих» городов России. Первые поселения на узком участке равнины между Каспийским морем и горами возникли на рубеже IV–III тысячелетий до нашей эры, официально же в 2015 году Дербент отметил свое 2000-летие. В городе находится старейшая в России мечеть — Джума-мечеть
, построенная в 733–734 годах арабами на месте разрушенной христианской церкви.
В первые века нашей эры Дербент входил в состав христианского государства Кавказская Албания, которое, в свою очередь, стало в V веке провинцией Сасанидского Ирана. В VII веке город был завоеван Арабским халифатом, в X–XIII веках стал независимым эмиратом, а позже попал под власть монголов. В 1395 году на реке Терек татаро-монгольское войско Тохтамыша потерпело сокрушительное поражение от армии Тимура (Тамерлана). Правитель Дербента выступил на стороне Тимура, и потому город остался целым и невредимым. В XV–XVII веках стратегически важная цитадель была камнем преткновения между Персией и Османской империей, а с XVIII века — между Персией и Россией. Юридически Дербент вошел в состав России лишь после завершения Русско-персидской войны 1804–1813 годов и подписания Гюлистанского мирного договора.
В современном Дербенте сохранилось на удивление много старинных памятников. Неприступная крепость Нарын-Кала
, некоторые участки которой были построены еще в VI веке, возвышается над городом, как и тысячу лет назад. Верующие продолжают молиться в мечетях I тысячелетия нашей эры, две из четырех средневековых бань, восстановленных в XVII веке, и сегодня используются по прямому назначению. Узкую долину по-прежнему пересекает возведенная в VI веке стена Даг-Бары. Первоначально она уходила на 42 километра в горы и перекрывала воинственным хазарам путь на юг в империю Сасанидов.
Во все времена жители города-крепости с величайшим почтением относились к воинским захоронениям. Особо почитаемо в народе кладбище Кырхляр («Сороковник»). Здесь покоится 40 воинов-арабов, распространявших мусульманскую веру и погибших в VII веке в бою с хазарами. Легенда гласит, что их тела бросили на съедение птицам, но хищники не тронули останки. В городе начались эпидемии и другие бедствия, которые прекратились лишь когда жители захоронили тела праведников на кладбище.
Первые попытки изучить культурное и историческое наследие Дербента были предприняты еще во время Персидского похода Петра I в 1722 году: именно по пути в этот город Петр посетил руины Булгара и велел охранять их от дальнейших разрушений. В 1926 году открылся первый дербентский краеведческий музей. В 2003 году историческая часть города, крепость Нарын-Кала и исторический ландшафт, входящие в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
, были признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Бахчисарай — дворец-сад

Бахчисарай, Республика Крым. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»
Территория Ханского дворца. Бахчисарай, Республика Крым. Фотография: Natalia Sidorova / фотобанк «Лори»
Свято-Успенский Пещерный Монастырь в Чуфут-Кале. Бахчисарай, Республика Крым. Фотография: Юрий Кирсанов / фотобанк «Лори»
В XV веке Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. В состав одного из них — Крымского — вошли Крымский полуостров
, территории между Днепром и Дунаем, Приазовье и часть территории современного Краснодарского края. Правящей династией были Гераи (Гиреи), официально признанные потомками Чингисхана. В 1478 году ханство оказалось в зависимости от Османской империи. Это наложило отпечаток на все стороны его жизни — от политических решений, которые принимались не в Крыму, а в Стамбуле, до распространения турецкой культуры. Столица ханства переносилась несколько раз, и в 1532 году административным центром стал новый город — Бахчисарай
.
Сегодня, гуляя по извилистым улочкам Бахчисарая, можно зайти в лавку с турецкими сладостями, полюбоваться восточными кувшинами, коврами или выпить чашечку настоящего кофе по-турецки. Бахчисарайский дворцовый комплекс
и Альгамбра в Испании — единственные сохранившиеся восточные дворцы Европы. Как и другие резиденции мусульманских правителей, Бахчисарай был создан как подобие райского сада на земле. В нем не было крупных архитектурных форм, подавляющих своим величием. Главным в восточной архитектуре, будь то японские сады или турецкие бани, всегда оставалась гармония рукотворного и природного, слияние воды, камня, цветов и деревьев в среде, которая приносила человеку покой и умиротворение. Большинство построек в Ханском дворце были деревянными, а все помещения украшали витражи, роспись и резьба по камню. Деревянные решетки на окнах создавали желанную тень, а от жары спасали многочисленные фонтаны.
Дворец многократно перестраивался, сочетая особенности османской архитектуры XVI–XVII веков. Из ранних сооружений сохранились построенные при Сахибе I Герае Ханская мечеть и баня Сары-Гузель 1532–1533 годов. После присоединения Крымского ханства к России в 1783 году резиденция была передана в ведение полиции, и здесь стали останавливаться важные гости города. В 1820 году Бахчисарай посетил Александр Пушкин
, увековечивший столицу Крымского ханства в поэме «Бахчисарайский фонтан» и стихотворении «Фонтану Бахчисарайского дворца». В то же время состояние памятника произвело на поэта удручающее впечатление. Он писал Антону Дельвигу: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат».
Действительно, многочисленные «ремонты» XIX века нанесли огромный урон ханской резиденции. В XX веке памятник наконец доверили специалистам, и в 1960-х годах были проведены масштабные работы по восстановлению исторического облика дворца. В 2017 году Бахчисарайскому историко-культурному и археологическому музею-заповеднику
исполнилось 100 лет. В его состав входят четыре музея и 118 объектов культурного наследия разных народов и эпох.

Автор: Екатерина Гудкова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна