«Не меняется главное — потребность в культуре»

Елена Мурзина, начальник отдела по организации регионального проката кинофильмов Иркутского областного кинофонда, стала лауреатом премии имени А.В. Луначарского в номинации «Работник киностудии или кинопроката». Премия ежегодно присуждается работникам музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. О том, почему для зрителя так важны хорошие фильмы и как режиссерам помогает взгляд из кинозала, она рассказала порталу «Культура.РФ».
Елена Мурзина, начальник отдела по организации регионального проката кинофильмов Иркутского областного кинофонда
Елена Мурзина, начальник отдела по организации регионального проката кинофильмов Иркутского областного кинофонда
— Елена Михайловна, когда смотришь на список проектов, которыми вы занимаетесь, складывается ощущение, что кино для вас — инструмент прежде всего социальный.
— Вы все верно поняли о наших проектах. Нам хотелось бы, чтобы в наших населенных пунктах, особенно в отдаленных, люди могли смотреть качественное, умное кино. Если там нет регулярного кинопоказа и не в наших силах его там организовать, мы делаем все, чтобы жители знали, что сейчас происходит в области кино, что сейчас смотрят в городах.
— Вы сейчас говорите про ваш проект «Толерантность в молодежной среде»?
— В том числе. Это такая большая культурная программа Иркутской области, которую мы реализуем уже четвертый год. Она обеспечивает социальную сплоченность общества, способствует профилактике экстремизма и помогает предотвратить национальные конфликты. Но помимо национальной, мы стараемся воспитывать толерантность и во многих других вопросах. Суть проекта в следующем: выбирается фильм, который снят желательно кинематографистами Иркутской области. Помимо показа самого фильма, я приглашаю режиссера, исполнителя главной роли, а также лектора-специалиста. И мы начинаем общение с публикой с того, что объясняем в целом понятие толерантности. Мы привозим эти фильмы, показываем кино и отвечаем на самые разные вопросы — от того, как возникла идея фильма, до профориентационных вопросов — к примеру, где у нас в области можно получить профессию оператора или режиссера. Режиссеры говорят: «Как здорово, что мы поехали, получили возможность пообщаться со зрителем». Ведь когда кино задумывается, оно существует только в голове режиссера, и есть определенный ракурс. С нами они получают возможность увидеть свою работу со стороны, узнать, как она воспринимается зрителем.
— Толерантность к каким явлениям, помимо национального фактора, вы стараетесь привить?
— Вот пример: у нас есть документальный фильм «Анима». Режиссер — Александра Мерзлякова, закончила филиал ВГИКа. Она сняла документальный фильм, главная героиня которого — ведущая на радио МСМ Анна Мамаева. Очень нестандартная личность — молодая женщина, которая изменила свою внешность, и вместе с внешностью у нее полностью изменилась жизнь. Она бреет голову, делает розовый ирокез, носит нестандартные очки, много колечек. При этом у нее блестящее образование, ее ангажировали на должность финансового консультанта в серьезную компанию. И когда она проходила собеседование на эту должность, когда уже сократился круг конкурентов и она была практически принята, на финальном этапе — видеозвонка по скайпу — заместитель генерального директора этой компании увидел ее внешность, и работу она не получила. И тем не менее меняться под общие стандарты она не стала. Фильм снят очень музыкально, динамика безумная, и в залах, где сидят в основном старшеклассники, проходит на ура. И мы даже сталкиваемся с тем, что молодежь идет и рассказывает нам то, что они не могут рассказать педагогам, что стыдятся рассказать родителям. Вплоть до того, что помощи просят. Считаю, что мы делаем полезное.
Проект «Кино в нашем дворе»
Проект «Кино в нашем дворе»
— А представители старшего поколения приходят на подобные фильмы?
— Обязательно! Со школьниками приходят учителя, но, помимо них, в зале и просто взрослые жители. У нас был один случай, когда мы только начинали эту программу. Приехали в Саянск. Это маленький город в 270 км от Иркутска с градообразующим предприятием «Саянскхимпласт» и с Дворцом культуры «Юность» с залом на 400 мест. Мы привезли режиссера, актрису, лектора, а выступать перед пустым залом, конечно, никому не хочется. И когда готовились к показу, я, конечно, переживала. Пока не заметила, что в зал начали приносить лавочки, поскольку мест не хватало. Когда все заняли места, я обнаружила себя в окружении пожилых людей, в то время как фильм молодежный, смелый и музыкальный. И вот тогда я вжалась в кресло. Думаю, после того, как включится свет, мне начнут высказывать, зачем мы такое привезли и заставили смотреть. По окончании фильма я была поражена: безумно продолжительные аплодисменты, после чего гостей не отпускали еще два часа после завершения фильма — задавали вопросы, обменивались контактами, фотографировались.
— А бывает, что после таких киносеансов, уже по возвращении в Иркутск, продолжается общение с жителями этих самых отдаленных пунктов?
— Достаточно часто обращаются к режиссерам и актерам по профориентационным вопросам. Например, та же Анна Мамаева помогала, организовывала за счет радиокомпании приезд подростков из отдаленных населенных пунктов, приглашала их в гости в эфир. Для них это целое событие: их привезли в Иркутск, они поучаствовали в эфире, им организовали небольшую культурную программу — такое, думаю, не забудется. Подобное времяпрепровождение намного лучше, чем если бы они слонялись по двору или сидели у компьютера.
— Что касается «слоняться по двору» — ваши летние кинотеатры по-прежнему действуют?
— Обязательно! Каждый вечер — главное, чтобы была хорошая погода! Мы выезжаем во дворы многоквартирных домов, подготавливаем наш киномобиль — на основе той же любимой «Газели», — расставляем шезлонги, достаем пледы и показываем кино по заявке. Мы находимся в постоянной связи с председателями ТСЖ, с активными группами жильцов, многодетными родителями, поэтому вкусы и пожелания знаем. Опыт показал, что с особым удовольствием смотрят мультфильмы. Начало мероприятия в 21:00, когда родители уже пришли с работы, а спать еще вроде бы рано. Во двор спускаются все — мамы с новорожденными в колясках, бабушки с собачками. Многие знакомятся именно на таких сеансах! «Вы, кажется, из 11-й квартиры? А мы из 12-й!» Сразу начинается активное общение, обсуждение проблем и вопросов, всеобщая социализация.
Открытие кинозала по субсидии Фонда кино в Байкальске
Открытие кинозала по субсидии Фонда кино в Байкальске
— Вы же еще и тифлокомментированием занимаетесь, читаете лекции и организуете киносеансы для незрячих и слабовидящих жителей Иркутска?
— Мы называем это не лекциями, а киноклубом, потому что перед показом фильма рассказываем, какое кино будем смотреть. Хочется помочь слабовидящим и незрячим услышать тот или иной фильм более подробно. Когда я изначально просто рассказывала про фильмы — этого было недостаточно. Меня спрашивали: «Лена, а вот мы не поняли. Скажите нам, там был выстрел — кого-то убили?» И мы начали потихоньку эту практику тифлокомментирования — не профессионально, конечно, но людям нравится, они продолжают ходить в библиотеку, где мы показываем кино. И они приходят в сопровождении внуков и детей, и супружеские пары есть, где незрячие оба. Вопросов много, всем все интересно, народ очень активный. Огромной популярностью пользуются фильмы золотого фонда российского кинематографа — «Три тополя на Плющихе», «Девчата», «Ровесницы». Их могут смотреть до бесконечности. И еще интересно, что мужская аудитория часто просит показать французское кино, очень любят Жерара Депардье и Пьера Ришара — видимо, вызывают какие-то воспоминания из молодости.
— Как же вы успеваете такое количество проектов реализовывать?
— Я не одна: в Иркутском областном кинофонде наш коллектив — более 40 человек. У меня целый отдел, который называется Отдел по организации регионального проката кинофильмов. Основной костяк отдела — я и ведущий методист Татьяна Ерохина, которая работает в кинофонде даже дольше меня, уже более 20 лет, в то время как я в августе этого года отметила 15-летие работы. Помогает, что по образованию я юрист. В 90-е, когда компания, в которой я работала, прекратила свое существование, друзья предложили стать директором кинотеатра на центральной улице Иркутска, который тогда был практически закрыт. Началось все именно с юридической работы — заключала договоры, делала ремонт, обустраивала сцену, подбирала коллектив. Было сложно, но весело, все получилось. Назывался кинотеатр «Дон Отелло». Через три года после открытия кинотеатра обстоятельства изменились, и я ушла оттуда, тогда меня и позвали в Иркутский областной кинофонд. Это было в 2003 году. С тех пор я полностью довольна своей работой.
Проект «Кино в нашем дворе»
Проект «Кино в нашем дворе»
— Какие изменения вы наблюдаете за это время?
— Жизнь меняется, меняются и люди, технические возможности… Не меняется главное — потребность в культуре. Кино, театр, библиотеки — они были и будут всегда, что бы ни происходило. У нас главная задача — чтобы не сужалась география тех мест, населенных пунктов, где люди смотрят кино. Мы стараемся для этого делать все возможное.
Мы много лет работали на кинопленке 35 миллиметров — наш отдел еще занимается тем, что сохраняет архив областного кинофонда, а это 6580 единиц хранения. Также в наших архивах документальное и хроникальное кино, доставшееся от несуществующей ныне Восточно-Сибирской студии кинохроники. Поэтому тот фонд, который был ею отснят, — а это больше 2500 единиц хранения — у нашего кинофонда в оперативном управлении и мы следим за этим сокровищем. Наши специалисты контролируют влажность, температуру, перекручивают вручную все эти пленочки на фильмопроверочных столах, протирают баночки, постоянно проводится инвентаризация, поскольку все это хранится десятилетиями, а пленка имеет свойство осыпаться.
Сейчас, с развитием технического прогресса, пленка ушла из практики. Пошло цифровое кино, а отдаленные населенные пункты не могут себе позволить поменять оборудование. Кинопленки стали печатать все меньше и меньше. Маленькое село не может дать хорошего валового сбора даже на самый хороший фильм в силу того, что там даже зрителей столько нет. Вот так киноустановки стали закрываться, а мы стали переходить на систему видеопоказа, но от старта до показа кино три-шесть недель. К тому же фирмы, предлагающие нам кино на DVD, не хотят связываться с нами, мелюзгой, и давать хорошее кино по одному, а дают пакетом, а это уже под минимальную гарантию, ведь пакет — это совершенно разные по жанрам фильмы, которые в дальних населенных пунктах вообще не пользуются спросом. Там ждут детское кино и комедию, а нам предлагают хорроры с ограничением по возрасту 18+, и мы понимаем, что показывать становится нечего. Проблем очень много.
С другой стороны, программа господдержки кинофикации малых городов — когда регионам дается на каждый зал по 5 миллионов рублей безвозмездной субсидии для приобретения цифрового оборудования — настоящая помощь. Все оживились, и стало понятно, что в малых населенных пунктах живут люди, которые тоже хотят смотреть качественное кино, в удобном кресле, почувствовать себя городским зрителем.
— По какому принципу происходит пополнение кинофонда?
— Пополнением занимаемся мы. Часть денег дает областной бюджет, а часть мы можем зарабатывать. Мы участвуем в грантах, в федеральных и областных проектах.
На первом месте стоит программа для детей — мультфильмы и кино. Сейчас наблюдается серьезный бум рождаемости — поэтому у нас такая зрительская аудитория! Коммерческий интерес в этом тоже есть: ребенок не придет один, его приведет мама или папа или оба, то есть будет куплен не один билет.
На втором плане — кино социальное. У нас есть еще один такой проект, называется «Острые углы», он нацелен на школьников. Это кино о наркозависимости, табакозависимости — в основном мы покупаем документальное кино, потому что игрового такого не очень много. Покупаем его за счет областного бюджета, потом показываем для школьников на бесплатной основе. И все это при сотрудничестве с представителями полиции или с представителями Комиссии по делам несовершеннолетних. Проводим лекцию с ответами на вопросы, готовим соответствующую полиграфию, указываем телефоны доверия в специальных роликах, которые предваряют показ фильма — и, скорее всего, это кому-то пригодится. Кто-то потихоньку от родителей может позвонить, задать вопросы. Мы это делаем в любых залах, на любое количество детей. Пришли три класса — показываем трем, пришел один — одному. Что в итоге? Ребята выходят с большими глазами — понимают, что можно попасть в серьезную зависимость и если им подобное будет предложено, хотя бы задумаются, а пробовать ли.
Проект «Толерантность в молодежной среде»
Проект «Толерантность в молодежной среде»
— Вы также активно привлекаете в область кинематографистов, объединяете их вокруг себя — на знаменитом фестивале «Человек и природа».
— Да, официально он называется Байкальский международный кинофестиваль «Человек и природа» имени В.Г. Распутина. Когда я только пришла в кинофонд, он уже был, но была другая система и организация. Мы быстро подружились с Восточно-Сибирской студией кинохроники, и стало понятно, что в России снимается очень много документального и научно-популярного кино. Но как его показывать и как продвигать, документалистам было неясно. Тогда родилась идея такого фестиваля — посвященного именно документальному кино, а не игровому или артхаусному. У нас был замечательный председатель Сибирского отделения Союза кинематографистов, Самойличенко Владимир Иванович, который пошел в Министерство культуры и архивов Иркутской области и был достаточно убедителен, чтобы всех заинтересовать, и на фестиваль выделили деньги. Когда фестиваль начал свою работу, стало понятно, что сделан он не столько для зрителя, сколько для самих кинематографистов. Они стали приезжать сюда, знакомиться, помогать друг другу: к примеру, если я из Иркутска, а мне надо снять амурского тигра, я могу легко попросить своего коллегу там, с которым познакомился на Байкале.
Личный контакт ведь ничем не заменишь. И документалисты готовы ездить повсюду, встречаться и со школьниками, и с пенсионерами. Ездили даже в госпитали для ветеранов. И всем это очень интересно! Документальное кино — это возможность нам, зрителям, побывать там, где мы никогда и ни при каких условиях не окажемся. Сейчас фестиваль изменился, в нем появились новые номинации, международное жюри уже оценивает игровое кино, социально-экологические ролики, полный купол на экране Иркутского планетария. В этом году мы получили 624 заявки из 45 стран мира, к нам стали приезжать актеры, звезды отечественного кинематографа. В программе фестиваля уже третий год проводим Байкальский питчинг с приличным по нашим меркам призовым фондом по совокупности в 680 тысяч рублей и технической поддержкой постпродакшн силами кинофонда. Зрителей на фестивале с каждым годом все больше, а в связи с тем, что фестиваль международный, мы имеем возможность приглашать к себе и общаться с кинематографистами из стран, названия которых слышали раньше только на уроках географии.
В целом ситуация с документальным кино сейчас совершенно иная, чем когда мы начинали: интерес в регионе к нему сейчас огромный. К примеру, у кинофонда в Иркутске есть свой Дом кино с двумя залами, где также демонстрируется документальное и хроникальное кино. Оказывается поддержка и в производстве кино — появилось больше субсидий, грантов, поддержки от спонсоров. Так что в наше время документальный кинематограф — это уже тренд.
Фотографии предоставлены пресс-службой Иркутского областного кинофонда
Беседовала Елена Антонова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна