Школьные драмы в советском кино

Лучшее образование в мире, строгая дисциплина, подкованные по всем предметам ученики, идеальные учебники — таков образ советской школы. Вспоминаем, какими были ученики и педагоги в отечественных фильмах разных десятилетий.

«Первоклассница», 1948 год, режиссер — Илья Фрэз

Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Первоклассница» (1948)
Постер художественного фильма Ильи Фрэза «Первоклассница» (1948)
Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Первоклассница» (1948)
Чего может хотеть советская девочка? Стать лучшей ученицей класса, конечно. Вот и Маруся Орлова, сыгранная Наташей Защипиной, мечтает поскорее сесть за парту в красивом белом переднике. Правда, она еще слишком мала, чтобы пойти в первый класс, но Марусе так хочется учиться, что она берет коробку с документами и отправляется в школу. «Ты думаешь только о себе, — говорит ей учительница. А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь…?»
Кинолента классика детского кино Ильи Фрэза основана на одноименной книге Евгения Шварца, в которой собраны несколько историй из жизни первоклассницы. Маруся делает ошибки и узнает, что такое дружба, почему полезна дисциплина и как важно быть трудолюбивой и ответственной.
Тамара Макарова в роли учительницы Анны Ивановны предстает в фильме образцом мудрости и справедливости. Каждая ее реплика — совет, наставление, а каждое действие — пример для подражания. Учитель в фильме Фрэза лишен внутренних конфликтов и душевных терзаний, Анна Ивановна — строгий педагог и непререкаемый авторитет для первоклассниц, с которыми у нее складываются скорее деловые, чем доверительные отношения. Маленьким и несмышленым первоклассникам она помогает превратиться в настоящих советских граждан.
«Девочки, поздравляю вас. Теперь вы школьницы, ученицы первого класса. Очень важный шаг в вашей жизни. Все мои ученицы сначала ничего не умели и всего боялись. У меня была девочка Люда. Теперь она выросла и стала героем Советского Союза».

«Весна на заречной улице», 1956 год, режиссеры — Марлен Хуциев, Феликс Миронер

Кадр из художественного фильма Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на заречной улице» (1956)
Постер художественного фильма Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на заречной улице» (1956)
Режиссер Марлен Хуциев в домашнем кабинете. 1980–1983 годы. Москва. Фотография: Борис Балдин / Музей кино, Москва
Фильм «Весна на Заречной улице» стал первой полнометражной работой легендарного советского режиссера, лауреата Венецианского и Берлинского кинофестивалей Марлена Хуциева. История любви учительницы и ученика вышла на экраны в разгар хрущевской оттепели и представила новый взгляд на привычный всем образ педагога.
Татьяна Сергеевна в исполнении актрисы Нины Ивановой — это серьезная, вдумчивая молодая учительница с наивными горящими глазами и детскими кудряшками. А ее ученики — взрослые сталевары, дети войны, которым выпала тяжелая доля: содержать семьи после отцовских смертей. Саша Савченко (его играет Николай Рыбников) — передовик, главная гордость рабочего поселка — влюбляется в учительницу. Статус и положение не позволяют ей ответить взаимностью. Но искра страсти между молодым педагогом и взрослым школьником позволяет режиссеру размышлять о конфликте социальных норм и искреннего и прекрасного чувства.
«Разве я думала, что мои ученики будут варить сталь, рожать, пить водку, отращивать усы?»

«Доживем до понедельника», 1968 год, режиссер — Станислав Ростоцкий

Кадр из художественного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968)
Постер художественного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968)
Кадр из художественного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968)
«Доживем до понедельника»
 — тонкая и лирическая драма середины 1960-х годов. В центре повествования — три дня из жизни учителя истории Ильи Мельникова. Он ежедневно рассказывает детям о великих властителях и полководцах, а с ним самим, кажется, ничего не происходит. Но жизнь преподавателя полна сложных конфликтов: споров старого и нового поколения, разбирательств с двоечниками, уступок и мук совести.
Школа в изображении Ростоцкого
 — отдельный мир со своими законами и правилами, где учителя, как и дети, растут над собой и учатся отвечать на вопросы, которые им задает сама жизнь. Одинокий учитель Мельников, которого сыграл Вячеслав Тихонов, посвятил себя этому миру полностью.
Тем не менее учителя и ученики в фильме бесконечно далеки друг от друга, а Мельников выступает тихим наблюдателем течения жизни последних. На его глазах растут и уходят во взрослую жизнь дети, а учителя остаются в школе и принимают новое поколение. И даже вне работы жизнь Мельникова связана со школой: на улице он встречает своих выпускников, и даже его старенькая мама дома только об учениках и говорит.
«То и дело слышу: «Герцен не сумел…», «Витте просчитался…», «Жорес не учел…», «Толстой недопонял…» Словно в истории орудовала компания двоечников…»

«Большая перемена», 1972 год, режиссер — Алексей Коренев

Кадр из художественного фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1972)
Постер художественного фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1972)
Кадр из художественного фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1972)
В благополучные 1970-е годы на советские экраны вышел мюзикл
о вечерней школе работающей молодежи. В нем парни и девушки после смены у станков дружными рядами буквально летят в классы в танце. «Задают задания, на весну не глядя, отложу свидание, загляну в тетради», — напевают ученики.
Новый молодой историк Нестор Петрович среди своих десятиклассников выглядит нелепо и смешно. Он не столько преподает историю, сколько каждый день учится жизни у взрослых учеников. Смешной, несуразный педагог, сыгранный Михаилом Кононовым, одним своим видом противостоит рослым, статным работягам-учащимся (в исполнении Александра Збруева, Светланы Крючковой, Юрия Кузьменкова) и самому великовозрастному ученику, роль которого досталась Евгению Леонову. И это несоответствие обычному представлению о школе усиливает комизм фильма. Нестор Петрович то вытаскивает учеников с дискотеки, то устраивает их личную жизнь, то заменяет одного из них в качестве футбольного вратаря во время ответственного матча. Все для того, чтобы они смогли выучить уроки! Нестор Петрович даже становится донором крови, чтобы спасти старосту класса, и после переливания бывший двоечник спешит на занятия, ведь теперь в его жилах течет кровь потомственных учителей.
Конечно, все эти злоключения вряд ли произошли бы в реальности. Для авторов фильма жизнь педагогов и учеников — пространство для юмора и размышлений. Между Нестором Петровичем и его взрослыми учениками возникают добрые дружеские отношения, а школа становится местом, в котором налаживаются небывалые связи. Историки, футболисты, сталелитейщики, тунеядцы — мир школы объединяет всех.
«Между прочим, я ваш новый педагог. Учитель истории!»

«Вам и не снилось», 1980 год, режиссер — Илья Фрэз

Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось» (1980)
Постер художественного фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось» (1980)
Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось» (1980)
Еще один фильм Ильи Фрэза о школе — это размышление о юношеской любви. Молодые герои Рома и Катя, как Ромео и Джульетта, невероятно влюблены, но окружены непониманием взрослых: как родителей, так и, например, директора школы.
Поддерживает влюбленных только классный руководитель Татьяна Николаевна. Когда она сама была школьницей, мама запрещала ей видеться с возлюбленным, отчего Татьяна Николаевна, повзрослев, оказалась глубоко несчастной женщиной. Она острее, чем другие взрослые герои, понимает чувство подростковой влюбленности и сочувствует Роме и Кате. Именно к ней, понимающей учительнице, тянутся молодые влюбленные, именно к ее словам прислушиваются и именно ее жалеют: «Танечка говорит, что жизнь — больше любви. А глаза у самой тоскливые, как у больной собаки…» В ленте Фрэза учитель и ученики — друзья по несчастью. Они одинаково любят, страдают и сталкиваются с непониманием и осуждением.
«— Мам, а ты помнишь мальчика, который катал меня на велосипеде в десятом классе? Коля Рыженький.
— Да, ты всем повторяла: «Рыженький — это фамилия. Рыженький — это фамилия»!
— А ты помнишь, как ты злилась?
— Я? Злилась?
— «У человека должна быть высокая цель! Крутить целый день педали — безнравственно!» А мы были влюблены!»

«4:0 в пользу Танечки», 1982 год, режиссер Радомир Василевский

Кадр из художественного фильма Радомира Василевского «4:0 в пользу Танечки» (1982)
Постер художественного фильма Радомира Василевского «4:0 в пользу Танечки» (1982)
Кадр из художественного фильма Радомира Василевского «4:0 в пользу Танечки» (1982)
В начале 1980-х годов киноискусство полностью ушло от образа учителя-авторитета. По-другому изображать стали и учеников — это свободные, своенравные, требовательные люди нового поколения.
В комедии Радомира Василевского преподаватель Татьяна Ивановна проходит испытание на прочность от 5 «Б». Дружная детская компания сталкивается с педагогом нового рода — не властной, а доброй и веселой учительницей. Она может принести в класс мороженое или неожиданно нагрянуть в гости, с ней можно петь, фантазировать и весело проводить время. Татьяна Ивановна легко включается в игру, придуманную учениками, чем вызывает недоумение взрослых коллег.
«От доброты и ласки всё расцветает», — считает молодая учительница в исполнении Натальи Флоренской. «Распускается, милая, распускается», — противоречит ей умудренная опытом педагог.
В этом фильме под сомнение ставится сам авторитет учителя — преподаватель больше не считается идеалом. Пятиклассники позволяют себе пререкаться с учителем и дерзить ему, проверяя, где находится граница допустимого. Меняется и отношение учителя к ученикам: Татьяна Ивановна дает детям больше свободы и наблюдает, как они справятся с ней.
«Учитель не должен ошибаться, никогда. Он не имеет права. Он имеет дело с живыми людьми. Он создаёт самое великое чудо на свете — душу человеческую… Через него умнеет всё, что может поумнеть».

«Дорогая Елена Сергеевна», 1988 год, режиссер — Эльдар Рязанов

Кадр из художественного фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
Постер художественного фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
Кадр из художественного фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (1988)
Фильм «Дорогая Елена Сергеевна»
 — драма об отношениях между свободными подростками и учителями, воспитанными на идеалах прошлого.

По сюжету в гости к немолодой учительнице приходит компания старшеклассников: им нужен ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Издеваясь над Еленой Сергеевной, они просят ее подделать контрольные, чтобы они могли получить хорошие оценки и поступить в вузы. Наивная, ранимая учительница, которую играет Марина Неёлова, остается непоколебима. Ее внутренняя выдержка и самообладание оказываются сильнее напора молодых, поэтому учитель в этом конфликте одерживает победу — ключ от сейфа остается нетронутым, а ученики с позором убегают из квартиры педагога.
Лента Рязанова
по пьесе Людмилы Разумовской — сложная и подробная психологическая беседа, в которой ученики и учитель голосами разных поколений спорят о давно назревших проблемах. Ученики и учителя становятся равноправными участниками диалога о жизни и о самих себе. Вместе они должны найти ответы на важные вопросы: что такое быть честным, чему должны учить в школе и, главное, как стать хорошим человеком и нужно ли это делать.
«Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить, фальшивить и показушничать. И учат нас этому десятки учителей и сама жизнь!»
Автор: Мария Соловьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна