7 экспонатов выставки «Романовы»

В юбилейный год 300-летия Российской империи в филиале Исторического музея
в Туле открывается выставка «Романовы»
, посвященная царской династии. Посетители смогут увидеть здесь старинные реликвии императорского дома, награды, оружие и другие ценные предметы.
Читайте про экспонаты выставки: портреты императоров и членов царской семьи, драгоценные печати, которыми скрепляли письма и документы, а также Феодоровскую икону Божией Матери — важную святыню дома Романовых
.

Феодоровская икона Божией Матери

Икона ΧVII века из коллекции Исторического музея
повторяет облик чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Костромы. Считается, что она явилась в XIII веке первому костромскому князю Василию Ярославичу, брату Ярослава Невского. По преданию, образ прославился многими чудесами и даже спас город от монголо-татар
. В честь Феодоровской иконы Богоматери на Костромской земле возвели первые православные храмы. Церковь Спаса Нерукотворного на Запрудне построили на месте, где, по легенде, образ явился князю. А хранилась икона в Успенском соборе, который на долгие годы стал главным храмом Костромы.
Феодоровская икона Божией Матери почитается как одна из святынь дома Романовых
. По преданию, именно ею инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова принять царский скипетр и вступить на престол. Это произошло 14 марта 1613 года: у стен Ипатьевского монастыря
собралось посольство Земского собора, которое призывало 16-летнего Романова на царство.
Уже в конце XVII века в честь этой иконы жены царей-соправителей Ивана V и Петра I — Прасковья Салтыкова и Евдокия Лопухина — изменили отчество на Федоровна. С конца XVIII века такое отчество стали получать немецкие принцессы
, которые выходили замуж за наследников престола и принимали православие. Среди них — супруги императоров Павла I
, Николая I
, Александра III
и Николая II
.

Портрет царевны Софьи Алексеевны «в орлех»

Царевна Софья Алексеевна
родилась в 1657 году. Она была одной из дочерей царя Алексея Михайловича и сестрой будущего императора Петра I. Умная, властная, честолюбивая царевна получила прекрасное образование под руководством просветителя и поэта Симеона Полоцкого
. Она знала польский язык и латынь, сама писала стихи. Софья Алексеевна пришла к власти после Стрелецкого бунта в 1682 году. Земский собор избрал ее регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. С 1687 года Софья Алексеевна считала себя самодержицей.
Однако повзрослевший Петр заточил сестру в Новодевичий монастырь
. Софья Алексеевна пыталась вернуть власть и заручилась поддержкой стрелецких полков. В 1698 году случилось Стрелецкое восстание, однако войска Петра подавили его. Царица приняла монашеский постриг в Новодевичьем монастыре и стала носить имя Сусанна.
Портрет Софьи Алексеевны создан во второй половине 1680-х годов, но рама для него изготовлена позже, в XIX веке. На полотне царевна написана «в орлех» — ее изображение помещено на герб с двуглавым орлом, государственный символ Русского царства. Официальность портрету придают и другие символы власти: корона на царевне и держава со скипетром в ее руках.

Портрет царя Петра Алексеевича

Портрет императора написал неизвестный западноевропейский художник. Петр I был младшим сыном царя Алексея Михайловича и его второй жены — Натальи Нарышкиной.
После смерти Алексея Михайловича и его старшего сына царем стал следующий по старшинству наследник — Федор Алексеевич. Его младший брат Петр в это время с матерью и сестрами жил в подмосковном селе Преображенском. В 1862 году Федор Алексеевич умер, и Петр с братом Иваном был наречен царем. Спустя семь лет он избавился от регентши Софьи
, а когда умер его старший брат — царь Иван V, стал единовластным правителем.
На портрете государь изображен еще юным. Он одет в латы, украшенные чеканным узором, а поверх них наброшена коричневая парчовая мантия с темной меховой опушкой. На груди накидка скреплена застежкой с драгоценными камнями. Одеяние Петра I и надпись «Peter Alexiewitz Czar 1697» говорят о том, что портрет был написан во время заграничного путешествия царя в составе многочисленного Великого посольства 1697–1698 годов. Во время поездки молодой государь знакомился с европейской знатью, изучал культуру и науку, а также приглашал в Россию ученых и мастеров.

Печать походная Петра I

На выставке представлена походная печать Петра I. Государь использовал ее во время поездок: заверял официальные и личные документы. Петр I был первым правителем в истории России, который не раз выезжал за пределы государства. Всего за годы своего правления он проехал около 113 тысяч километров. После Великого посольства во второе длительное заграничное путешествие Петр I отправился в 1716–1717 годах. С дипломатическими визитами он побывал в Польше, Пруссии и других германских государствах, Дании, Голландии и Франции. Как раз в этой поездке он и использовал походную печать, которая хранится сегодня в Историческом музее
.
На печати изображен российский герб — двуглавый орел со скипетром, державой и Андреевским крестом на груди. Над его головой располагаются три короны в окружении аббревиатуры «ЦIВКПАПВР». Она расшифровывается как «царь и великий князь Петр Алексеевич, повелитель всея России».

