Уд, гутра и далла: искусство и история Катара

В Российском этнографическом музее
в Санкт-Петербурге открылась выставка «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие»
. В экспозицию вошло около 200 предметов из коллекции Национального музея Катара, собрания частного Музея шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани, а также Матхаф: Арабского музея современного искусства. Хронология объектов охватывает XV–XX века.
Выставка состоит из нескольких разделов: они посвящены добыче жемчуга, соколиной охоте, военному снаряжению, традиционным коврам, музыкальным инструментам и многому другому. Портал «Культура.РФ» рассказывает о том, что посетители смогут увидеть в Российском этнографическом музее до 22 августа.

Экипировка для добычи жемчуга

Набор для взвешивания жемчуга. Индия. XIX–XX века. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Плетеная корзина для сбора моллюсков и циновка ловца жемчуга. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Камень ныряльщика. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
С древности жители Катара добывали натуральный жемчуг
. Он стоил очень дорого. Часть материала поставляли в Европу и Северную Америку, а с другой работали местные ювелиры. Добывать жемчуг было очень опасно. Ловцы работали сезонно — с апреля по сентябрь, месяцами находились далеко от дома, жили на деревянных парусных лодках.
Ныряльщикам приходилось задерживаться на глубине более десяти метров по несколько минут, чтобы набрать как можно больше раковин. Чтобы погрузиться на дно быстрее, ловцы привязывали к щиколотке веревку с камнем. Для носа использовали специальный зажим из бараньего рога, а плетеную корзинку для сбора моллюсков подвешивали на шею.

Инвентарь для соколиной охоты

Клобук. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Гипсовая скульптура сокола. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Перчатка для соколиной охоты. XIX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Соколиная охота была известна кочевникам еще до нашей эры. Ловчих птиц заводили богатые и знатные жители Катара. Сейчас эта традиция превратилась в дорогое хобби и вид спорта. Если раньше птиц ловили на воле и приручали, то теперь их разводят на специальных фермах. В столице Катара — Дохе — проводятся фестивали соколиной охоты.
Для обучения птиц сокольники используют специальную экипировку, в том числе толстую кожаную перчатку, которая защищает предплечье левой руки от птичьих когтей. У нее всего три отделения для пальцев: одно — для большого, другие два — для остальных четырех. Перчатка снабжена вшитой петлей, к которой птицу привязывают веревкой.
Для самого сокола необходим клобук — головной колпачок. Им покрывают голову и глаза птицы, когда она сидит на шесте: так птица не беспокоится перед полетом. Владельцы специально заказывали такие клобуки, в которых птицам было бы комфортно. Многие подобные изделия в старину украшали ручной вышивкой.

Оружие и военное снаряжение

Пороховница. XVIII век. Йемен. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Винтовка. XIX век. Фотография предоставлена Национальным музеем Катара, Катар
Кинжал. XVIII век. Йемен. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Ближневосточный комплекс защитного вооружения сложился к началу XVI века. Он включал в себя шлем, кольчугу, наручи, поножи, щит. Оружие украшали символическими изображениями, воззваниями к Аллаху и цитатами из Корана.
В XVI–XVII веках в арсенал вошли ружья и пистолеты. Их украшали гравировками, золотыми насечками и чернением, инкрустировали драгоценными камнями, костью, перламутром, кораллами, черепаховым панцирем. Однако главным оружием Ближнего Востока долгое время оставались сабли. Именно их чаще всего использовали в боях.
На выставке «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» посетители увидят золотую саблю с рукоятью из белой кости. Она выполнена в XX веке и никогда не использовалась в битвах. Ее изготовили как предмет декора, который подчеркнул бы власть и богатство владельца.

Ковры

Ковер. Иран. XIX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Ковер. Индия. XIX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Ковер. Кашан (Иран). Начало XX века. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
На Востоке коврами устилали дворцы правителей и городские дома, кибитки и шатры кочевников. Шахи вручали их послам других стран в качестве дипломатических даров. Молитвенные коврики расстилали в час молитвы, специальные ковры использовали в свадебных церемониях. Кроме того, из подобной ткани изготавливали седла и седельные сумки.
В древности на создание ковра уходило много времени и сил, поэтому он стоил очень дорого. Техника изготовления почти не менялась на протяжении столетий. Переносные станки кочевников работали по тому же принципу, что и оборудование мануфактур, хотя и были устроены намного проще.
Посетители выставки «Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие» увидят коврик, на котором изображена схематическая карта Европы. Россия на ней представлена в виде гигантского осьминога.

Женская одежда

Маска для лица. XX век. Фотография предоставлена Национальным музеем Катара, Катар
Праздничная накидка на платье. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Женское платье. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Одежда жителей Катара и сейчас сохранила национальные особенности, хотя в последнее время немного изменилась под влиянием европейской моды. Женщины носят традиционные закрытые платья длиной до пола. Так они соблюдают требования ислама, который запрещает показывать открытое тело, и защищаются от жаркого пустынного климата и песчаных бурь.
Неотъемлемой частью гардероба катарских женщин считается абайя — длинное черное платье с рукавами и без пояса. По качеству ткани и богатству отделки можно составить мнение о благосостоянии женщины. Под абайю надевают свободные мешковатые шаровары. Волосы и шею закрывают прямоугольным шарфом — шейлой. Когда женщины выходят из дома, они надевают бурку — платок, который покрывает волосы и всё лицо, кроме глаз.
Сейчас мода в Катаре стала менее строгой. Далеко не все женщины носят бурки. На платьях допускаются небольшие вырезы, а их рукава можно укоротить до локтей. Посетители выставки увидят как традиционную старинную одежду женщин Катара, так и их современные наряды.

Мужская одежда

Мужские сандалии. XX век. Фотография предоставлена Национальным музеем Катара, Катар
Катарский бишт, тауб, гутра. XIX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Мужские сандалии. XX век. Фотография предоставлена Национальным музеем Катара, Катар
Основной элемент мужской одежды — кандура, подобие платья-робы, под которое арабы надевают нижнюю рубашку и свободные набедренные повязки. Одежду в Катаре почти всегда шьют из белых натуральных тканей — льна и хлопка. Они способны отражать свет и не нагреваться. Еще мужчины носят бишт — наплечную накидку из верблюжьей шерсти. Она может быть черного, кофейного или бежевого цветов. Такой предмет гардероба часто украшают вышивкой. Его надевают во время приемов и торжеств, а также на свадебные церемонии.
Популярный головной убор жителей Катара — гутра. Так называют квадратный платок, который носят поверх небольшой шапочки-подкладки — гафии. Гутра фиксируется с помощью икаля — шерстяного шнура. Такой составной головной убор в наши дни — дань обычаю. Раньше платок защищал лицо, уши и шею бедуинов от песка и зноя, а икаль погонщики верблюдов использовали вместо кнута и могли стреноживать им животных во время стоянки.
Сандалии — повседневная мужская обувь — шьются вручную из кожи. На выставке посетители увидят варианты, украшенные ручной вышивкой.

Музыкальные инструменты

Барабан. XX век. Фотография предоставлена Национальным музеем Катара, Катар
Уд. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Барабан. XX век. Фотография предоставлена Национальным музеем Катара, Катар
Музыка и танцы занимают важное место в культуре Катара. У многих мелодий и движений есть скрытый смысл. Разная музыка обязательно звучит на парадных церемониях, религиозных праздниках и свадьбах.
Один из самых популярных струнных щипковых инструментов на Востоке — уд. Его прообразом считается европейская лютня. Такие инструменты появились в странах Аравийского полуострова после того, как арабы завоевали Испанию.
На выставке зрители увидят уд из Катара, который изготовили в XX веке. Выпуклый грушевидный корпус музыкального инструмента сделан из дерева, а короткий гриф — из слоновой кости. Играют на таком музыкальном инструменте с помощью медиатора из орлиного пера. Уд, который представлен в экспозиции, имеет пять струн: у разных вариантов их может быть от двух до семи.

Дом

Флакон для духов. XX век. Фотография предоставлена Национальным музеем Катара, Катар
Традиционная дверь (левая створка). XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Сервировочная чаша. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Как и во многих других арабских культурах, катарский дом — важное место для всей семьи. В них часто живут сразу два или три поколения родственников. В каждом катарском доме есть особое помещение — маджлис. Оно, как правило, находится недалеко от главного входа и часто выполняет функцию гостиной. А еще у всех домов обязательно есть небольшой внутренний дворик. Их специально устраивают в тени, чтобы там всегда было прохладно.
Дома украшают многочисленными предметами декора: фотографиями, статуэтками, традиционной посудой для чая и кофе. Многие из них зрители увидят на выставке. Например, там представлен флакон для духов из синего стекла — он имеет форму луковицы с длинным узким горлышком и украшен растительным орнаментом.

Посуда для кофейной церемонии

Кофейник. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Кофейник. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Кофейник. XX век. Фотография предоставлена Музеем шейха Фейсала, Катар
Арабский кофе, или кахва, считается символом гостеприимства и дружелюбия. Существует целая церемония приготовления и подачи этого напитка. Сначала кофейные зерна тщательно отбирают и обжаривают. Затем их измельчают железным пестиком в деревянной ступке, заваривают и настаивают с кардамоном и другими специями. Готовый кофе наливают в сосуд с длинным носиком, в который помещают пучок пальмового волокна: оно не позволяет гуще попадать в чашку.
Арабская посуда для кофе отражает национальный колорит и имеет собственные названия: кофейник — далла, а чашки — финджан. Эти предметы считаются обязательными атрибутами любого катарского дома.
В древности кофейник далла помогал бедуинам согреться в холодные пустынные ночи. Сейчас за чашкой кофе в Катаре заключают важные сделки, договариваются о браках и решают политические вопросы.
В этой стране существуют особые правила подачи кофе. Например, количество чашек на столе должно точно соответствовать числу гостей. Считается оскорблением наполнять чашку доверху. Кофе всегда подают с финиками или восточными сладостями.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна