Публикации раздела Музеи

Абрамцево. Дом творчества ХIХ века

Ни роскоши, ни пафоса, ни особого статуса. Двухэтажный деревянный особняк в живописном месте на берегу реки Вори в 1843 году приобрел Сергей Аксаков. Абрамцево словно магнит притягивало литераторов и художников. В абрамцевском мезонине Гоголь читал так и не увидевший свет второй том «Мертвых душ».

Здесь бывали Тургенев, Тютчев, Щепкин. А уж после того, как Абрамцево купил Савва Мамонтов, культурная жизнь в подмосковной усадьбе забила ключом. «Жизнь коротка, искусство вечно» — девиз известного мецената способствовал становлению и развитию многих талантов. Абрамцево посещали Репин, Васнецовы, Станиславский, Шаляпин, Врубель, Коровин, Левитан, Поленов...

В ХIХ веке в усадьбе открылся музей народного искусства. При мамонтовском кружке заработали керамическая и столярно-резчицкая мастерские. Так в ходе творческих изысканий появилась абрамцево-кудринская резьба.

Предлагаем вспомнить 10 фактов о знаменитой кудринке.

1. 1882 год. Обычная прогулка двух художников, Ильи Репина и Василия Поленова, из Абрамцево в Репихово. Случайная находка — резная подкарнизная доска. Именно эта доска, с плавно вырезанным растительным орнаментом, натолкнула на мысль о столярно-резчицкой мастерской — и она заработала в том же году.

2. Мастерскую открыли с благородной целью. «Мамонтовцы» хотели помочь деревне. Научить крестьян добротному ремеслу, чтобы и соблазна не было податься на заработки в город. Учили крестьянских ребят. После освоения столярных азов ученики получали в подарок набор инструментов.

3. Вырастить из обычной резьбы по дереву художественный промысел — задача не из легких. Елена Поленова, первый художник кудринки, создала для абрамцевской столярной мастерской более ста эскизов. Поленова училась в Париже и смогла адаптировать русский стиль под городской вкус.

4. Крестьянин Василий Ворносков — самый известный выпускник абрамцевской мастерской. Жил и работал он в селе Кудрино, поэтому резьбу и назвали кудринкой. В основе — закругленный орнамент из старопечатных книг и природные изгибы растений.

5. В 1906 году основал Ворносков уже свою столярную школу. Через три месяца все ученики получали зарплату, всего в два-три раза меньше своего наставника. На занятиях читали Тургенева, Гоголя, Чехова. Школа распалась в 1914-м, когда молодые мастера доросли до армии. Семеро сыновей и дочь Ворноскова — все впоследствии виртуозные резчики.

6. Первая в русской истории персональная выставка крестьянина состоялась в 1908 году в Кустарном музее. Уникальный экспонат — четырехметровый резной ковш. Но еще до выставки в России Ворносков привозил золотые и серебряные выставочные медали из Милана, Парижа, Чикаго.

7. Модерн и резьба по дереву. Смелый эксперимент Ворноскова. В стиле модного художественного течения мастер вырезал фигурки для украшения интерьера. Пользовались они спросом и в России, и в Европе. На каждой сработанной вещице резчик вплетал в узор птицу, как бы подписывая работу.

8. Самый фундаментальный труд основателя кудринки — один из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Уже после революции, вместе с сыновьями, Василий Ворносков оформлял Елоховский собор, Донской и Новодевичий монастыри, столичные храмы.

9. Сергей попал в плен к фашистам. В кармане его гимнастерки немец нашел фотографии резных шкатулок, спросил: «Чьи?» — «Моя работа», — ответил мастер. Его отделили от группы смертников. Так, по семейной легенде, ремесло спасло жизнь.

10. Традиции кудринки сохранили на Хотьковской фабрике резных художественных изделий. В 1960 году артели объединили в одно производство. Мастеров-резчиков готовят и сейчас — в художественно-промышленном колледже имени Виктора Васнецова. Старейшее отделение учебного заведения выросло из Абрамцевской мастерской.

Смотрите также

Село высочайшего статуса
10 фактов из истории Царского Села.
Дом-музей. Как при жизни…
Приглашаем в гости к русским писателям.
«Музеон»: Пластика места
Что было на месте парка 200 лет назад.