Плакетка «Апофеоз Петра I (Аллегория Полтавской победы)»

Плакетка — это декоративная пластинка с рельефным изображением. Такими украшали мебель и предметы быта. Также плакетки преподносили в качестве памятных подарков. Экспонат, который хранится в Историческом музее
, создан в середине XVIII века из бивня мамонта. На нем представлена аллегорическая картина, которая прославляет победу Русской армии над шведами под Полтавой
. Эта битва в июне 1709 года стала главным и переломным сухопутным сражением Северной войны. Победа русских войск предопределила исход всей военной кампании.
В основу плакетки легла гравюра. Ее создал в 1709 году художник Даниил Голяховский, вдохновленный Полтавским сражением. Гравюру торжественно поднес Петру I Феофан Прокопович, активный сторонник императора и преподаватель Киево-Могилянской академии. Сегодня старинное произведение искусства считается утраченным.
На плакетке царь Петр I изображен на коне, под копытами которого — поверженный лев, символ Швеции. Сверху трубящий ангел венчает победителя лавровым венком. Справа — шведские офицеры, они отдают царю шпаги в знак капитуляции. Внизу на развернутом свитке расположена надпись, которая перечисляет регалии Петра Великого и восхваляет его победы.

Печать императрицы Анны Иоанновны

Привесная печать принадлежала российской императрице Анне Иоанновне. Она родилась в 1693 году и была средней дочерью царя Ивана V и царицы Прасковьи Салтыковой, а Петру I приходилась племянницей. В 1710 году Анну Иоанновну выдали замуж за герцога Курляндского Фридриха III Вильгельма. Когда муж умер, она осталась жить в Митаве, столице Курляндского царства.
В 1730 году в России скончался 15-летний Петр II, внук Петра I. Династия Романовых
по мужской линии прервалась. Анну Иоанновну — старшего представителя царского дома — члены Верховного тайного совета избрали на престол. Сначала она подписала так называемые «Кондиции» — документ, который ограничивал монаршую власть в пользу представителей русской аристократии. Однако в Москве Анна Иоанновна сразу разорвала «Кондиции», упразднила Верховный тайный совет и стала править самодержавно.
Об эпохе Анны Иоанновны часто говорят как о времени постоянных увеселений и «засилья немцев» при дворе. Но современные ученые высоко оценивают ее царствование: она провела важные административные реформы, продолжила строить Санкт-Петербург, составила новый свод законов. При ней началось становление русского театра и балета, а позиции России на международной арене укрепились.
Анна Иоанновна постоянно переписывалась — с родственницами, фаворитами и государственными деятелями. Письма и личные документы императрица скрепляла привесными печатями: в специальные петельки можно было продеть цепочку или шнурок. Экспонат из коллекции Исторического музея
имеет овальную форму. Печать выполнена из камня и вставлена в золотую ажурную оправу, украшенную эмалью. На ней изображен профиль мужчины с бородой.

Портрет принцессы Анны Леопольдовны

В Историческом музее
хранится самый ранний из имеющихся портретов Анны Леопольдовны, принцессы Мекленбург-Шверинской. Анна Леопольдовна (1718–1746) — при рождении Елизавета Катарина Кристина — была внучкой царя Ивана V и дочерью царевны Екатерины Иоанновны и герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда.
С 1722 года принцесса жила в России, в 15 лет приняла православие. По решению тетушки, императрицы Анны Иоанновны, Анна Леопольдовна вышла замуж за принца Антона Ульриха Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельского. В браке у них родился сын Иоанн. Когда Анна Иоанновна в 1740 году умерла, его провозгласили российским императором. При малолетнем государе Иоанне VI Анна Леопольдовна стала регентом. Правила Российской империей она недолго, чуть более года: с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741-го. Дочь Петра I Елизавета Петровна
организовала переворот, и юный император вместе с матерью-регентшей отправились в ссылку.
Полотно из коллекции музея принадлежит кисти Иоганна Генриха Ведекинда, он одним из первых в России начал создавать светские портреты. Анну Леопольдовну художник написал, когда ей было всего 14 лет. Юная принцесса одета в малиновую мантию, подбитую горностаем, со звездой и лентой ордена Святой Екатерины, скрепленной у пояса орденским знаком. Портрет Ведекинд создал в 1732 году, этой награды у Анны Леопольдовны еще быть не могло. Орден она получила позже, когда принимала православие. Предположительно, портрет заказали, когда искали для принцессы жениха, а награду художник изобразил для представительности.

Беседовала Диана Тесленко
Фотографии предоставлены кураторами выставки
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна