Публикации раздела Музеи

Царские короны, старинное оружие и иконы

В экспозицию «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» вошли парадные регалии российских монархов и старинная одежда, ювелирные украшения и иконы. Все эти предметы были отреставрированы в музейных мастерских за последние пять лет: их очистили от патины и загрязнений, восстановили отделку, заменили утраченные детали и закрепили элементы, которые расшатались со временем. Некоторые из этих экспонатов — например, кафтан Петра II и пистолеты царя Алексея Михайловича — долго хранились в запасниках и представлены публике впервые. «Культура.РФ» рассказывает, как мастера прошлых веков создавали роскошные короны, драгоценное оружие и платья для коронации.

Алмазная шапка Петра I

Алмазная шапка Петра I. Золото, серебро, шпинель, турмалины, изумруды, стекло, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль. 1684. Музеи Московского Кремля, Москва

Мастера Оружейной палаты создали алмазный венец для Петра I по образцу шапки Мономаха в 1684 году. Тогда будущий император был соправителем своего старшего брата — Ивана V, поэтому для монархов изготовили парные головные уборы. Венец «старшего царя» Ивана был выше и тяжелее, а вдоль соболиной оторочки его украшала бриллиантовая диадема. Единственным самоцветным камнем в отделке этого убора был крупный турмалин.

Шапка Петра I состояла из двух полукруглых металлических каркасов. Внутренний собрали из тонких гладких пластин, наружный состоял из 32 резных деталей — запон, на которых были изображены цветы, короны и двуглавые орлы. Венец украсили бриллиантами, изумрудами, турмалинами и вставками из цветной эмали. Самоцветы, в отличие от алмазов, не гранили, а лишь слегка отшлифовали, сохранив их природную форму. По краю шапку оторочили соболиным мехом.

Корона Анны Иоанновны

Корона Анны Иоанновны. Золото, серебро, камни драгоценные; литье, чеканка, резьба, золочение. 1730. Музеи Московского Кремля, Москва

Императрица Анна Иоанновна взошла на российский престол 28 апреля 1730 года. К ее коронации придворные ювелиры под руководством Самсона Ларионова создали позолоченную серебряную корону, украшенную резьбой, чеканкой и драгоценными камнями. Она напоминала митру — головной убор православных священников. Такая форма олицетворяла единство высшей духовной и светской власти, которая принадлежала монарху. Корона была украшена 2700 алмазами и рубиновыми вставками, а венчали ее крупный темно-красный турмалин и бриллиантовый крест.

Сразу после коронации Анны Иоанновны регалию передали в Оружейную палату, где она и хранится сегодня.

Пара кремневых пистолетов XVII века

Пара кремневых пистолетов XVIII века. Музеи Московского Кремля, Москва

Пара пистолетов с ударно-кремневым замком принадлежала царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I. Над ними работали два знаменитых оружейника того времени — Григорий Вяткин и Евтихий Кузовлев. Эти пистолеты считались самым дорогим оружием XVII века. Их позолоченные стволы были украшены резными коронами, тюльпанами, двуглавыми орлами, львами, единорогами и грифонами. Пистолетные ложи оружейники изготовили из ценного красного дерева, а затем покрыли перламутровыми пластинами, на которых вырезали изображения зверей и птиц. Рукояти заканчивались позолоченными серебряными набалдашниками с гравировкой, но в XIX веке эти детали были утеряны. В Оружейной палате также хранятся ольстры — бархатные чехлы для этих пистолетов, на которых жемчугом вышиты двуглавые орлы.

Икона в золоченом окладе «Богоматерь Владимирская»

Икона в золоченом окладе «Богоматерь Владимирская». Серебро, камни драгоценные, камни, жемчуг, дерево, слюда, паволока, левкас; чеканка, резьба, скань, эмаль, канфарение, золочение, темпера яичная. Живопись — конец XVI — начало XVII века; оклад — последняя четверть XVI века. Россия. Музеи Московского Кремля, Москва

Икона Божией Матери Владимирской — один из самых почитаемых образов в православии. Неизвестный художник написал ее в конце XVI века по канону «Умиление»: согласно ему Иисуса изображали прильнувшим к щеке Марии. Такая икона символизировала безграничную любовь Христа к роду человеческому, воплощением которого считалась Богородица.

Позолоченный серебряный оклад для иконы создали в последней четверти XVI века. Он состоял из нескольких частей: нимба-венца, расположенной над ним зубчатой коруны, фигурной цаты, которая покрывала грудь Богородицы, узорчатого фона и рамы. Мастера украсили поверхность оклада эмалью с растительным орнаментом. К зубцам коруны крепились жемчужины и неограненные драгоценные камни. На венце, цате и раме располагались вставки из бирюзы и альмандина.

Икона хранилась в собрании графов Мусиных-Пушкиных, которое включало около 400 предметов искусства. В 1924 году ее передали в кремлевскую коллекцию. Когда реставраторы сняли оклад, оказалось, что изображение сильно повреждено: некоторые фрагменты отслоились вместе с грунтовкой, другие сместились. Места сколов были залиты прозрачным клеем. Кроме того, поверх первоначального изображения реставраторы обнаружили более позднюю запись, но снимать ее не стали. Смещенные детали вернули на место, затем икону заново покрыли лаком.

Кафтан Петра II

Кафтан Петра II. Глазет, шелк, нити золотные, канитель; ткачество, шитье. Первая четверть XVIII века. Франция. Музеи Московского Кремля, Москва

Кафтан из серебряной парчи на шелковой подкладке сшили во Франции для коронации императора Петра II. Церемония состоялась 25 февраля 1728 года, а через несколько месяцев парадный наряд монарха передали в царскую казну, а оттуда в Оружейную палату.

Кафтан Петра II стал самым ранним мужским костюмом для коронации в коллекции Московского Кремля. Как и вся подобная одежда того времени, он не имел воротника: шею и плечи у мужчин закрывал длинный парик с напудренными локонами. Широкие обшлага рукавов, полы и карманы кафтана были расшиты золочеными нитями. Узор состоял из цветов и фруктовых гроздей. Такими же нитями мастера оплели пуговицы, которые располагались от ворота до подола, на рукавах и клапанах карманов. Почти все они были декоративными: кафтан застегивался только на талии.

Корсаж коронационного платья императрицы Марии Федоровны

Корсаж коронационного платья императрицы Марии Федоровны. Глазет, батист, тафта, кружево, нити серебряные, блестки, канитель; ткачество, шитье. 1796. Санкт-Петербург. Музеи Московского Кремля, Москва

Императрица Мария Федоровна была женой Павла I и невесткой Екатерины II. Коронационное платье для нее сшили в 1796 году. До наших дней оно не сохранилось: остался только корсаж из серебряной парчи со шлейфом и вставкой из белого батиста.

Чтобы корсаж держал форму, в него вшили пластины из китового уса. Парчу расшили блестками, канителью и серебряными нитями, рукава из белой тафты украсили шестью рядами французского кружева. Батистовая вставка на груди прикрывала глубокое декольте. Шлейф был украшен серебряными кистями и вышивкой — гирляндами из цветов и листьев.

Когда корсаж поступил в музей, он был в плохом состоянии: ткань потемнела, блестки и канитель местами осыпались, кружевные вставки были разорваны и грубо заштопаны. Реставраторы очистили парчу, восстановили рисунок вышивки, поврежденные фрагменты кружева заменили специальным тюлем и заложили отделку складками, как на сохранившихся нарядах того времени. Для экспозиции к корсажу сшили легкую шелковую юбку.

Орденская кукла Святой Екатерины

Орденская кукла Святой Екатерины. Дерево, краска, глазет, бархат, кружево, тафта, кисея, перо, блестки, тесьма, шнур, кисти, трунцал, плащики, фольга; ткачество, шитье. XIX век. Россия. Музеи Московского Кремля, Москва

Женский орден Святой Екатерины учредил Петр I в 1714 году. Большой Екатерининский крест вручали женщинам из императорской семьи, малый — дамам из высшего дворянского сословия. В торжественных случаях обладательницам этой награды полагалось носить не только красную орденскую ленту и нагрудный знак, но и особый наряд: платье из серебряной парчи с золотым шитьем и зеленым бархатным шлейфом и шляпу из того же бархата, украшенную серебряной вышивкой или драгоценными камнями.

Деревянную куклу, одетую в орденское платье Святой Екатерины, изготовили в XIX веке. Фигурка крепилась к подставке, ее руки и лицо были раскрашены масляными красками, а волосы уложены в сложную прическу. Такая кукла служила образцом для мастеров, которые создавали наряды кавалерственных дам: миниатюрная копия в точности повторяла покрой и отделку парадного платья.

Смотрите также

Москва на картинах Юрия Пименова
Достопримечательности, городские пейзажи и новостройки.
История коллекции братьев Щукиных
Как в семье собирали старинный фарфор, полотна голландских мастеров и спорные работы импрессионистов.
Морские пейзажи Константина Коровина
Северные и южные моря на полотнах русского импрессиониста.
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.