Николай Лесков. Странник поневоле

От путевых заметок до драмы. Два класса гимназии и собрание сочинений в 12 томах. «Я ведь вполне самоучка», — говорил о себе литератор и писал о том, что видел.
«Простонародный быт» Лесков познал, общаясь в детстве с крестьянскими детьми. Отец, заседатель Орловской уголовной палаты, дворянин по выслуге, купил хутор в Кромском уезде и предоставил старшему сыну богатый материал для изучения. Детские воспоминания легли в основу рассказов «Несмертельный голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892).
После смерти родителя Лесков, не окончив образования, оказался в Киеве. Дядя будущего писателя, профессор, обеспечил племяннику университетский круг общения. Вольным слушателем Николай посещал лекции, изучал языки, дружил с иконописцами Киево-Печерской лавры. Тема духовенства Лескову, внуку священника, оказалась особенно близка. Впоследствии автор «Очарованного странника» подчеркивал свою «специальность» в литературе.
Николай Лесков взялся за перо от избытка впечатлений. На бумагу просились путевые заметки. Будучи агентом компании «Шкотт и Вилькенс», он много путешествовал по стране. «Это самые лучшие годы жизни, когда я много видел и жил легко», — вспоминал писатель. И в «самых глухих захолустьях» наблюдал и записывал. Так появились очерки
и жанровые картинки, которые переросли в романы и повести.
Дебют Лескова-публициста — 1859–1860 годы. Заметки 26-летнего автора опубликовали газета «Санкт-Петербургские ведомости» и киевские издания «Современная медицина» и «Указатель экономический». Спустя три года увидела свет первая короткая повесть.
«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть».
Дмитрий Святополк-Мирский, литературный критик
Лесков-писатель начинал с «Жития одной бабы» («Амур в лапоточках»). Повесть напечатал журнал «Библиотека для чтения». В 1964 году читатель узнал о непростой судьбе женщин разного сословия из произведения «Леди Макбет Мценского уезда». Сам автор называл эту повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом — о сильном и страстном женском характере.
Лесков-драматург впервые предстал перед публикой в 1867 году в Александринском театре
. Драма из купеческой жизни «Расточитель» вызвала недовольство критики. Писателя обвинили в «пессимизме и антиобщественных тенденциях».
Сам Николай Лесков считал своим худшим произведением роман «На ножах». Но, как отмечал Максим Горький
, «после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников». Лев Толстой
говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», Чехов
считал его одним из главных своих учителей наряду с Тургеневым
.
Хроника «Соборяне» (1872), рассказ «Запечатленный ангел» (1872), «Левша» (1881) «Тупейный художник» (1883) и другие произведения, выдержанные в сказовой манере, полюбились читателю. Но писатель постоянно расширял границы жанров.
Литературные эксперименты — легенды и новеллы, сказки и мемуарные
повести. Писатель то имитировал язык ХVIII века в «Заметках неизвестного», то намеревался выпустить вегетарианскую поваренную книгу России (и 1894 году сборник увидел свет), то переосмысливал знакомые слова. Микроскоп — «мелкоскоп», таблица умножения — «долбица умножения». Николай Лесков играл со стилями и словами, и его игру с удовольствием подхватили в ХХ веке — на сцене и в кино.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна