Русские красавицы: купчихи и боярыни на картинах

Купчиха Бориса Кустодиева
за изобильным столом, торговые династии, которые писал Василий Тропинин
, и юные девушки с полотен Константина Маковского
. Читайте, как отечественные художники изображали русских красавиц: кто им позировал, кто заказывал портреты, откуда брался роскошный реквизит и как продавались известные картины.

Кустодиевские красавицы

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (фрагмент). 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев. Провинция. 1910. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Борис Кустодиев. Купчиха с покупками (фрагмент). 1920. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь
Живописца Бориса Кустодиева
привлекали темы, связанные с русской провинцией. Художник изображал яркие сцены чаепитий, народных гуляний, ярмарок
. Купцов и купчих мастер писал здоровыми, сильными, красивыми и нарядными — в дорогих мехах, роскошных шалях, шелковых платьях и драгоценностях. Они словно застыли в неспешном и размеренном укладе дореволюционной жизни с его простыми и душевными удовольствиями. В образах купцов художника привлекали их вкусы, обычаи и близость с народом: многие были выходцами из крестьянской среды.
Картина «Купчиха за чаем» — одно из самых известных полотен Кустодиева. Художник изобразил пышную молодую женщину: она сидит за столом, вероятно, на балконе или террасе, на фоне городского пейзажа. Румяная купчиха пьет чай
из блюдца, белизну ее плеч подчеркивают складки темного бархатного платья. Перед героиней расположился сверкающий самовар с чайником, узорчатая посуда, сладости и фрукты. Картина иллюстрирует прежнюю богатую жизнь купечества.
Полотно живописец создал после Октябрьской революции, в 1918 году. Кустодиев в то время уже тяжело болел и был прикован к инвалидной коляске. Позировала ему баронесса Галина Адеркас, она не была купчихой, а происходила из старинного баронского рода. Адеркас жила по соседству с художником и на тот момент училась в медицинском вузе. «Купчихе» Кустодиев прибавил возраста: на эскизах к картине модель выглядит моложе, чем на холсте. Это полотно получило положительные отзывы критиков и художников, участвовало в выставках в России и за рубежом.

Торговые династии кисти Василия Тропинина

Василий Тропинин. Портрет купца Александра Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Василий Тропинин. Свадьба в селе Кукавке Подольской губернии. 1821. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Тропинин. Портрет купчихи Екатерины Карзинкиной в русском костюме (фрагмент). 1838. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Купцы часто заказывали портреты своих родственников. Большое значение заказчики придавали портретному сходству. Зачастую в их облике сохранялись черты, идущие от крестьянского уклада: они носили бороды
и традиционную одежду. Художник Василий Тропинин
писал и московских купцов, и торговцев из других городов и губерний — даже из отдаленных районов Поволжья и Сибири
. Художник был настолько популярен, что полотна ему заказывали даже старообрядцы
, хотя их традиции портретов не одобряли.
Тропинин писал членов известных семей — Шестовых, Кусовых, Билибиных. Известными заказчиками были Киселевы из города Шуи. Их торговую династию основал бывший крепостной Максим Киселев, дети унаследовали и продолжили дело отца: торговали пряжей для сукна. Внук, Диомид Киселев, был уже купцом I гильдии, которые составляли особый почетный класс: торговые обороты их были громадны, видных представителей класса приглашали на официальные мероприятия и балы
при дворе. Тропинин не раз писал его супругу и других Киселевых. Со временем члены купеческой семьи стали большими почитателями и друзьями мастера, а в их доме в Шуе хранилась коллекция полотен Тропинина.
Портрет молодой купчихи Екатерины Карзинкиной из семьи торговцев чаем заказали в память о ее присутствии на придворных торжествах. Тропинин запечатлел ее в русском костюме, который вошел в моду при дворе Николая I
. Платье из голубого бархата украшают воздушные рукава и вуаль: их полупрозрачными складками мастер передал женственность и обаяние юной модели.

Купцы Андрея Рябушкина

Андрей Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке (фрагмент). 1866. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Андрей Рябушкин. Воскресный день (фрагмент). 1889. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Живописец Андрей Рябушкин писал жанровые и исторические картины и изображал быт москвичей XVII века. В работе «Семья купца в XVII веке» Рябушкин создал образ патриархальной семьи допетровской эпохи, хотя создавал он картину в конце XIX столетия. Художник тщательно прописал детали одежды. Глава семейства в центре изображен в рубахе с орнаментом
и отороченной мехом шубе. Вокруг него — родственники в дорогих одеяниях по моде того времени. Колорит картины построен на сочетании желтых, красных, белых и зеленых цветов, это придает полотну особую декоративность. Картина Рябушкина участвовала во Всемирной выставке в Париже, где была удостоена почетных отзывов.
Художник изучал быт допетровской Руси — и царей, и простого народа, — читал труды историка Ивана Забелина и стремился точно воссоздать исторические детали. Когда полотно впервые появилось на выставке, у посетителей оно вызвало недоумение: купчихи на полотне Рябушкина были ярко накрашены
. Однако из записок путешественников того времени известно, что многие женщины на Руси белились, румянились и сурьмили брови — и часто чрезмерно. Над теми, кто не следовал моде
, насмехались. Изображая исторический быт, художник считался и с модой на косметику.
Живописец задумывал создать серию полотен с типичными представителями разных сословий — боярина с семьей, царскую фамилию, — но так и не осуществил свою затею.

Самая известная боярыня русского искусства — Морозова

Василий Суриков. Боярышня в фиолетовой душегрее (фрагмент). Этюд для картины «Боярыня Морозова». 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1884–1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков. Боярышня со скрещенными на груди руками (фрагмент). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков
писал масштабные исторические полотна
: на них художник изображал прошлое России. Одна из самых известных работ художника — картина «Боярыня Морозова». Суриков писал ее четыре года, создал множество эскизов. На этюдах «Боярышня в фиолетовой душегрее», «Боярышня со скрещенными на груди руками» изображены молодые русские красавицы, застывшие в испуге и изумлении. Творческие поиски мастер продолжил и на холсте: он трижды менял размер полотна.
Картина рассказывает о событиях церковного раскола XVII века. Феодосия Морозова — активная представительница старообрядчества, женщина страстная и фанатичная, которая не поддержала реформ церкви. За приверженность к «прежней» вере и конфликт с царем ее арестовали, лишили имения и сослали в монастырь, в ссылке она скончалась.
Боярыня на холсте изображена в центре композиции лицом к толпе, она закутана в черную шубу. Собравшиеся смотрят на нее с сочувствием, к Морозовой обращены благословения и поклоны. Но взгляд героини устремлен поверх голов. Она полулежит на дровнях с соломой, рука высоко поднята в двоеперстии — особом старообрядческом жесте для благословения или крестного знамения. Ей сочувствуют представители разных сословий: нищие, монахини, странники, знатные молодые боярышни в шубках и цветных платках.

Обворожительные боярышни Константина Маковского

Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке (фрагмент). 1883. Музей Хиллвуд, Вашингтон, США
Константин Маковский. Поцелуйный обряд (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Маковский. Боярышня. За чаем (фрагмент). 1914. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Художник Константин Маковский
происходил из творческой семьи. Его отец Егор Маковский — один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества — был родоначальником династии художников. Сыновья Константин, Николай и Владимир
стали живописцами.
Константин Маковский входил в объединение художников-передвижников. Живописец был популярен, он создавал
исторические полотна и портреты, за которые ему щедро платили. В 1880-х художник отдалился от передвижников и увлекся «боярским жанром». На полотнах «Боярский свадебный пир в XVII веке», «Поцелуйный обряд» Маковский тщательно выписал нюансы — костюмы персонажей, детали интерьера. Он коллекционировал старинные предметы быта и использовал их в своем творчестве, делая зарисовки для жанровых полотен.
Константин Маковский создал целую серию образов боярышень: на картине «Боярышня. За чаем» художник изобразил русскую красавицу, которая наслаждается чаепитием. Она сидит за столом, перед ней лежат сладости, в руках — чашка с чаем и блюдце. Богатая одежда, украшения и головной убор говорят о том, что героиня принадлежит к состоятельной семье.
Для многих женских образов позировала супруга художника Юлия Маковская. Полотна «боярского жанра» покупали иностранные ценители, многие из картин мастера оказались за рубежом, а живописец стал широко известен в Европе и США.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна