Публикации раздела Театры

6 спектаклей фестиваля «Арлекин»

С 17 по 26 апреля в Санкт-Петербурге проходит XVI Всероссийский фестиваль «Арлекин» — это аналог «Золотой маски» для детских спектаклей. В программу фестиваля вошли лучшие постановки российских театров, адресованные детям. Специально для портала «Культура.РФ» эксперты фестиваля отобрали самые запоминающиеся спектакли этого года, которые стоит посмотреть.

«Папин след», Омский государственный Северный драматический театр им. М.А. Ульянова

Сцена из спектакля Константина Рехтина «Папин след». Омский государственный Северный драматический театр им. М.А. Ульянова, Тара, Омская область. Фотография: маркульт.рф

Спектакль основан на повести Гуго Вормсбехера «Наш двор», которая рассказывает о трагической судьбе одной из многочисленных семей российских немцев, подвергшихся репрессиям в 1941–1942 годах. За историей этой семьи стоит история честного и преданного своей Родине народа, который постигла страшная участь.

Актерам удается избежать нравоучительных интонаций, они не притворяются людьми, о которых рассказывают, но пытаются «влезть в их шкуру», приглашая публику вместе пройти нелегкий путь преодоления стереотипов.
Елена Алексеева, театровед, театральный критик, директор издательства «Балтийские сезоны»

«Комната Герды», театр «Особняк» и театральная лаборатория Яны Туминой

Сцена из спектакля Яны Туминой «Комната Герды». Театр «Особняк» и театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург. Фотография: kudago.com

Необычная трактовка «Снежной королевы» представляет зрителю уже немолодую Герду, которая отправляется в путешествие по собственной памяти, не выходя из комнаты. Эпизоды ее прошлых приключений буквально вырастают из обыденных вещей: на стенах цветут розы, стол превращается в реку, в заколоченное окно врывается снежная буря, а сама Герда примеряет на себя образы других персонажей сказки.

Нельзя сказать наверняка, спасла ли Герда Кая или сожалеет и корит себя за непоправимое прошлое. Сама она об этом не расскажет, слов в спектакле мало. С живым пространством трудно вступать в вербальный диалог, куда важнее предъявлять ему свои поступки — и Комната подыгрывает и провоцирует.
Алексей Гончаренко, театровед, театральный критик, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, кандидат искусствоведения

«Деревня канатоходцев», театральная компания «Открытое пространство»

Сцена из спектакля Яны Туминой «Деревня канатоходцев». Театральная компания «Открытое пространство», Санкт-Петербург. Фотография: afisha.ru

В основе сюжета постановки лежат древние предания народов Дагестана. Зрители перемещаются в деревню канатоходцев, расположенную в самом поднебесье, где жизнь течет по своим, мистическим и магическим законам: здесь птицы говорят как люди, а призраки прошлого влияют на судьбы влюбленных.

«Деревня канатоходцев» — спектакль о любви и смерти, потому что в понятии «любовь» есть и начало понятия «смерть». Я думаю, что всем зрителям нужно смотреть этот спектакль. Это настоящее искусство, это красота, это история про тонкий театр.
Лариса Афанасьева, режиссер «Упсала-цирка»

«Тимур и его команда», Центр драматургии и режиссуры, проект «ЦДР Старт»

Сцена из спектакля Татьяны Тарасовой «Тимур и его команда». Театр «Центр драматургии и режиссуры», Москва. Фотография: Александр Беланов / news.ticketland.ru

Спектакль вновь обращается к легендарной истории о советских подростках, которая положила начало движению «тимуровцев» — пионеров, безвозмездно совершавших хорошие поступки. Юным главным героям предстоит справиться со множеством непростых задач, научиться принимать ответственные решения и проверить собственную искренность.

На сцене — лето. Папа девочки Жени еще только едет в Испанию, а мальчик Тимур берет ее под защиту своей доброй команды. Вера в будущее отличает этих персонажей от их зрителей, но и увлекает.

«Самый счастливый осьминог», Театр Руслана Вольфсона

Сцена из спектакля Руслана Вольфсона «Самый счастливый осьминог». Театр Руслана Вольфсона, Москва. Фотография: pushkinhouse.org

Мультимедийный спектакль рассказывает трогательную историю осьминога, у которого нет одной ноги, за что его постоянно дразнят братья. Несмотря на это, он не закрывается от мира и думает о других даже в самые непростые моменты своей жизни. Постановка в режиме реального времени соединяет сторителлинг и мультипликацию — и даже дает юным зрителям возможность самим управлять героями.

Руслан Вольфсон все делает сам. Он имитирует медийные шоу, компьютерные игры, взаимодействие с планшетом, но делает это театральными способами, методом ассамбляжа, театра кукол, стендапа, наивного театра. Бурная фантазия и умение взаимодействовать с ребенком, не насилуя его фантазию, не поучая, не становясь выше аудитории. Это разговор на равных.
Павел Руднев, театровед, театральный критик, доцент кафедры истории театра России Российского института театрального искусства — ГИТИС и Школы-студии МХАТ

«Я озвучиваю мультик», театр «На Литейном»

Сцена из спектакля Александры Ловянниковой «Я озвучиваю мультик». Театр «На Литейном», Санкт-Петербург. Фотография: afisha.ru

В ходе необычного интерактивного спектакля зрители в компании артистов и анимационного главного героя Пети отправятся в путешествие по Санкт-Петербургу и смогут сами озвучить все, что увидят на экране: шум дождя, шуршание листьев, скрип снега, гул улиц.

В спектакле для извлечения звуков актеры используют все что попадется под руку. Все идет в ход: посуда, зонтики, дрель, пакеты, веер из сковородок, музыкальные инструменты и, конечно, главный инструмент актера — голос! Эта постановка ломает стереотипы о том, каким должен быть интерактивный спектакль, и будет интересна не только маленьким зрителем, но и взрослой аудитории.

Смотрите также

Что смотреть на «Золотой маске»
Человек-бабочка: 10 фактов о Вацлаве Нижинском
10 театральных художников Серебряного века
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.