Картина в деталях: «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова

Один из первых русских импрессионистов, художник дома Романовых, известный портретист Валентин Серов еще при жизни получил множество художественных званий. Читайте о том, как он создал полотно «Девушка, освещенная солнцем», которое хранится сегодня в Третьяковской галерее.
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кузина, освещенная солнцем

«Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Подходящее для работы место они отыскали в саду вдвоем. Художник хотел написать портрет на свежем воздухе, где солнце пробивается сквозь листву и создает затейливую игру света и тени. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Кузина позировала Серову, сидя на старой скамейке под раскидистой липой. Ей приходилось оставаться неподвижной по несколько часов и удерживать на лице одно и то же выражение.
Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения; важное условие для выполнения той трудной и сложной задачи, которую он преследовал.
Мария Симонович
Валентин Серов работал над портретом три месяца — в самые жаркие часы, ловя каждый солнечный день. Симонович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я — важностью своего назначения». В плохую погоду художник писал полотно «Заросший пруд».

Усадьба Домотканово

Валентин Серов. Октябрь. Домотканово (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Октябрь. Домотканово (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работал над портретом Валентин Серов летом 1888 года. Тогда он гостил в старинной усадьбе Домотканово у своего друга, родственника и товарища по Академии художеств Владимира фон Дервиза. Двумя годами ранее Серов сам помог Дервизу выбрать это поместье и после покупки дома приезжал сюда почти каждое лето до самой смерти. В усадьбе художник написал более 30 картин, среди них — «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и другие полотна из «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням Ивана Крылова.
Сегодня в Домотканове работает единственный в России Музей Валентина Серова. Гости музея могут узнать историю усадьбы и ее знаменитых гостей, увидеть полотна художника, редкие фотографии, документы и книги.

Увлеченный импрессионизмом

Валентин Серов. Заросший пруд (фрагмент). 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Заросший пруд (фрагмент). 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентина Серова считают одним из первых русских живописцев, в творчестве которых проявились черты импрессионизма. Исследователи обычно говорят, что у Серова это был своеобразный «период увлечения».
Первой работой художника в этой живописной манере стала картина «Девочка с персиками», которую он написал в 1887 году.
Художник неслучайно решил работать над «Девушкой, освещенной солнцем» в саду. Он давно хотел написать портрет на свежем воздухе, чтобы уловить игру цветовых контрастов. Ее создавали освещенная солнцем Мария Симонович и темная кора дерева, светлая блузка девушки и ее синяя юбка глубокого оттенка, яркая поляна и тенистый парк на заднем фоне. Палитру оттенков летней природы, тончайшие светотени и солнечные зайчики на фигуре модели Серов выписывал мелкими мазками.

«Твое имя в Третьяковской галерее»

Валентин Серов. Осень. Домотканово (фрагмент). 1892. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Валентин Серов. Осень. Домотканово (фрагмент). 1892. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Валентин Серов планировал показать полотно на восьмой выставке Московского общества любителей художеств. Картиной заинтересовался Павел Третьяков. Серов в это время был в Петербурге, а его делами занимался пейзажист Илья Остроухов. Он писал художнику: «На всякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобы он [портрет] был в галерее» .
Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей. 22 декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову: «Твое имя в Третьяковской галерее». Когда выставка открылась, рядом с портретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова».
В Третьяковской галерее хранятся несколько десятков картин Валентина Серова. Среди них — портреты художников, аристократов, членов императорской семьи, этюды к живописным полотнам и другие работы.

«Надо это временами: нет-нет, да и малость спятишь»

Валентин Серов. Баба в телеге (фрагмент). 1896. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Баба в телеге (фрагмент). 1896. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Марии Симонович, который Валентин Серов написал в 23 года, был одной из любимых картин художника. В ноябре 1911 года, незадолго до своей смерти, Серов прогуливался по Третьяковской галерее с другом Игорем Грабарем. Он остановился перед «Девушкой, освещенной солнцем» и сказал спутнику: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет, да и малость спятишь. А то ничего не выйдет» .

Второй портрет Марии Симонович

Валентин Серов. Портрет Марии Львовой (фрагмент). 1895. Музей д’Орсе, Париж, Франция
Валентин Серов. Портрет Марии Львовой (фрагмент). 1895. Музей д’Орсе, Париж, Франция
«Девушка, освещенная солнцем» — не единственный известный портрет Марии Симонович, который написал Серов. В 1890 году сестра художника вышла замуж в Париже за русского политического эмигранта Соломона Львова, позже он стал знаменитым врачом-психиатром. Приезжая в Россию, Мария Львова часто гостила в Домотканове. В один из приездов, в 1895 году, Валентин Серов написал второй ее портрет. Художник подарил его кузине, и она увезла картину в Париж. Мария Львова хотела завещать полотно Третьяковке, однако ее сыновья позже передали портрет в парижский музей д’Орсе.

«Я не портретист. Я просто художник»

Валентин Серов. Автопортрет (фрагмент). 1880-е. Частное собрание
Валентин Серов. Автопортрет (фрагмент). 1880-е. Частное собрание
Валентин Серов работал в разных жанрах: писал пейзажи, полотна на мифологические сюжеты, создавал декорации для спектаклей и рисовал иллюстрации к басням Крылова. Однако прославился художник как мастер портрета. Первые работы в этом жанре Серов создал в Абрамцевском кружке, где подружился с семьей Мамонтовых.
Он писал многих своих современников: крестьян и аристократов, двух императоров и членов царской семьи, коллег-художников и балерин — Анну Павлову и Иду Рубинштейн. Валентин Серов экспериментировал с техникой и материалами. Он делал гравюры и акварельные наброски, писал маслом, рисовал углем, карандашом и даже мелом. Кстати, сам Серов, написавший около полутора сотен портретов, портретистом себя не считал. Он говорил о себе: «Я не портретист. Я просто художник».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна