Тематические подборки раздела Лекции

Все интервью на портале «Культура.РФ»

Поговорим о культуре? Подборка самых интересных интервью с художниками и кинематографистами, музыкантами и литераторами, музейными деятелями и театральными работниками. Все материалы являются эксклюзивными.


Владимир Спиваков: «В музыке есть всё, что есть в космосе»

Главный дирижер и художественный руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» рассказал порталу «Культура.РФ» о том, как добиться успеха начинающему скрипачу, чем отличается музыкальная аудитория в России и за рубежом и какие открытия случились на II Международном конкурсе скрипачей в Уфе.

Владимир Спиваков: «В музыке есть всё, что есть в космосе»

«Наши народы оказались не готовы к современной цивилизации»

О путешествиях к оленеводам, законах тундры и исчезающих народах порталу «Культура.РФ» рассказала этнограф Мария Беляева.

«Наши народы оказались не готовы к современной цивилизации»

«Надо очень любить театр»

Об отличиях российской и западной школы гримеров, сложностях профессии и талантливых коллегах порталу «Культура.РФ» рассказал гример Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Сергей Мухин.

«Надо очень любить театр»

«Фольклор — это сама жизнь»

О том, в чем заключается ее работа, есть ли будущее у народной песни и почему в этой профессии так важна семейственность, порталу «Культура.РФ» рассказала хормейстер Надежда Яблокова.

«Фольклор — это сама жизнь»

Вадим Дуда: «Библиотеки с успехом находят свое новое место в мире»

Интервью с генеральным директором Российской государственной библиотеки.

Вадим Дуда: «Библиотеки с успехом находят свое новое место в мире»

Жизнь «Русского Парнаса»

Директор музея-усадьбы «Остафьево» Юрий Евтюхин рассказал порталу «Культура.РФ» об истории усадьбы и своих планах на новой должности.

Жизнь «Русского Парнаса»

Александр Чайковский: «Композитор — как актер, он лицедей»

Композитор Александр Чайковский рассказал порталу «Культура.РФ» об истории Союза композиторов, слабых и сильных сторонах российского музыкального образования и о том, что значит «быть настоящим композитором».

Александр Чайковский: «Композитор — как актер, он лицедей»

«Самое сложное — заслужить доверие музыкантов»

В эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ» шесть дирижеров рассказали о своем призвании, о качествах, которыми должен обладать дирижер, и о сложностях профессии.

«Самое сложное — заслужить доверие музыкантов»

Лео Габриадзе: «Без споров не получится хорошее кино»

Режиссер рассказал о том, как стать свободным в творчестве и почему без споров не получится кино.

Лео Габриадзе: «Без споров не получится хорошее кино»

Игорь Олейников: «Красавиц и красавцев я рисовать не умею»

Об умении видеть в текстах скрытые смыслы и нелюбви к героям-красавцам художник рассказал в эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ».

Игорь Олейников: «Красавиц и красавцев я рисовать не умею»

Загадки Царицыно

Интервью с экскурсоводом музея-заповедника «Царицыно» Еленой Ернылёвой.

Загадки Царицыно

Александр Молочников: «Мне с детства нравится запах кулис»

Актер и режиссер рассказал порталу «Культура.РФ», от чего приходится отказываться ради театра, почему репетиций всегда мало и зачем ему ездить в Эфиопию.

Александр Молочников: «Мне с детства нравится запах кулис»

Мария Кожевникова: «Искусство не должно быть только ради денег»

О том, нужно ли снимать сегодня кино о войне, будет ли оно популярно среди молодежи и как меняется актер во время подготовки к съемкам, — в интервью известной актрисы.

Мария Кожевникова: «Искусство не должно быть только ради денег»

Джон Корильяно: «Я чувствую себя в Москве как дома, хотя и не знаю русского»

«Культура.РФ» публикует интервью Московской филармонии с американским композитором, обладателем премии «Оскар» за музыку к фильму «Красная скрипка» Джоном Корильяно.

Джон Корильяно: «Я чувствую себя в Москве как дома, хотя и не знаю русского»

Миндаугас Карбаускис: «Театр — это ящик с инструментами, но не только…»

Художественный руководитель Театра имени В. Маяковского Миндаугас Карбаускис рассказал порталу «Культура.РФ» о том, почему он любит делать паузу, что думает о режиссерах-актерах и как нашел «своих» студентов.

Миндаугас Карбаускис: «Театр — это ящик с инструментами, но не только…»

Алексей Рыбников: «Мы увидим в музыке Возрождение»

Глава Союза композиторов России Алексей Рыбников рассказал порталу «Культура.РФ», чем отличается работа музыканта в кино и театре, как будут поддерживать талантливых выпускников и почему мелодии отражают то, что происходит в мире.

Алексей Рыбников: «Мы увидим в музыке Возрождение»

Сквозь огонь и разрушения

Директор музея Большого театра — Лидия Харина — о том, когда был основан Большой и где располагался, сколько здание пережило пожаров и других бедствий, что здесь ставили и какие правила существовали для актеров.

Сквозь огонь и разрушения

Антон Мегердичев: «Мы не делали «клоунов», мы делали героев»

О том, какие исторические факты пришлось изменить, как создавались экранные образы и что было важно сказать создателям – в интервью режиссера фильма «Движение вверх».

Антон Мегердичев: «Мы не делали «клоунов», мы делали героев»

«Дирижерская палочка — это эргономика»

Об отношениях с оркестром, тонкостях профессии и счастье быть музыкантом Максим Емельянычев рассказывает в партнерском материале портала «Культура.РФ» и Московской филармонии.

«Дирижерская палочка — это эргономика»

Ерлан Нурмухамбетов: «Я хочу, чтобы зритель почувствовал дыхание жизни»

Автор и режиссер фильма «Ореховое дерево» Ерлан Нурмухамбетов рассказал порталу «Культура.РФ» о своей новой работе, пути в кино, современной казахской киноиндустрии и зрителе.

Ерлан Нурмухамбетов: «Я хочу, чтобы зритель почувствовал дыхание жизни»

Зиновий Гердт: «Я нашалю!»

О поэзии и театре, о доброте и обаянии, об актерской профессии и соседях по коммуналке. «Культура.РФ» публикует интервью с Зиновием Гердтом 1994 года, которое ранее нигде не выпускалось. Читаем и вспоминаем великого актера театра и кино.

Зиновий Гердт: «Я нашалю!»

Ирина Апексимова: «Театр — это не страшно, это не нафталин!»

Директор Театра на Таганке, актриса театра и кино Ирина Апексимова рассказала порталу «Культура.РФ» о том, почему актеры не могут работать «без хлыста», когда вокруг театра приходится выстраивать стены и каково играть с дочерью на одной сцене.

Ирина Апексимова: «Театр — это не страшно, это не нафталин!»

Михаил Пиотровский: «У нас больше разногласий не с властью, а с толпой»

Директор Эрмитажа рассказал, почему не может спокойно гулять по музейным залам, что такое «эрмитажный патриотизм» и как музеи противостоят толпе.

Михаил Пиотровский: «У нас больше разногласий не с властью, а с толпой»

Сергей Женовач: «Заниматься профессией можно только без оглядки»

Художественный руководитель театра «Студия театрального искусства» Сергей Женовач рассказал порталу «Культура.РФ», за что отчисляет студентов, как режиссер должен воспринимать общественное мнение и почему в театре все средства хороши.

Сергей Женовач: «Заниматься профессией можно только без оглядки»

Дмитрий Бертман: «Театр не терпит измен»

Дмитрий Бертман рассказал порталу «Культура.РФ» о своих первых опытах в «театре под диваном», о готовности работать в Сыктывкаре и о том, почему хозяйственная деятельность — тоже спектакль.

Дмитрий Бертман: «Театр не терпит измен»

Карен Шахназаров: «Я восхищаюсь Толстым, но он был живой человек»

Генеральный директор концерна «Мосфильм», режиссер, сценарист и продюсер Карен Шахназаров рассказал порталу «Культура.РФ», почему режиссеры авторского кино уходят на телевидение, как рождается киноистория и стоит ли ждать продолжения фильма «Курьер».

Карен Шахназаров: «Я восхищаюсь Толстым, но он был живой человек»

Олег Каравайчук: небесный тапёр

Режиссер Сергей Ландо снимает документальный фильм «Небесный тапер» об одном из самых загадочных музыкантов нашего времени Олеге Каравайчуке. «Культуре.РФ» автор рассказал о том, почему Каравайчук играл в наволочке, как найти правду в мифах о нем и что поможет понять его музыку.

Олег Каравайчук: небесный тапёр

Виктор Сухоруков: «Культура не может умереть»

Актер Виктор Сухоруков рассказал порталу «Культура.РФ» о детстве в фабричном бараке, преодолении судьбы и главных ролях — от российского императора до высокопоставленного нациста.

Виктор Сухоруков: «Культура не может умереть»

Юрий Грымов: «Не мир крутится вокруг вас, а вы вокруг него»

«Культура.РФ» расспросила режиссера, свободен ли он в своем выборе, зачем современный зритель идет в театр и какие опасности таит в себе «дивный» мир XXI века.

Юрий Грымов: «Не мир крутится вокруг вас, а вы вокруг него»

Евгений Князев: «Без ремесла не будет никакого искусства»

Актер Театра имени Вахтангова, ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев рассказал порталу «Культура.РФ», можно ли научить быть артистом, чем хороши сегодняшние студенты и каково предназначение театра.

Евгений Князев: «Без ремесла не будет никакого искусства»

Эдуард Пичугин: «Я верю в кино завтрашнего дня»

Эсклюзивное интервью с генеральным директором киностудии «Ленфильм».

Эдуард Пичугин: «Я верю в кино завтрашнего дня»

Светлана Немоляева. «Помню себя только актрисой!»

«Культура.РФ» расспросила актрису театра и кино, как «Чаплин в юбке» стал «женой Гуськова», что любил Всеволод Пудовкин и какой подарок театр сделал на день рождения.

Светлана Немоляева. «Помню себя только актрисой!»

Александр Левенбук: «Язык — это главный признак культуры»

Эксклюзивное интервью порталу «Культура.РФ».

Александр Левенбук: «Язык — это главный признак культуры»

Культура речи

Эксклюзивное интервью с лингвистом Максимом Кронгаузом.

Культура речи

Юрий Александров: «Театр должен оставаться храмом»

Юрий Александров рассказал о современных процессах в культурном обществе, диалоге театра с государством и публикой и о многом другом.

Юрий Александров: «Театр должен оставаться храмом»

Николай Бурляев: «Если бы не Мордвинов, я бы сдался и ушел»

Народный артист России Николай Бурляев рассказал «Культура.РФ», как он остался в профессии благодаря Николаю Мордвинову, как его воспитывал Андрей Тарковский, как он ненадолго превратился в Михаила Лермонтова и какие фильмы с его участием должен посмотреть каждый культурный человек.

Николай Бурляев: «Если бы не Мордвинов, я бы сдался и ушел»

Юрий Бутырин. Жил-был волшебник

О Юрие Александровиче рассказал его сын, Кирилл Бутырин.

Юрий Бутырин. Жил-был волшебник

Никита Высоцкий: «Это фестиваль, который объединяет времена и людей на основе любви»

Public-talk с Никитой Высоцким.

Никита Высоцкий: «Это фестиваль, который объединяет времена и людей на основе любви»

Евгений Водолазкин: «Я знал, второго «Лавра» писать нельзя»

В эксклюзивном интервью Евгений Водолазкин рассказал «Культуре.РФ» почему главный герой его романов — время, каким должен быть «идеальный читатель» и как «Авиатор» едва не стал «Летчиком».

Евгений Водолазкин: «Я знал, второго «Лавра» писать нельзя»

Юрий Башмет. «Альтист — это скрипач с темным прошлым»

Выдающийся альтист — о занятиях музыкой, мотивации, любимых композициях и тонкостях профессии музыканта.

Юрий Башмет. «Альтист — это скрипач с темным прошлым»

Владимир Юровский: «Актуальная музыка — та, которая пишется сегодня»

О различиях актуальной и современной музыки, будущем композиторского искусства и непростом выборе слушателя.

Владимир Юровский: «Актуальная музыка — та, которая пишется сегодня»

Николай Азаров: «Профессия дирижера — сложная, но приятная»

В интервью порталу «Культура.РФ» Николай Николаевич рассказал о профессии хорового дирижера, репертуарной политике, о том, как ему удалось собрать такой молодой и в то же время высокопрофессиональный коллектив, и о многом другом.

Николай Азаров: «Профессия дирижера — сложная, но приятная»

Георгий Пузенков. Ответы на вопросы о современном искусстве

Один из самых известных представителей современного арта Георгий Пузенков — о том, почему так сложно понять современное искусство.

Георгий Пузенков. Ответы на вопросы о современном искусстве

Глава «Чеченфильма» Беслан Терекбаев: «Назидательный тон детям не нравится»

О культуре Чечни, об особенностях национального кино и о фильмах для детей и подростков.

Глава «Чеченфильма» Беслан Терекбаев: «Назидательный тон детям не нравится»

Вячеслав Бутусов: «В последнее время я открыл для себя Тургенева»

О классической музыке, литературном творчестве, особенностях написания саундтреков к кино, новом проекте с известной пианисткой и мечте снять анимационный фильм.

Вячеслав Бутусов: «В последнее время я открыл для себя Тургенева»

Никон Жила: «Мы не пели только в Антарктиде и в Африке»

Регент хора Московского Сретенского монастыря Никон Жила рассказывает о светской музыке в репертуаре церковного хора, революционных песнях в дореволюционном звучании и о спиричуэле Армстронга.

Никон Жила: «Мы не пели только в Антарктиде и в Африке»

Айдар Гайнуллин: «Моя музыка имеет свое лицо»

О роли музыки в фильме, работе в кино с необычными инструментами и о юбилейном концерте — в интервью порталу «Культура.РФ».

Айдар Гайнуллин: «Моя музыка имеет свое лицо»

Дживан Гаспарян: «Я не могу жить без дудука»

Мастер дудука Дживан Гаспарян рассказал порталу о вдохновении, своих учениках и работе над саундтреком фильма «Гладиатор».

Дживан Гаспарян: «Я не могу жить без дудука»

Юрий Норштейн: «Ёжик похож на рублевского «Спаса»

Секреты создания «Ёжика в тумане», проблемы детского кино в России — в интервью Юрия Норштейна.

Юрий Норштейн: «Ёжик похож на рублевского «Спаса»

Анатолий Белый: «Прекрасно понимаю, что кому-то вся эта поэзия вообще по барабану, но я хотя бы попытался…»

В чем суть проекта «Кинопоэзия»? Можно ли считать его отдельным жанром искусства? Основатель проекта Анатолий Белый в интервью «Культура.РФ».

Анатолий Белый: «Прекрасно понимаю, что кому-то вся эта поэзия вообще по барабану, но я хотя бы попытался…»

Ефим Шифрин: «Только труд может сделать из артиста человека»

Ефим Шифрин поделился мнением об эстраде, работе в театре и роли в мюзикле «Принцесса цирка».

Ефим Шифрин: «Только труд может сделать из артиста человека»

Василий Герелло. «Особенно волнительно выступать дома, в России»

Василий Герелло поделился своими взглядами на музыку, гаджеты, современный театр и кино.

Василий Герелло. «Особенно волнительно выступать дома, в России»

Евгений Водолазкин: «Грамотным становится человек оттого, что много читает»

Писатель и ученый рассказал порталу «Культура.РФ» о тексте для «Тотального диктанта», о своем новом романе «Авиатор» и малоизвестных житиях святых и юродивых.

Евгений Водолазкин: «Грамотным становится человек оттого, что много читает»

Максим Дунаевский: «От музыки в кино очень многое зависит»

Максим Дунаевский рассказал о юбилейном творческом концерте, музыке в кино и о своем отношении к новым аранжировкам.

Максим Дунаевский: «От музыки в кино очень многое зависит»

Тамара Пуртова: «Что общего у народной культуры и любви к Родине?»

Тамара Пуртова — о том, где заканчивается истинно народная культура и начинается ее стилизация, насколько важно стремиться к народной культуре и как правильно приобщать детей к традициям.

Тамара Пуртова. Что общего у народной культуры и любви к Родине?

«Продюсер – всегда авантюрист»

Интервью с директором Российского государственного театрального агентства, профессором Российской академии театрального искусства Давидом Смелянским.

«Продюсер – всегда авантюрист»

Михаил Мизюков: «Такие театры в России можно пересчитать по пальцам руки»

Михаил Мизюков, директор единственного в Москве Государственного историко-этнографического театра, рассказывает о выборе специальности, уникальных спектаклях и ближайшей премьере.

Михаил Александрович Мизюков. «Такие театры в России можно пересчитать по пальцам руки»

Константин Бронзит: «Осеняет тех, кто думает»

Аниматор и режиссер Константин Бронзит — о своих фильмах, наградах и российской анимации.

Константин Бронзит: «Осеняет тех, кто думает»

Андрей Петренко: «Я люблю хорошую музыку…»

Разговор о работе с зарубежными артистами, о современной музыке и многом другом.

Андрей Петренко: «Я люблю хорошую музыку…»

Сергей Урсуляк: «Мы не играем в войну. Мы пытаемся рассказать о людях»

Режиссер Сергей Урсуляк — о новой киноверсии знаменитого романа-эпопеи «Тихий Дон».

Сергей Урсуляк: «Мы не играем в войну. Мы пытаемся рассказать о людях»

Юрий Посохов: «Творчество — это естественное состояние некоторых людей»

Хореограф Юрий Посохов о своем балете «Герой нашего времени».

Юрий Посохов: «Творчество — это естественное состояние некоторых людей»

Интервью с Валерием Пименовым: «Жанр, в котором мы работаем, заражает оптимизмом»

Валерий Пименов рассказал об особенностях музыкального театра и о том, какая аудитория ходит на спектакли Ивановского театра.

Интервью с Валерием Пименовым: «Жанр, в котором мы работаем, заражает оптимизмом»

Разговор с Дианой Вишнёвой

Основатель фестиваля Context Диана Вишнёва — о балетных традициях и о новых направлениях современной хореографии в России.

Разговор с Дианой Вишнёвой

Смотрите также

Лучшие тесты портала «Культура.РФ»
Проверьте себя: как хорошо вы знаете культуру России?
Золотой век русской литературы. Лекции
Достоевский, Толстой, Гоголь и многие другие.
8 лекций для отпуска
Начинаем учить английский, разбираемся в литературе и познаем космологию.