Нукнус, кукем и мучал: работы дагестанских ювелиров в приложении Artefact

Дагестанские ювелиры с давних времен славились своим искусством. Особенно известны были мастера из аула Кубачи: в древности они изготавливали кольчуги и конскую сбрую, затем появились кинжалы с филигранной серебряной отделкой, женские украшения, чеканные кувшины для воды и ритуальные сосуды. По легенде, именно кубачинские мастера выковали щит Александра Невского
и знаменитый рогатый шлем Александра Македонского.
Мы собрали для вас пять работ дагестанских ювелиров, которые можно увидеть в приложении Artefact. Читайте о ритуалах и легендах, которые с ними связаны, нажимайте на точки интереса и узнавайте еще больше нового.

Шкатулка Абдуллы Тупчиева

В коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств
хранится шкатулка начала ХХ века. Ее изготовил Абдулла Тупчиев — один из самых известных кубачинских ювелиров того времени. Вместе с братом Бахмудом он работал не только в родном Дагестане
, но и в Петрограде и Варшаве. В 1937 году ювелирные изделия братьев Тупчиевых участвовали в Международной выставке в России.
Всю внешнюю поверхность шкатулки покрывают пластины из слоновой кости и позолоченного серебра, которые образуют традиционный восточный орнамент. Металлические детали ювелир украсил ложной зернью. Эта техника имитировала зернь настоящую, когда к поверхности изделия припаивали мелкие металлические шарики. Но выполнять ее было гораздо проще и быстрее: мастера отливали готовую зернистую поверхность при помощи специальных форм. На костяные пластинки Абдулла Тупчиев нанес золотой узор, а между ними расположил вставки из цветной эмали. Внутри шкатулка обита бархатом. Вероятно, в ней хранили ювелирные украшения.

Кубачинская мерка — нукнус

Латунный сосуд нукнус напоминает формой небольшое ведерко без ручки. Его поверхность украшают традиционные чеканные полукруглые узоры — так называемые «копытца». У нукнуса из коллекции Дагестанского музея
есть небольшие ножки, но чаще всего подобные сосуды изготавливали с гладким донышком.
Нукнусы не использовали в хозяйстве: они имели ритуальное значение и обязательно входили в приданое кубачинских невест. По традиции молодая жена приносила с собой в таких мерках крупы, муку, мед. По разным версиям, супруги должны были либо питаться этими продуктами первые 40 дней после свадьбы, либо через этот же срок раздать их односельчанам. Затем нукнусы тщательно начищали золой и песком и выставляли на видном месте в доме. Такие сосуды считались признаком достатка. За их чистотой следили особенно: считалось, что в грязном, пыльном нукнусе могут поселиться злые духи, а блеск отполированного металла, наоборот, отпугивает их.

Женский пояс

Широкий пояс со множеством металлических украшений считался одной из обязательных деталей дагестанского женского костюма. Лезгинские женщины носили его поверх валчага — бархатного или сатинового платья, которое надевали на нижнюю рубашку. Валчаг чаще всего шили из темной ткани, поэтому пояса украшали яркими вставками из цветного стекла, чтобы они контрастировали с остальным нарядом. Застегивали его на специальный крючок, который скрывался за крупной пряжкой. Широкий массивный пояс подчеркивал талию и делал ее еще тоньше, а также помогал сохранять ровную осанку — она считалась одним из главных признаков женской красоты.
Металлические накладки и подвески на поясе изготовлены из серебра, меди и латуни. Золото дагестанские мастера использовали редко: считалось, что оно притягивает несчастья к своему владельцу, а серебро и медь, напротив, отгоняют злых духов. Нижний край пояса украшен монетами и подвесками в форме традиционного восточного узора «персидский огурец». При ходьбе они звенели, и этот звук тоже считался защитой от злых сил.

Женское головное украшение — кукем

Кукем служил праздничным женским украшением у многих дагестанских народов: аварцев, лакцев, лезгинов, агулов. Его надевали поверх платка. Центральная часть кукема напоминала формой стрельчатую арку: восточные ювелиры часто вдохновлялись традиционными архитектурными формами и повторяли их в своих изделиях. От центральной пластины расходились цепочки, которые обвивали голову девушки. Их украшали множеством мелких подвесок — чаще всего монет или «персидских огурцов», они считались символом огня. Такая отделка не только придавала кукему еще более праздничный вид, но и, по местным поверьям, отпугивала злых духов.
Кукем из экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств
украшен чеканными узорами, вставками из разноцветного граненого стекла и рельефными накладками, которые напоминают формой купола мечетей.

Кубачинский кувшин для воды — мучал

Кубачинские мастера изготавливали водоносные кувшины мучалы из латуни — сплава меди с цинком: этот металл не темнел от постоянного контакта с водой, долго служил и легко чистился золой и песком. В такой сосуд обычно вмещалось до 10 литров воды. Женщины носили его на спине, закрепив широкой лентой. В противовес, чтобы уменьшить нагрузку на спину, к ленте крепили небольшой кувшин-кутку. В некоторых дагестанских селениях существовал такой обычай: юноша, которому понравилась девушка, поджидал ее у источника и просил напиться. Если она отвязывала кутку от ленты и подавала ее с почтением — считалось, что она станет хорошей женой и хозяйкой. В таком случае можно было договариваться с родителями девушки о свадьбе.
С мучалами связана и другая известная легенда. В XVIII веке на аул Кубачи напали персидские воины под предводительством Надир-шаха. Чтобы отпугнуть захватчиков, жители селения выставили на крыши домов ярко начищенные кувшины-водоносы и подожгли рядом с ними негашеную известь. Когда персы увидели густой белый дым и поблескивающие горловины кувшинов, то приняли их за пушки и обратились в бегство.

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна