Юлиана Слащева: «Каждый наш фильм найдет своего зрителя»

Председатель правления «Союзмультфильма»
и генеральный директор Киностудии им. Горького Юлиана Слащева рассказала порталу «Культура.РФ», чем анимация нового времени будет отличаться от знакомой нам с детства, как вернуть зрителя в кинотеатры и какие фильмы она смотрит вместе с детьми.
— Четыре года назад вас назначили председателем правления «Союзмультфильма». Что считаете своей удачей за это время?
— Ровно четыре года назад мы стартовали из точки минус, а сегодня «Союзмультфильм» стал одним из крупнейших производителей анимации в стране. Поводов для гордости действительно много: в 2017-м мы пришли в компанию с убытком более 20 миллионов, где создавалось только небольшое количество авторских короткометражек, а уже в 2020 году при обороте в миллиард рублей произвели более тысячи минут анимации. В планах на 2021 год — выпустить порядка 200 эпизодов только сериальных проектов, и это очень высокая планка.
Знаете, четыре года назад мне говорили, что крупная анимационная студия может производить максимум от 12 до 20 эпизодов в год. Поэтому всем показалось абсолютным нонсенсом, когда я объявила, что мы будем делать по одной серии «Простоквашино»
в месяц. Но прошло время, и сегодня студия за этот срок производит уже по два эпизода. А команды других наших популярных проектов — «Оранжевая корова» и «Зебра в клеточку» — создают даже по три серии в месяц! По темпам и качеству производства 2D-анимации мы сегодня находимся на уровне ведущих мировых игроков.
Сериалы для разных возрастных групп составляют основную часть нашего производства, и мы часто слышим критику: «Вы пошли в коммерцию, забыв об искусстве». Но это не так. Во-первых, студия сохраняет и развивает авторскую короткометражную анимацию, которая ежегодно получает десятки призов на национальных и международных конкурсах. Во-вторых, государство сегодня не финансирует студии, как это было 30 лет назад. Мы на общих основаниях участвуем в конкурсах Министерства культуры, чтобы получить средства на каждый конкретный проект — 50–70% от общей стоимости, остальное должны найти сами.
При этом «Союзмультфильм» — одна из немногих студий, сохраняющих традиционные техники анимации. Так, новый мультфильм «Умка на елке», завершающий классическую трилогию, мы сделали в аутентичной рисованной анимации. По исполнению эта техника почти в два раза дороже, чем 3D, и в три раза, чем 2D-анимация, поэтому для создания эпизода студия привлекла партнера — компанию «Роснефть». В пластилиновой анимации у нас работает такой признанный мастер, как Сергей Меринов — он создает популярный мультсериал «Пластилинки». Кстати, в планах «Союзмультфильма» развивать это направление на базе региональной студии в Новосибирской области. В то же время у нас в производстве есть проект в технике кукольной анимации — «Тише мыши», она очень дорогая, и не все студии могут себе ее позволить, однако это наше принципиальное решение — не только сохранять, но и развивать кукольный цех.
Нам было бы значительно проще оставить только 3D и 2D, однако для студии важно поддерживать традицию.
— Что еще хотелось бы улучшить?
— Хотелось бы кардинально изменить отношение к современной студии мэтров классической анимации. Мы уделяем много внимания авторскому направлению, лоббируем его поддержку на всех уровнях и очень бы хотели, чтобы Юрий Норштейн
, Александр Петров, Андрей Хржановский и другие мастера взаимодействовали с «Союзмультфильмом». Например, мы могли бы совместно открыть школу анимации. Тем более такой опыт у студии уже есть: в прошлом году мы организовали сценарный курс, а в этом году состоялся набор на обучение авторской режиссуре под руководством знаменитых мастеров Михаила Алдашина и Игоря Ковалева.
Сегодня в наш успех поверили многие. Студия получает огромное количество предложений о совместных проектах. Но наша главная амбиция на следующие пять-семь лет — чтобы нас заметили не только на российском, но и на международном рынке.
— Нишу анимации для детей и детского игрового кино в России занимает зарубежная продукция. Что нужно изменить, чтобы дети и молодежь снова стали интересоваться российским контентом? Например, канал «Дисней» на телевидении есть, а канала «Союзмультфильма» нет.
— Та тенденция, о которой вы говорите, была характерна для нашего рынка несколько лет назад. Сейчас, например, есть телеканал «Мульт»: он показывает исключительно российскую анимацию. Политики увеличения объема отечественного контента придерживается и телеканал «Карусель», где доля российских мультфильмов растет с 2010 года.
Одно из важнейших событий в новейшей истории российской анимационной индустрии произошло в 2017 году: мы встретились с президентом и рассказали ему о проблемах, сложностях и чаяниях отрасли. После этого был принят целый ряд важных решений, в числе которых введение налоговых льгот, что дало возможность индустрии за три года увеличить объем производства на 50%. Сейчас мы обсуждаем с правительством дальнейшее снижение налоговой нагрузки, а также льготы по налогу на прибыль, приравнивающие анимационную отрасль к сфере IT. Если мы их получим, перспектива роста отрасли на 15–20% в год сохранится. Уже сейчас паритет российского и иностранного контента на рынке составляет примерно 50 на 50. Иностранный преобладает в первую очередь на больших экранах: сказывается разница в бюджетах. Стоимость блокбастера крупной американской или европейской киностудии составляет 100 миллионов долларов — это годовая сумма господдержки всей российской индустрии. Однако при наличии необходимых законодательных инструментов и инвестиций мы сможем вывести российский контент на лидирующую позицию.
— Вы говорили в интервью, что у России есть возможность в течение пяти лет войти в топ-10 мировых анимационных держав. Какие для этого есть ресурсы?
— Во-первых, установление налоговых льгот, во-вторых — увеличение объема производства. Сейчас емкость российского рынка анимации в целом составляет порядка 200 миллионов долларов США, что равно стоимости двух качественных блокбастеров. Для того чтобы войти в десятку мировых держав, нужно достигнуть объема немногим более 400 миллионов долларов США. Думаю, что вырастить рынок в два раза можно, получив дополнительные налоговые льготы. Многие компании, например, смогут переквалифицироваться из производителей компьютерных и мобильных игр в анимационные студии.
— У вас трое детей, какие фильмы и мультфильмы вы вместе смотрите? Что им нравится? Есть ли какие-то ограничения вроде «только доброе кино» или «только 20 минут мультиков в день»?
— Ограничения, конечно, есть. Дочь Маша уже взрослая, а вот с сыновьями мы постоянно смотрим мультфильмы. Как правило, это новинки: фильмы Хаяо Миядзаки, полнометражные блокбастеры студий DreamWorks, Pixar, европейских режиссеров. Ну и, конечно же, все, что делает «Союзмультфильм», включая короткометражные картины. Самостоятельный просмотр и игры на гаджетах я разрешаю, но не более часа в день.
Знаете, иногда я искренне поражаюсь возможностям их восприятия. Например, когда мне, как члену жюри, нужно отсмотреть сложные фестивальные фильмы, сыновья часто присоединяются. Или вот недавно мы вместе посмотрели «Красную черепаху» Майкла Дадока де Уита — бесспорный шедевр, однако без слов и с малой динамикой. Что уж говорить, у меня очень «насмотренные» дети, поэтому они могут воспринимать такие непростые формы.
— Создавать новое на базе уже любимого зрителями — непросто. Как вы относитесь к критике, когда в интернете пишут, что новое «Простоквашино» вообще лучше было не выпускать на экраны?
— Взрыв критики был два года назад, когда мы выпустили первую серию. И это было ожидаемо: новый мультфильм сделан для современных детей. Учитывая их восприятие, мы строили сюжетные линии, темпоритм происходящих событий, рисовку. Старшее поколение привыкло к другим образам, с которыми связаны сильные ностальгические чувства. Поэтому первоначально и возник такой диссонанс. Сейчас же «Простоквашино» — наш безусловный хедлайнер: по данным Mediascope, мультсериал уже второй год входит в топ-10 лидеров смотрения в возрастной категории четыре — восемь лет, имея при этом высокие рейтинги и у аудитории 25–45 лет. У мультфильма есть свои фанатские сообщества, его цитируют в Сети. На сегодняшний момент сделано 44 серии, и мы планируем создать не менее 104 серий.
— Скоро должны выйти новые серии «Ну, погоди!», чем они отличаются от знакомого всем с детства сюжета?
— Тут также важный момент, что это не продолжение, а именно перезапуск. То есть мы оставляем тех же персонажей, жанр бездиалоговой комедии, рефрен погони, но помещаем все действие в современную 3D-мультвселенную. Классический «Ну, погоди!» был энциклопедией своего времени, таким отчасти будет и новый мультфильм: появятся отсылки к актуальным сегодня трендам, музыке. Кроме того, будут и новые второстепенные персонажи: барсук Тим, косуля Уля, ежик Шу. Мы долго откладывали выход мультфильма, потому как хотим максимально доработать образы, сюжеты и представить сразу несколько серий.
— Какие еще мультфильмы вы планируете показать зрителям в ближайшее время?
— В этом году «Союзмультфильму» исполняется 85 лет, и, естественно, юбилейный год не обойдется без премьер: всего их запланировано пять. В конце января мы презентовали первую из них — развивающий музыкальный сериал для маленьких зрителей от года до четырех лет под названием «Енотки». Он доступен для просмотра на видеосервисе Premier и совсем скоро появится на канале «Карусель». В числе премьер — перезапуск «Ну, погоди!» и приключенческий полнометражный мультфильм «Суворов». Всех тайн пока раскрывать не буду, подержим интригу.
— Год назад вы также возглавили Киностудию им. Горького — и сами говорили, что за последние 30 лет она не выпустила ни одного значимого фильма. Изменится ли ситуация в ближайшее время? Какие у студии планы?
— Не совсем так: не 30, а лет 15–17. До широкого проката долгие годы почти ничего не доходило. После кино производилось, но складывалось в стол. За последние месяцы многое изменилось: мы провели ревизию, ребрендинг, перезапустили производство. После предварительного анализа стало ясно, что студии стоит активно развивать направления документального и научно-популярного кино. Эта ниша сейчас практически не занята, а у нас в ведении находятся «Центрнаучфильм» и «Леннаучфильм», исторически славившиеся в этих жанрах. Уже сейчас на разных стадиях производства и разработки находятся 20 документальных фильмов и порядка восьми линеек научно-популярных. Думаю, что по итогам 2021 года у нас будет хороший набор фестивальных призов и возможность реализации этого контента на различных платформах.
Что касается игрового кино, то здесь киностудии понадобится еще два-три года, чтобы вернуться на рынок. Хотя уже в 2021–2022 годах мы начнем съемки двух картин: молодежного хоррора «Кукольник» и семейной комедии «Дядя из Чикаго». В целом по направлению игрового кино Киностудия Горького будет продолжать традиции и создавать детские, детско-юношеские и семейные фильмы. Так, один из наших проектов — новая экранизация повести «Вам и не снилось» Галины Щербаковой. Это будет не ремейк, не продолжение, а именно новая экранизация с современным музыкальным рядом и киноязыком. Уверена, фильм будет интересен молодой аудитории.
Но придется подождать: проекты, над которыми студия сейчас работает, появятся на экранах не раньше 2022 года. Начиная с 2023-го мы планируем выпускать в прокат не менее двух игровых картин в год, и если все пойдет хорошо, то с 2024/25 года — по три-четыре художественных фильма в год. Одно уже сегодня могу сказать точно: студия больше не будет производить ничего в стол. Каждый наш фильм найдет своего зрителя на ТВ-каналах, онлайн-платформах, экранах кинотеатров.
— Как вы считаете, можно ли вернуть зрителя в кинотеатры, особенно сейчас, в эпоху онлайн-платформ?
— Считаю, что можно и нужно. Дело в том, что поход в кинотеатр — это не только просмотр кино, а определенная социализация, способ провести время, особенно с семьей. Дома дети и родители смотрят разный контент, расходясь по разным комнатам, а просмотр фильма в кинотеатре — хороший способ объединить поколения. На Киностудии Горького мы как раз и планируем делать фильмы, которые можно смотреть всей семьей.
— Как вы справляетесь с трудностями, вызванными пандемией? Она ведь повлияла на всю индустрию: и на кинотеатры, и на съемки, многие из которых прекратились.
— В первую очередь она, конечно же, сильно повлияла на киноиндустрию. В 2020 году Киностудии им. Горького пришлось отложить запуск нескольких игровых и документальных фильмов. В основном тех, которые требуют натурных съемок или зарубежных поездок. Что касается анимационной индустрии, то она пострадала гораздо меньше за счет возможности дистанционного производства. Конечно, мы ожидаем некоторое проседание за счет снижения доходов от продажи лицензий, однако при этом онлайн-кинотеатры стали приобретать все больше контента, что поможет компенсировать потери. Мир меняется, вслед за ним меняется и индустрия, и я думаю, в ближайшее время мы найдем новые форматы и способы монетизации.

Фотографии предоставлены пресс-службой киностудии «Союзмультфильм»
Беседовала Ольга Романцова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна