Публикации раздела Музеи

Знаменитые иконы из коллекции Третьяковской галереи

Третьяковская галерея — одно из главных музейных собраний в России. Ее история началась с коллекции Павла Третьякова, который собирал картины русских художников и в 1867 году представил их широкой публике. Основной корпус галереи находится в Лаврушинском переулке: здесь можно увидеть шедевры русского искусства XI — начала XX веков.

Мы выбрали пять икон из постоянной выставки «Древнерусское искусство. Домонгольский период», которые можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Узнайте, как появилось предание о Спасе Нерукотворном, какой князь заказал новгородскую икону Димитрия Солунского и образ какого святого царь Иван Грозный лично привез в Москву из Великого Новгорода.

Спас Нерукотворный. Прославление Креста

В Третьяковской галерее хранится самая ранняя из сохранившихся русских икон с изображением Спаса Нерукотворного. С XII столетия этот сюжет часто использовали в храмовых росписях. Исследователи считают, что икону написали примерно в 1191 году для церкви Святого Образа в Великом Новгороде. В середине XVI века ее привезли в Успенский собор Московского Кремля.

По православному преданию, тяжело больной эдесский царь Авгарь верил, что изображение Христа поможет ему выздороветь. Он послал к Иисусу художника, чтобы тот нарисовал его. Однако картина не удалась. Тогда Христос умыл лицо и приложил к нему плат — кусок холста, на котором остался отпечаток его лика. Плат оказался чудотворным и исцелил царя. В 944 году полотно перенесли из древнего греческого города Эдессы в Константинополь и поместили в церкви Богоматери Фаросской. Там же хранились несколько частей Креста Господня, терновый венец, копье, гвозди, которыми распяли Христа, погребальные пелены и багряница — торжественная верхняя одежда или пурпурная мантия. Некоторые из этих предметов изображены на обороте иконы, в композиции «Прославление Креста».

В отличие от других образов Спаса Нерукотворного, которые были созданы примерно в одно время, на иконе из Третьяковки не изображен сам плат, а виден только лик Христа.

Святитель Николай Чудотворец с избранными святым

Византийские и древнерусские мастера чаще всего изображали Николая Чудотворца по пояс, облаченным в святительское одеяние. Правая рука его поднята в жесте благословения, а в левой он держит Евангелие. По легенде, в 1564 году царь Иван Грозный привез эту икону из Великого Новгорода. Она хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, откуда и попала потом в Третьяковскую галерею.

На верхнем поле иконы можно увидеть поясные изображения мучеников Косьмы и Дамиана, святых братьев-врачевателей. Между ними расположена Этимасия — престол, который предназначен для второго пришествия Иисуса Христа. На боковых полях иконы в полный рост изображены святые Борис и Глеб, мученики Фрол и Лавр, а также преподобная Евдокия и мученица Домна. На нижнем поле видны поясные фигуры святой мученицы Параскевы и ее сестры Фотинии. Все эти святые могли быть покровителями тех людей, которые заказали икону.

Изображения на полях иконы выполнены в манере, которая предвосхищала живописные приемы, характерные для новгородской живописи XIII века: легкие и прозрачные краски, мягкие контрасты белых бликов и фона. Лицо Николая Чудотворца изображено в сдержанной цветовой гамме. Длинный, тонкий, чуть изогнутый нос и асимметричная постановка глаз создают образ аскета, мыслителя и философа.

Великомученик Димитрий Солунский на престоле

Князь Всеволод III Большое Гнездо — в крещении он принял имя Димитрий — правил во Владимиро-Суздальском княжестве. Его небесным покровителем считался великомученик Димитрий Солунский. В честь него князь заказал икону, на которой святой был изображен сидящим на троне. Сначала она была храмовым образом одной из церквей, затем ее перенесли в придел Димитрия Солунского в Успенском соборе города Дмитрова.

По преданию, святой Димитрий происходил из знатного рода и был проконсулом — управляющим греческого города Салоники (на Руси его называли Солунь). Он исповедовал христианскую веру, поэтому попал в немилость к римскому императору. По указу правителя Димитрия заточили в темницу, а затем казнили.

Тронные изображения воинов-мучеников редко встречаются в византийском и древнерусском искусстве. Торжественный образ Димитрия Солунского напоминал об идеальном правителе и воине — защитнике города, поэтому святого изобразили с княжеским венцом.

Успение Богоматери

Новгородские мастера создали икону «Успение Богоматери» для церкви Рождества Богородицы, которая находилась в Десятинном монастыре. В 998 году его основал первый новгородский епископ Иоаким.

Помимо усопшей Богоматери на ложе и Христа с ее душой на руках, здесь представлен сюжет о путешествии апостолов в дом Иоанна Богослова, где умирала Мария. По преданиям Нового Завета, апостолы в тот момент находились в разных странах, где проповедовали учение Христа. Чтобы они успели проститься с Богородицей, ангелы чудесным образом перенесли их на облаках к ее ложу.

Иконописец использовал для этой работы темперу — краску на основе натурального порошкового пигмента и яичной эмульсии. Ее наносили на специально подготовленную деревянную основу. Мастер опирался на традиции византийского искусства XI–XII веков, о чем говорит большой размер — 155х128 сантиметров, симметричная композиция и много свободного пространства на фоне.

Богоматерь Великая Панагия

В 1919 году в одной из кладовых Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле обнаружили икону «Богоматерь Великая Панагия». Вероятно, она была создана для монастырского собора, который заложили еще в 1216 году, во времена ярославского князя Константина Всеволодовича.

Икона относится к одному из самых известных типов изображения Богоматери — Оранта (от латинского слова orans — «молящийся»), поэтому ее еще называют «Ярославская Оранта». На образах такого типа Богородицу писали с поднятыми руками и с Христом в медальоне на груди. Некоторые исследователи считают, что такая поза восходит к древней иконе Влахернского храма в Константинополе — Богоматери Влахернитиссы.


Автор: Ирина Малахова

Смотрите также