Зонт на картинах русских художников

Парасоль. Так французы назвали зонтик от солнца. За основу взяли китайскую версию IX века до н. э. Тысячелетие назад зонт был прерогативой императорских семей и символом власти и лишь в ХVIII веке с легкой руки законодателей моды стал аксессуаром. И неотъемлемой частью женских портретов разных эпох. Рассматриваем картины вместе с Натальей Летниковой.
Вывели зонтик в разряд модных вещиц ленты и рюши. Одной из первых дизайнерский зонт брала на прогулки французская королева Мария-Антуанетта. Правда, весил он тогда полтора килограмма. Облегченная версия пришлась по вкусу светским дамам. В их числе — признанная красавица своего времени, русская графиня Строганова.
Поле, цветы, тропинка. Привычный сюжет для кисти Ивана Шишкина
. Мастер эпического пейзажа на свои полотна людей пускал нечасто, предпочитая красоте человеческой красоту русской природы. За редким исключением, когда от подобного присутствия не нарушалась гармония. Картина «Женщина под зонтиком на цветущем лугу» — как раз такой случай.
Зонтик как защита от осеннего дождя. Все краски картины Марии Башкирцевой говорят о непогоде и в природе, и в жизни. Зябко и холодно. Сыро и серо. Девочка из бедной семьи пытается закрыться зонтом от жизненных невзгод. Не миновали они и автора портрета. Картина была написана во Франции за год до смерти 26-летней художницы. «Это была единственная роза моей жизни», — восклицал на ее могиле Мопассан.
Портрет жены художника. Одна из немногочисленных картин Федота Сычкова, главной темой для которого был деревенский быт. Петербургская барышня под зонтиком — Лида Анкудинова лишь на полотне выглядит хрупкой. Даме в красном недолго пришлось прогуливаться в окрестностях родного города. Революция — и художник с женой уехали в деревню, в Пензенскую губернию, где и провели всю жизнь.
Собирательный образ русской красавицы. Статной, румяной, величавой. Таких Борис Кустодиев
видел в купчихах. В целой серии картин художник не забывал наделять провинциальных модниц зонтиком от солнца. Будь то купчиха на прогулке или возвращающаяся с покупками. Умиротворением и гармонией веет от этих полотен. В дополнение — русский пейзаж.
Картина Репина «На солнце». Белая блуза с брошкой, юбка с широким поясом. Барышня, одетая по моде столетней давности, — дочь художника Надежда Репина. Умиротворение знойного дня, полуулыбка модели и теплая тональность картины, которую Репин
писал уже после того, как отказала правая рука. Ничто не нарушает безмятежность полотна — ни тень печали, ни дуновение ветерка.
Зонтик и дождь. С веками практическая сторона одержала верх. Сегодня зонт от солнца — не более чем дань моде. Гораздо актуальнее защита от дождя. Впервые подобная мысль пришла в голову в середине ХVIII века англичанину Джонасу Хенвею. Идея прижилась. Но не лишила зонтик романтичности, ведь ливень на картине выглядит еще уютнее, чем зной. Особенно когда ты по другую сторону окна.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна