Школьные драмы в советском кино
Лучшее образование в мире, строгая дисциплина, подкованные по всем предметам ученики, идеальные учебники — таков образ советской школы. Вспоминаем, какими были ученики и педагоги в отечественных фильмах разных десятилетий.
«Первоклассница», 1948 год, режиссер — Илья Фрэз
![Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Первоклассница» (1948)](https://cdn.culture.ru/images/bc07ca9b-680a-559d-82c1-f511b4c30e03/t_average/1-jpg.png)
![Постер художественного фильма Ильи Фрэза «Первоклассница» (1948)](https://cdn.culture.ru/images/67f8c2e1-5604-52f0-b017-d06a8840d28a/t_average/2-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Первоклассница» (1948)](https://cdn.culture.ru/images/e91fce9d-0dcc-57c9-9d75-d0341b580083/t_average/3-jpg.png)
Чего может хотеть советская девочка? Стать лучшей ученицей класса, конечно. Вот и Маруся Орлова, сыгранная Наташей Защипиной, мечтает поскорее сесть за парту в красивом белом переднике. Правда, она еще слишком мала, чтобы пойти в первый класс, но Марусе так хочется учиться, что она берет коробку с документами и отправляется в школу. «Ты думаешь только о себе, — говорит ей учительница. А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь…?»
Кинолента классика детского кино Ильи Фрэза основана на одноименной книге Евгения Шварца, в которой собраны несколько историй из жизни первоклассницы. Маруся делает ошибки и узнает, что такое дружба, почему полезна дисциплина и как важно быть трудолюбивой и ответственной.
Тамара Макарова в роли учительницы Анны Ивановны предстает в фильме образцом мудрости и справедливости. Каждая ее реплика — совет, наставление, а каждое действие — пример для подражания. Учитель в фильме Фрэза лишен внутренних конфликтов и душевных терзаний, Анна Ивановна — строгий педагог и непререкаемый авторитет для первоклассниц, с которыми у нее складываются скорее деловые, чем доверительные отношения. Маленьким и несмышленым первоклассникам она помогает превратиться в настоящих советских граждан.
«Девочки, поздравляю вас. Теперь вы школьницы, ученицы первого класса. Очень важный шаг в вашей жизни. Все мои ученицы сначала ничего не умели и всего боялись. У меня была девочка Люда. Теперь она выросла и стала героем Советского Союза».
«Весна на заречной улице», 1956 год, режиссеры — Марлен Хуциев, Феликс Миронер
![Кадр из художественного фильма Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на заречной улице» (1956)](https://cdn.culture.ru/images/0f5256a1-be76-59e5-958e-e890a0375a6a/t_average/6-jpg.png)
![Постер художественного фильма Феликса Миронера и Марлена Хуциева «Весна на заречной улице» (1956)](https://cdn.culture.ru/images/63daff9d-b242-523b-bb3b-e8bf06178e18/t_average/5-jpg.png)
![Режиссер Марлен Хуциев в домашнем кабинете. 1980–1983 годы. Москва. Фотография: Борис Балдин / Музей кино, Москва](https://cdn.culture.ru/images/10f3a486-d8e3-53cd-8eec-7c0726232d92/t_average/4-jpg.png)
Фильм «Весна на Заречной улице» стал первой полнометражной работой легендарного советского режиссера, лауреата Венецианского и Берлинского кинофестивалей Марлена Хуциева. История любви учительницы и ученика вышла на экраны в разгар хрущевской оттепели и представила новый взгляд на привычный всем образ педагога.
Татьяна Сергеевна в исполнении актрисы Нины Ивановой — это серьезная, вдумчивая молодая учительница с наивными горящими глазами и детскими кудряшками. А ее ученики — взрослые сталевары, дети войны, которым выпала тяжелая доля: содержать семьи после отцовских смертей. Саша Савченко (его играет Николай Рыбников) — передовик, главная гордость рабочего поселка — влюбляется в учительницу. Статус и положение не позволяют ей ответить взаимностью. Но искра страсти между молодым педагогом и взрослым школьником позволяет режиссеру размышлять о конфликте социальных норм и искреннего и прекрасного чувства.
«Разве я думала, что мои ученики будут варить сталь, рожать, пить водку, отращивать усы?»
«Доживем до понедельника», 1968 год, режиссер — Станислав Ростоцкий
![Кадр из художественного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968)](https://cdn.culture.ru/images/3626f6f8-0b46-5e2c-a801-4745851e6698/t_average/7-jpg.png)
![Постер художественного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968)](https://cdn.culture.ru/images/b7d272f5-d340-55c1-972e-9e1339d9e0fd/t_average/8-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968)](https://cdn.culture.ru/images/49e61f13-e214-50d4-a2a8-73660085109e/t_average/9-jpg.png)
«Доживем до понедельника» — тонкая и лирическая драма середины 1960-х годов. В центре повествования — три дня из жизни учителя истории Ильи Мельникова. Он ежедневно рассказывает детям о великих властителях и полководцах, а с ним самим, кажется, ничего не происходит. Но жизнь преподавателя полна сложных конфликтов: споров старого и нового поколения, разбирательств с двоечниками, уступок и мук совести.
Школа в изображении Ростоцкого — отдельный мир со своими законами и правилами, где учителя, как и дети, растут над собой и учатся отвечать на вопросы, которые им задает сама жизнь. Одинокий учитель Мельников, которого сыграл Вячеслав Тихонов, посвятил себя этому миру полностью.
Тем не менее учителя и ученики в фильме бесконечно далеки друг от друга, а Мельников выступает тихим наблюдателем течения жизни последних. На его глазах растут и уходят во взрослую жизнь дети, а учителя остаются в школе и принимают новое поколение. И даже вне работы жизнь Мельникова связана со школой: на улице он встречает своих выпускников, и даже его старенькая мама дома только об учениках и говорит.
«То и дело слышу: «Герцен не сумел…», «Витте просчитался…», «Жорес не учел…», «Толстой недопонял…» Словно в истории орудовала компания двоечников…»
Читайте также:
«Большая перемена», 1972 год, режиссер — Алексей Коренев
![Кадр из художественного фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1972)](https://cdn.culture.ru/images/b13f3a93-1c2c-5cd6-a73f-bf19d6cc6e5a/t_average/12-jpg.png)
![Постер художественного фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1972)](https://cdn.culture.ru/images/4eda3928-1d29-5586-9c06-d07b13498d44/t_average/11-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Алексея Коренева «Большая перемена» (1972)](https://cdn.culture.ru/images/cf25eeaa-8a32-5daf-b496-01dc6029c2ce/t_average/10-jpg.png)
В благополучные 1970-е годы на советские экраны вышел мюзикл о вечерней школе работающей молодежи. В нем парни и девушки после смены у станков дружными рядами буквально летят в классы в танце. «Задают задания, на весну не глядя, отложу свидание, загляну в тетради», — напевают ученики.
Новый молодой историк Нестор Петрович среди своих десятиклассников выглядит нелепо и смешно. Он не столько преподает историю, сколько каждый день учится жизни у взрослых учеников. Смешной, несуразный педагог, сыгранный Михаилом Кононовым, одним своим видом противостоит рослым, статным работягам-учащимся (в исполнении Александра Збруева, Светланы Крючковой, Юрия Кузьменкова) и самому великовозрастному ученику, роль которого досталась Евгению Леонову. И это несоответствие обычному представлению о школе усиливает комизм фильма. Нестор Петрович то вытаскивает учеников с дискотеки, то устраивает их личную жизнь, то заменяет одного из них в качестве футбольного вратаря во время ответственного матча. Все для того, чтобы они смогли выучить уроки! Нестор Петрович даже становится донором крови, чтобы спасти старосту класса, и после переливания бывший двоечник спешит на занятия, ведь теперь в его жилах течет кровь потомственных учителей.
Конечно, все эти злоключения вряд ли произошли бы в реальности. Для авторов фильма жизнь педагогов и учеников — пространство для юмора и размышлений. Между Нестором Петровичем и его взрослыми учениками возникают добрые дружеские отношения, а школа становится местом, в котором налаживаются небывалые связи. Историки, футболисты, сталелитейщики, тунеядцы — мир школы объединяет всех.
«Между прочим, я ваш новый педагог. Учитель истории!»
«Вам и не снилось», 1980 год, режиссер — Илья Фрэз
![Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось» (1980)](https://cdn.culture.ru/images/e1a462cb-625d-5288-a129-7b23bdce9bad/t_average/13-jpg.png)
![Постер художественного фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось» (1980)](https://cdn.culture.ru/images/cff04e3f-fa67-5465-b2ce-842bb15eb82b/t_average/14-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось» (1980)](https://cdn.culture.ru/images/776badfd-c185-5152-8149-1c04ca8a1083/t_average/15-jpg.png)
Еще один фильм Ильи Фрэза о школе — это размышление о юношеской любви. Молодые герои Рома и Катя, как Ромео и Джульетта, невероятно влюблены, но окружены непониманием взрослых: как родителей, так и, например, директора школы.
Поддерживает влюбленных только классный руководитель Татьяна Николаевна. Когда она сама была школьницей, мама запрещала ей видеться с возлюбленным, отчего Татьяна Николаевна, повзрослев, оказалась глубоко несчастной женщиной. Она острее, чем другие взрослые герои, понимает чувство подростковой влюбленности и сочувствует Роме и Кате. Именно к ней, понимающей учительнице, тянутся молодые влюбленные, именно к ее словам прислушиваются и именно ее жалеют: «Танечка говорит, что жизнь — больше любви. А глаза у самой тоскливые, как у больной собаки…» В ленте Фрэза учитель и ученики — друзья по несчастью. Они одинаково любят, страдают и сталкиваются с непониманием и осуждением.
«— Мам, а ты помнишь мальчика, который катал меня на велосипеде в десятом классе? Коля Рыженький.
— Да, ты всем повторяла: «Рыженький — это фамилия. Рыженький — это фамилия»!
— А ты помнишь, как ты злилась?
— Я? Злилась?
— «У человека должна быть высокая цель! Крутить целый день педали — безнравственно!» А мы были влюблены!»
— Да, ты всем повторяла: «Рыженький — это фамилия. Рыженький — это фамилия»!
— А ты помнишь, как ты злилась?
— Я? Злилась?
— «У человека должна быть высокая цель! Крутить целый день педали — безнравственно!» А мы были влюблены!»
«4:0 в пользу Танечки», 1982 год, режиссер Радомир Василевский
![Кадр из художественного фильма Радомира Василевского «4:0 в пользу Танечки» (1982)](https://cdn.culture.ru/images/a93ed5a3-3437-5dee-97f3-45fc991b4278/t_average/16-jpg.png)
![Постер художественного фильма Радомира Василевского «4:0 в пользу Танечки» (1982)](https://cdn.culture.ru/images/86ecbc39-ce2e-5220-8a63-719dc41b76d1/t_average/17-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Радомира Василевского «4:0 в пользу Танечки» (1982)](https://cdn.culture.ru/images/753cbd94-d76f-5ff1-9479-fb77a1df358b/t_average/18-jpg.png)
В начале 1980-х годов киноискусство полностью ушло от образа учителя-авторитета. По-другому изображать стали и учеников — это свободные, своенравные, требовательные люди нового поколения.
В комедии Радомира Василевского преподаватель Татьяна Ивановна проходит испытание на прочность от 5 «Б». Дружная детская компания сталкивается с педагогом нового рода — не властной, а доброй и веселой учительницей. Она может принести в класс мороженое или неожиданно нагрянуть в гости, с ней можно петь, фантазировать и весело проводить время. Татьяна Ивановна легко включается в игру, придуманную учениками, чем вызывает недоумение взрослых коллег.
«От доброты и ласки всё расцветает», — считает молодая учительница в исполнении Натальи Флоренской. «Распускается, милая, распускается», — противоречит ей умудренная опытом педагог.
В этом фильме под сомнение ставится сам авторитет учителя — преподаватель больше не считается идеалом. Пятиклассники позволяют себе пререкаться с учителем и дерзить ему, проверяя, где находится граница допустимого. Меняется и отношение учителя к ученикам: Татьяна Ивановна дает детям больше свободы и наблюдает, как они справятся с ней.
«Учитель не должен ошибаться, никогда. Он не имеет права. Он имеет дело с живыми людьми. Он создаёт самое великое чудо на свете — душу человеческую… Через него умнеет всё, что может поумнеть».
«Дорогая Елена Сергеевна», 1988 год, режиссер — Эльдар Рязанов
![Кадр из художественного фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (1988)](https://cdn.culture.ru/images/3688eeea-87a6-5100-865f-e0b7103fa426/t_average/22-jpg.png)
![Постер художественного фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (1988)](https://cdn.culture.ru/images/0b9ebfee-436c-5419-8d7b-1e47e7c58427/t_average/21-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» (1988)](https://cdn.culture.ru/images/a92e12ea-4d84-5c34-99f4-5a72e739fefb/t_average/20-jpg.png)
Фильм «Дорогая Елена Сергеевна» — драма об отношениях между свободными подростками и учителями, воспитанными на идеалах прошлого.
По сюжету в гости к немолодой учительнице приходит компания старшеклассников: им нужен ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Издеваясь над Еленой Сергеевной, они просят ее подделать контрольные, чтобы они могли получить хорошие оценки и поступить в вузы. Наивная, ранимая учительница, которую играет Марина Неёлова, остается непоколебима. Ее внутренняя выдержка и самообладание оказываются сильнее напора молодых, поэтому учитель в этом конфликте одерживает победу — ключ от сейфа остается нетронутым, а ученики с позором убегают из квартиры педагога.
По сюжету в гости к немолодой учительнице приходит компания старшеклассников: им нужен ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Издеваясь над Еленой Сергеевной, они просят ее подделать контрольные, чтобы они могли получить хорошие оценки и поступить в вузы. Наивная, ранимая учительница, которую играет Марина Неёлова, остается непоколебима. Ее внутренняя выдержка и самообладание оказываются сильнее напора молодых, поэтому учитель в этом конфликте одерживает победу — ключ от сейфа остается нетронутым, а ученики с позором убегают из квартиры педагога.
Лента Рязанова по пьесе Людмилы Разумовской — сложная и подробная психологическая беседа, в которой ученики и учитель голосами разных поколений спорят о давно назревших проблемах. Ученики и учителя становятся равноправными участниками диалога о жизни и о самих себе. Вместе они должны найти ответы на важные вопросы: что такое быть честным, чему должны учить в школе и, главное, как стать хорошим человеком и нужно ли это делать.
«Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить, фальшивить и показушничать. И учат нас этому десятки учителей и сама жизнь!»
Автор: Мария Соловьева
Смотрите также